» » » Коллектив авторов - Молодежь в зоне риска. Социально-культурные основы профилактики пьянства и алкоголизма


Авторские права

Коллектив авторов - Молодежь в зоне риска. Социально-культурные основы профилактики пьянства и алкоголизма

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Молодежь в зоне риска. Социально-культурные основы профилактики пьянства и алкоголизма" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство ЛитагентБелорусская наука23f2ec98-e1c1-11e3-8a90-0025905a069a, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Молодежь в зоне риска. Социально-культурные основы профилактики пьянства и алкоголизма
Рейтинг:
Название:
Молодежь в зоне риска. Социально-культурные основы профилактики пьянства и алкоголизма
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-985-08-1918-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Молодежь в зоне риска. Социально-культурные основы профилактики пьянства и алкоголизма"

Описание и краткое содержание "Молодежь в зоне риска. Социально-культурные основы профилактики пьянства и алкоголизма" читать бесплатно онлайн.



В монографии представлено комплексное исследование формирования культуры личности как основания предупреждения и преодоления пьянства и алкоголизма в молодежной среде в контексте социально-экономического развития Республики Беларусь. Всесторонне исследован феномен пьянства как в условиях историко-культурного развития белорусского общества, так и на современном этапе, что позволило представить общую картину опасности и вреда этой формы девиантного поведения. Особое внимание уделяется развитию духовно-нравственных компонентов внутреннего мира человека, формированию здорового образа жизни и культуры досуга в качестве факторов предупреждения различных социальных девиаций.

Для исследователей, преподавателей, воспитателей, социальных работников, студентов, учащихся и их родителей и всех тех, кого волнует проблема социальной девиантности и поиска путей ее преодоления.






1. Время в разных участках социокультурного пространства обладает разной степенью плотности, то есть количеством событий в единицу астрономического времени.

2. В разных зонах социального пространства время обладает неодинаковой способностью конвертироваться в иные ресурсы.

3. Время имеет субъективное измерение: единица астрономического времени переживается по-разному [3, с. 227].

В современном обществе досуг не только отражает реалии, характерные для социума в целом, но и тем или иным образом оказывает влияние на повседневную жизнь. Досуг, несмотря на его различное проявление в разных социальных группах, рассматривается как досуг нового типа, то есть в нашем случае как способ конструирования собственной идентичности, включенный в стиль потребления индивида. В структуре идентичности индивида помимо основных характеристик, определяющих положение в социуме (профессия, местожительство), не последнее место отводится особенностям личной жизни, обусловленным индивидуальным вкусом и подразумевающим под собой, как правило, досуговые практики, увлечения. Реализация досуговых практик осуществляется в поведенческих стратегиях. В положительном случае эти стратегии проявляются в виде посещения учреждений культуры, спорта, занятия хобби и т. д., в негативном – приводят к пьянству и алкоголизму. Попытаемся далее выявить специфику досугового поведения в молодежной среде.

Как правило, изучение досуговых практик ограничивается замером лишь форм, целей проведения досуга, оставляя без должного внимания поведенческие практики. В нашем случае включение поведенческого индикатора позволит не просто проследить предпочтения относительно выбора формы проведения досуга, но и замерить реальные стратегии поведения, через которые реализуются досуговые практики респондентов[10].

Таким образом, в целях изучения специфики досуговых стратегий поведения в проведенном социологическом исследовании были замерены следующие показатели:

1. Целевые установки при выборе досуга;

2. Формы досуговых практик (фактические/желаемые);

3. Степень включенности в досуговые практики «другого» (семья, друзья и т. д.);

4. Уровень спланированности/спонтанности досуговых практик;

5. Поведенческие досуговые стратегии (посещение учреждений культуры, спорта);

6. Экономические стратегии поведения относительно выбора форм досуговых практик.


Рис. 1. Целевые установки при выборе досуга (средний балл от 1 до 5)


Для определения целевых досуговых установок молодым респондентам было предложено оценить от 1 до 5 баллов степень важности при выборе досуга разных его качеств. По результатам проведенного исследования первое ранговое место среди молодежи до 31 года заняла такая характеристика, как «возможность улучшить свое здоровье, поддержать хорошую физическую форму» (рис. 1).

Данные, представленные на диаграмме, свидетельствуют о том, что достаточно угрожающей тенденцией в молодежной среде является высокая значимость такого качества досуга, как «возможность развлечься», которое в иерархии целевых установок занимает второе ранговое место. Само по себе «развлечение» связывается с употреблением алкогольных напитков в той или иной степени.

Результаты социологического исследования позволили зафиксировать, что группа респондентов, оценивающих данное качество досуга («возможность развлечься») как значимое выше среднего (оценки 4 и 5), составляет 76,1 % от всей молодежной когорты респондентов. Эту группу можно обозначить как «группу риска». Статистический анализ полученных материалов[11] позволил зафиксировать социально-демографические характеристики респондентов, которые оказывают влияние на вероятность попадания в «группу риска»: пол, возраст, уровень образования, социальный статус и семейное положение. Так, средний возраст так называемой «группы риска» составляет 22 года. Зафиксирована также следующая зависимость: чем ниже уровень образования, тем выше риск «развлекаться» в негативном смысле этого слова. Наибольший риск демонстрируют холостые респонденты-мужчины.

Одной из задач проведенного социологического исследования являлось также изучение фактических и желаемых форм досуговых практик в молодежной среде (формулировка вопроса «Как Вы обычно проводите/хотели бы проводить досуг?»). Данные проведенного социологического исследования свидетельствуют о том, что молодежь по сравнению с населением в целом значительно чаще проводит свое свободное время в Интернете. Одновременно следует отметить, что молодые белорусы являются самыми активными посетителями культурно-досуговых учреждений (театров, музеев, концертных залов и др.), а также занимаются самообразованием, посещая различные тренинги, курсы и т. д. (рис. 2).

Социологический опрос зафиксировал рассогласование между фактическим и желаемым проведением свободного времени молодыми людьми. Наиболее угрожающей в контексте исследуемой проблематики досуговой стратегией является «поход в гости», где с высокой степенью вероятности употребляются спиртные напитки. Именно так проводят свободное время около 75 % молодых людей. При этом сама же молодежь этим не удовлетворена, поскольку данная стратегия является желаемой только лишь для 35 % опрошенных молодых респондентов.

Позитивным является и то, что в качестве желаемой обозначена стратегия «культурного проведения досуга», проявляющаяся в стремлении посещать учреждения культуры. Стремятся молодые люди также больше времени уделять самообразованию за счет снижения временных затрат на Интернет (табл. 1).


Рис. 2. Досуговые предпочтения белорусской молодежи, %


Таблица 1. Структура фактических и желаемых досуговых практик в молодежной среде, %


Одним из важных факторов, оказывающих влияние на характер проведения свободного времени, является выбор социально-досуговой группы. По результатам проведенного социологического исследования, молодые люди проводят досуг с друзьями и членами своей семьи (табл. 2)


Таблица 2. Социально-досуговые группы в молодежной среде («С кем Вы обычно проводите свободное время?»), %


Следует отметить, что статистический анализ данных позволил зафиксировать следующую особенность: те, кто использует «поход в гости» как стратегию проведения свободного времени, делают это в основном с друзьями, что создает определенные негативные условия для попадания в «группу риска».

Одним из показателей проведенного социологического исследования являлся «уровень спланированности/спонтанности досуговых практик». Предполагается, что чем выше уровень спланированности досуга, тем ниже риск спонтанного употребления алкогольных напитков в молодежной среде. По результатам зафиксировано, что уровень спланированности в молодежной среде равен 0,5[12]. Иными словами молодые респонденты только лишь иногда планируют проведение своего досуга (рис. 3).


Рис. 3. Частота планирования проведения свободного времени, %


Одной из важных профилактических мер развития пьянства в молодежной среде является культурно-досуговое поведение, проявляющееся в посещении учреждений культуры и спорта. По результатам проведенного социологического замера наиболее посещаемыми в молодежной среде являются (в порядке убывания):

1. Парк отдыха, парк с аттракционами,

2. Кинотеатр,

3. Спортивный зал, бассейн,

4. Концертный зал,

5. Театр,

6. Музей,

7. Библиотека,

8. Клуб, где проходят занятия по интересам.

Однако посещение культурно-досуговых мероприятий также иногда носит спонтанный характер. Об этом свидетельствует тот факт, что только 12 % постоянно отслеживают информацию о предстоящих культурно-досуговых мероприятиях (рис. 4).

Одной из задач проведенного социологического исследования являлось также изучение экономических стратегий поведения относительно выбора форм досуговых практик. Здесь выделено два аспекта: наличие необходимой суммы денег для проведения досуга (формулировка вопроса «Достаточно ли Вам денежных средств для проведения досуга?») и экономические стратегии желаемого проведения досуга (в случае отсутствия необходимых для желаемого проведения досуга денежных средств).

Большинство опрошенных молодых людей отмечают в той или иной степени нехватку денежных средств для проведения досуга (рис. 5).


Рис. 4. Частота отслеживания информации о предстоящих культурно-досуговых мероприятиях, %


В случае наличия материальных трудностей были выделены три типа экономических стратегий поведения:

1. Активистская стратегия – поиск денег и проведение свободного времени по ранее намеченному плану;

2. Адаптационная стратегия – поиск альтернативных вариантов проведения свободного времени, которые приемлемы по цене;


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Молодежь в зоне риска. Социально-культурные основы профилактики пьянства и алкоголизма"

Книги похожие на "Молодежь в зоне риска. Социально-культурные основы профилактики пьянства и алкоголизма" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Молодежь в зоне риска. Социально-культурные основы профилактики пьянства и алкоголизма"

Отзывы читателей о книге "Молодежь в зоне риска. Социально-культурные основы профилактики пьянства и алкоголизма", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.