» » » Светлана Николаева - Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду


Авторские права

Светлана Николаева - Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду

Здесь можно купить и скачать "Светлана Николаева - Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Литагент «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»1f8e9364-c457-11e2-b841-002590591ed2, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Светлана Николаева - Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду
Рейтинг:
Название:
Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду
Издательство:
неизвестно
Год:
2010
ISBN:
978-5-86775-735-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду"

Описание и краткое содержание "Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду" читать бесплатно онлайн.



Данное пособие посвящено экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Оно включает в себя программу «Юный эколог» и подробные методические разработки по ее реализации в работе ДОУ. В основе книги лежат теоретические и практические исследования в области экологического воспитания дошкольников, проводимые автором на протяжении многих лет.

Пособие адресовано практикам дошкольного воспитания, преподавателям и студентам педвузов и педучилищ.






Светлана Николаева

Юный эколог

Программа экологического воспитания в детском саду

Одобрено Министерством образования Российской Федерации


Светлана Николаевна Николаева – доктор педагогических наук, главный научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования.

От автора

Программа «Юный эколог» разработана на основе теоретических и практических исследований в области экологического воспитания дошкольников, проводимых автором на протяжении многих лет в Российской академии образования. С 1993 года программа широко апробируется в различных регионах России. Она имеет обстоятельное методическое обеспечение, в том числе опубликованные ранее разработки по созданию эколого-педагогической среды в ДОУ и разработки конкретных технологий для практической работы с детьми разных возрастных групп. Материалы, опубликованные в серии статей в журнале «Дошкольное воспитание», получили высокую оценку педагогической общественности и в рейтинге журнала за 1996 год вышли на первое место.

С 1993 года программа успешно реализуется в ряде дошкольных учреждений г. Москвы и Московской области. Особо глубокая апробация программы проводилась на базе экспериментальных площадок в ДОУ №№ 1012, 403 и 169 г. Москвы. Опыт работы этих и других ДОУ представлен в книге «Экологическое воспитание дошкольников. Пособие для специалистов».

В 1998 году программа «Юный эколог» была одобрена Экспертным советом Министерства общего среднего и профессионального образования РФ. В соответствии с его решениями программа расширена и доработана. В нее включены новые разделы: «Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека»; «Рекомендации по распределению материала по возрастным группам».

В данном пособии раскрыты условия, соблюдение которых способствует успешной реализации программы «Юный эколог» в практике работы детского сада. Даны практические рекомендации по созданию развивающей эколого-предметной среды в дошкольном учреждении. Приведен широкий иллюстративный материал, который может быть взят за основу для создания необходимых наглядных пособий.

Автор надеется, что данное издание поможет многим дошкольным работникам по-новому взглянуть на проблему экологического воспитания детей и позволит им практически реализовать эти новые подходы в своей работе.

Программа экологического воспитания дошкольников

Пояснительная записка

Существующие программы для детского сада содержат раздел ознакомления детей с окружающим миром, в рамках которого осуществляется познание дошкольниками природы: разнообразия растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе. Материал программ ориентирует воспитателя на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, формирование навыков ухода за обитателями уголка природы. В целом положительные тенденции программ в настоящее время являются недостаточными для реализации общей стратегии непрерывного экологического образования, для закладывания основ экологической культуры, экологического сознания.

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.

Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями).

В программе представлено семь разделов. Первый раздел – это элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ. Следующие два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания. Четвертый прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза – роста и развития отдельных видов растений и высших животных. В пятом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Подразделы, отмеченные звездочкой, изучать с детьми необязательно, они могут быть полезны педагогу в качестве дополнительного материала. Шестой раздел показывает разные формы взаимодействия человека с природой. Особое (оздоровительное) значение имеет первый пункт, в котором рассматриваются потребности людей (детей) как живых существ и вытекающие отсюда требования к окружающей среде. В седьмом разделе даны общие рекомендации к распределению материала по возрастам.

Программа «Юный эколог» может быть использована в любом дошкольном учреждении, где происходит переход от традиционного ознакомления с природой к решению вопросов экологического воспитания дошкольников. В программе намеренно не дается жесткой привязки задач и содержания экологического воспитания к тому или иному возрасту, что позволяет начать ее реализацию в любой возрастной группе детского сада. Данные в программе рекомендации к распределению материала по возрастам позволяют воспитателю осуществлять индивидуальный подход к детям, регулируя на каждом этапе объем и глубину решения поставленных задач. Во всех разделах программы приведена позиция «отношение», которая поможет воспитателю понять, насколько дети приняли и усвоили новые знания.

Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека

Мироздание (Вселенная)

Знания. Дети знакомятся с видимыми явлениями Вселенной. Вселенная – это множество звезд, которые видны ночью на безоблачном небе. Солнце – это наша огненная звезда: оно ярко светит на безоблачном небе, с его восходом начинается день, после его заката наступает ночь. Вокруг Солнца вращаются холодные планеты: Марс, Венера, Земля и другие.

Земля – это планета, на которой мы живем. Наша планета – это огромный шар, окруженный слоем воздуха (небо). Большая часть Земли покрыта соленой водой – океанами и морями. Посреди океанов есть суша, твердь – это материки. Их всего шесть: Северная Америка, Южная Америка, Евразия (Европа и Азия вместе), Африка, Австралия и Антарктида. На планете Земля есть два полюса – Северный и Южный, на них очень холодно, они покрыты вечными льдами и снегами.

На суше (материках) есть равнины (ровные пространства), горы, холмы (невысокие горы), реки и озера (с пресной водой). Равнины и горы часто покрыты лесами. На каждом материке есть разные страны (государства), в которых живут разные народы. Наше государство называется Россия, в ней много городов и деревень, а самый главный город – столица Москва.

У планеты Земля есть спутник – Луна. Луна – это тоже планета. Она имеет форму шара, по размеру значительно меньше Земли, и вращается вокруг нее. На Луне нет воды, воздуха, тепла, поэтому там не живут растения, животные, люди. Луну видно ночью на безоблачном небе. Она бывает разной формы: в виде узкого месяца, который постепенно становится шире и превращается в круглую Луну, затем убывает, снова становится месяцем и исчезает совсем.

Отношение. Дети проявляют интерес к сведениям о мироздании: они охотно включаются в наблюдения за небом, с интересом участвуют в занятиях с глобусом и другими моделями, слушают рассказ взрослого, задают вопросы, отражают свои впечатления о Вселенной в рисунках.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду"

Книги похожие на "Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Светлана Николаева

Светлана Николаева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Светлана Николаева - Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду"

Отзывы читателей о книге "Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.