Гарт Лиддел - Вторая мировая война
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Вторая мировая война"
Описание и краткое содержание "Вторая мировая война" читать бесплатно онлайн.
В надежде вновь завоевать господство на море Дениц потребовал от Гитлера увеличить численность дальней разведывательной авиации в Атлантическом океане и усилить авиационное прикрытие на транзитных путях. Дениц встретил более сочувственное отношение, чем Редер, который в свое время пытался преодолеть нежелание Геринга обеспечивать взаимодействие флота и авиации. Дениц также добился разрешение увеличить производство подводных лодок с 30 до 40 в месяц, и предоставить приоритет новым типам подводных лодок, способным развивать большую скорость в подводном положении. Однако, многообещающая подводная лодка типа "Вальтер" с двигателем, работающим на смеси дизельного топлива и перекиси водорода, испытала столько родовых мук. Что ни одна из них так и не была подготовлена к эксплуатации даже к концу войны. Новым важным усовершенствованием было внедрение шноркеля. Это устройство состояло из выдвижной трубы, по каналам которой засасывался воздух и отводились отработанные газы. Шноркель, изобретенный в Голландии еще до 1940 года, позволял подводным лодкам заряжать аккумуляторные батареи, оставаясь на перископной глубине. К середине 1944 года было установлено тридцать таких устройств.
В середине 1943 года у немцев появилось еще два новшества -самонаводящаяся торпеда, акустически направляемая на шум винтов судна, и планирующая бомба. Однако, в сентябре и октябре, в первые два месяца после активизации действий подводных лодок, союзники потеряли только 9 торговых судов из 2468, входивших в состав 64 североатлантических конвоев. За от же период было потоплено 25 немецких подводных лодок. После этого нового тяжелого поражения Дениц отказался от объединения подводных лодок в большие мобильные группы.
8 октября Англия по соглашению с Португалией приняла две авиационные базы на Азорских островах и с этого момента получила возможность обеспечивать авиационное прикрытие во всей северной Атлантике.
В первые три месяца 1944 года Дениц получил приказ сформировать группу из 40 подводных лодок для отражения угрозы высадки союзников в Западной Европе. К концу мая Дениц сосредоточил 70 подводных лодок в бискайских портах, а в северной Атлантике осталось только три подводные лодки.
Отказ Германии от ведения войны в северной Атлантике принес облегчение английскому Береговому командованию. 19-я авиационная группа к маю 1944 года потопила 50 и повредила 56 подводных лодок. За этот же период группа потеряла в Бискайском заливе 350 самолетов. Ее потери, вероятно, были бы меньшими, а эффективность действий еще большей, если бы в соответствии с исключительной важностью своей задачи Береговое командование имело больше самолетов.
Среди других событий этого периода следует отметить две успешные атаки на "Тирпиц", находившийся на якорной стоянке в северной Норвегии. Его атаковали три сверхмалые подводные лодки в сентябре 1943 года и самолеты военно-морской авиации в марте 1944 года. До того как тяжелые бомбардировщики английских ВВС в ноябре 1944 года потопили линкор, "Тирпицу" пришлось лишь однажды вести огонь главным калибром (во время рейда на остров Шпицберген). Количество повреждений, которые он выдержал, свидетельствует о высоком качестве конструкции и прочности немецких кораблей. Само его существование как корабля, представляющего потенциальную угрозу, оказало большое влияние на морскую стратегию Англии и отвлекло значительную часть сил флоты.
Угроза со стороны "Шарнхорста" отпала в декабре предыдущего года. Этот немецкий корабль, направляясь на перехват арктического конвоя, был сам перехвачен сильным соединением метрополии.
В первой половине 1944 года главное внимание Англии в водах метрополии уделялось небольшим немецким торпедным кораблям. Хотя число этих катеров никогда не превышало трех дюжин, они быстро перенацеливались с одного маршрута конвоев на другой и, улучая выгодный момент, доставляли большие неприятности.
Подводные лодки, сосредоточенные в западных портах Франции с целью противодействия высадке союзников через Ла-Манш, оказались малоэффективными, хотя ко времени вторжения в Нормандию в июне 1944 года эти лодки оснастили шноркелями, что делало их менее уязвимыми от нападения с воздуха.
Когда американская 3-я армия в середине августа приблизилась к западным портам Брест и Сен-Назер, большинство подводных лодок передислоцировалось в Норвегию. Суда, следующие в Англию и из Англии, вновь получили возможность пользоваться старым привычным путем — в обход Ирландии с юга и севера.
В конце августа из Норвегии и Германии двинулся поток подводных лодок. Огибая с севера Шотландию и Ирландию, они занимали позиции вблизи берега на всем протяжении до мыса Портленд-Билл на юге Англии. Однако в этой "прибрежной" кампании они достигли немногого, хотя благодаря использованию шноркелей несли меньшие потери, чем прежде. За четыре месяца, с сентября по декабрь 1944 года, подводные лодки потопили в прибрежных водах Англии только 14 судов.
Арктические конвои. Английские конвои начали направляться в северную Россию в конце сентября 1941 года. Зимой Архангельск был закрыт льдами. Пользовались единственным незамерзающим портом России Мурманском. Немцы допустили странную стратегическую ошибку: пытаясь захватить этот порт мощным ударом с суши, они тем самым утратили возможность перерезать этот северный путь снабжения в момент наибольшей уязвимости немецко-фашистское командование неоднократно пыталось захватить Мурманск, но контрмеры, принятые советским командованием, а также умелые, самоотверженные действия советских войск сорвали эти попытки- Прим. авт.
Когда же немцы осознали, насколько значительны масштабы помощи, оказываемой России этим путем, они поспешили пополнить свои морские и воздушные силы в Норвегии и в марте, марте, апреле и мае 1942 года нанесли ряд мощных ударов по арктическим конвоям союзников. Самый тяжелый удар принял конвой Р-17, отправившийся на восток в конце июня 1942 года. Адмиралтейство, опасаясь, что конвой и его охранение могут быть разгромлены немецкими военными кораблями, 4 юля приказало ему рассредоточиться в Баренцевом море. Беспомощные торговые суда подверглись нападению самолетов и подводных лодок. Уцелело лишь 13 из 36 судов. Конвой доставил 87 самолетов и потерял 210; доставил 164 танка и потерял 430; доставил 896 небоевых машин и потерял 3350. Были потеряны и другие грузы весом в 99316 т одной из основных причин тяжелых потерь конвоя Р-17 было решение английского адмиралтейства о перенацеливании английских военных кораблей, непосредственно охранявших транспорты, на выполнение другой задачи. При наличии угрозы со стороны подводных лодок и авиации противника снятие непосредственного охранения транспортов обрекало конвой на тяжелые потери. Советское командование приняло все меры для спасения конвоя. Советские корабли произвели для этой цели 193 боевых выхода, а авиация Северного флота — 304 самолетовылета. Для поиска и сопровождения союзных транспортов в южную часть Баренцова моря выходили эсминцы "Грозный", "Гремящий", "Сокрушительный", "Валерьян Куйбышев" и другие советские корабли Прим. авт.
После этой катастрофы следующий конвой отправили в Россию лишь в сентябре. Его охранение было значительно усилено, а адмирал Редер, предупрежденный радиоразведкой, из осторожности задержал большие военные корабли, которые могли бы разгромить охранение. В результате 27 из 40 торговых судов, входивших в конвой PQ-18, благополучно прибыло в Архангельск, а немецкие самолеты и подводные лодки понесли тяжелые потери. Немцы никогда больше не сосредотачивали таких крупных сил авиации на дальнем Севере.
С марта 1943 года, с увеличением продолжительности светлого времени, командующий флотом адмирал Тоуви не захотел рисковать новыми конвоями. В это время создалось критическое положение в Атлантическом океане, и корабли охранения м арктических маршрутов были переброшены в Атлантику, где они сыграли большую роль в разгроме немецких подводных сил.
К ноябрю движение арктических конвоев возобновилось. Теперь их сопровождали более значительные силы охранения, в состав которых входили новые конвойные авианосцы. Они наносили тяжелые потери военно-воздушным и подводным силам Германии и обеспечивали благополучную доставку грузов в Россию. 40 атлантических конвоев, отправленных с 1941 года, включали 811 судов, из них 58 было потоплено, а 33 по тем или иным причинам повернули обратно, 720 судов благополучно дошли до места назначения и доставили в Россию около 4 млн. т грузов. Поставки включали 5 тыс. танков и свыше 7 тыс. самолетов. Союзники при этом потеряли 80 боевых кораблей и 98 торговых судов. Немцы при попытках остановить движение конвоев потеряли линейный крейсер "Шарнхорст", три эсминца и 28 подводных лодок.
Последний этап. В первые месяцы 1945 года численность немецкого подводного флота продолжала расти как за счет строительства новых лодок, так и за счет уменьшения потерь благодаря внедрению шноркелей и прекращению дальних операций в Атлантическом океане. В январе были введены в строй 30 новых подводных лодок (в последние месяцы 1944 года строились в среднем 18 подводных лодок). Некоторые из них были нового, усовершенствованного образца с большей дальностью плавания на XXI водоизмещением 1600 т и прибрежного действия типа XXXIII водоизмещением 230 т. В марте подводный флот достиг максимальной численности — 463 единицы.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Вторая мировая война"
Книги похожие на "Вторая мировая война" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Гарт Лиддел - Вторая мировая война"
Отзывы читателей о книге "Вторая мировая война", комментарии и мнения людей о произведении.