Пинхас Талмуд - Шабат
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Шабат"
Описание и краткое содержание "Шабат" читать бесплатно онлайн.
Это издание трактата "Шабат" с комментариями р. П. Кегати в переводе на русский язык.
Талмуд (ивр. Учёба) - многотомный свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма. Мишна (ивр. повторение) - базовая часть Талмуда. Каждый трактат Талмуда состоит из Мишны и ее толкования - Гемары.
Трактат Шабат (ивр. Суббота) принадлежит разделу Моэд (ивр. Время). Работы, запрещенные в Субботу, - главная тема этого трактата Мишны.
МИШНА ТРЕТЬЯ
ОТКУДА МЫ ЗНАЕМ, ЧТО ВЫРОНИВШАЯ СЕМЯ НА ТРЕТИЙ ДЕНЬ – ритуально НЕЧИСТА? ПОТОМУ ЧТО СКАЗАНО (Шмот, 19:15): "БУДЬТЕ ГОТОВЫ К ТРЕТЬЕМУ ДНЮ". ОТКУДА МЫ ЗНАЕМ, ЧТО МОЮТ МЕСТО ОБРЕЗАНИЯ НА ТРЕТИЙ ДЕНЬ, СОВПАВШИЙ С СУББОТОЙ? ПОТОМУ ЧТО СКАЗАНО (Брейшит, 34:25): "И БЫЛО: НА ТРЕТИЙ ДЕНЬ, КОГДА ОНИ СТРАДАЛИ ОТ БОЛЕЙ". ОТКУДА МЫ ЗНАЕМ, ЧТО ПРИВЯЗЫВАЮТ ПОЛОСУ АЛОЙ ШЕРСТИ К ГОЛОВЕ КОЗЛЕНКА, ОТСЫЛАЕМОГО В ПУСТЫНЮ? ПОТОМУ ЧТО СКАЗАНО (Йешая, 1:18): "ЕСЛИ БУДУТ ГРЕХИ ВАШИ СЛОВНО АЛАЯ ШЕРСТЬ – БЕЛЫМИ СТАНУТ, КАК СНЕГ".
Объяснение мишны третьейОТКУДА МЫ ЗНАЕМ, ЧТО ВЫРОНИВШАЯ СЕМЯ НА ТРЕТИЙ ДЕНЬ – ритуально НЕЧИСТА?
Мужская сперма оскверняет человека и вещи, которые соприкоснулись с ней; человек, оскверненный ею – безразлично, притронувшись к ней или обнаруживший ее на своем теле, – становится первым по нечистоте. А женщина – если после интимной близости она окунулась в миквэ [и тем самым очистилась], а затем выронила сперму, то – если это произошло в то время, пока сперма сохраняет способность к оплодотворению, – женщина стала ритуально нечистой. Однако если это произошло уже после того, как сперма испортилась и потеряла способность к оплодотворению, женщина, выронив ее, остается ритуально чиста. Наша мишна учит, что в течение трех дней после интимной близости женщина становится ритуально нечистой, выронив сперму, однако после этого сперма теряет свою способность оплодотворять и потому женщина, выронив ее, остается ритуально чиста. Это и есть смысл вопроса: ОТКУДА МЫ ЗНАЕМ, ЧТО ВЫРОНИВШАЯ СЕМЯ НА ТРЕТИЙ ДЕНЬ – ритуально НЕЧИСТА? ПОТОМУ ЧТО СКАЗАНО в связи с дарованием Торы (Шмот, 19:15): "БУДЬТЕ ГОТОВЫ К ТРЕТЬЕМУ ДНЮ, не приближайтесь к женщине". Этот срок в три дня назначен для того, чтобы гарантировать ритуальную чистоту всех женщин к моменту дарования Торы: даже если какая-нибудь из них выронит сперму, она останется чиста. Однако предостерегать относительно других видов ритуальной нечистоты – таких, как нечистота ниды, зава и мецора – не было такой необходимости, потому что если человек так осквернен – его сердце все время остается неспокойным в отличие от этого о нечистоте, являющейся следствием страсти, вожделения и наслаждения, Всевышний особо напомнил сынам Израиля, чтобы они приняли Тору в состоянии благоговейного ужаса, страха и трепета (Гамеири). Тем не менее, ГАЛАХА не соответствует сказанному в нашей мишне, но установлена согласно мнению раби Эльазара, сына Азарьи, считающего (Микваот, 8:3), что женщина, выронившая сперму уже на третий день после интимной близости, чиста. Поэтому некоторые из комментаторов полагают, что текст этой мишны искажен, и исправляют его так: ОТКУДА МЫ ЗНАЕМ, ЧТО ВЫРОНИВШАЯ СЕМЯ НА ТРЕТИЙ ДЕНЬ – ритуально ЧИСТА? ПОТОМУ ЧТО СКАЗАНО (Шмот, 19:15): "БУДЬТЕ ГОТОВЫ К ТРЕТЬЕМУ ДНЮ" – потому что на третий день после того, как мужчины и женщины должны были начать воздержание от интимной близости, была дана Тора (Бартанура). Исправленная таким образом, наша мишна приходит в полное соответствие с Галахой. ОТКУДА МЫ ЗНАЕМ, ЧТО МОЮТ МЕСТО ОБРЕЗАНИЯ НА ТРЕТИЙ ДЕНЬ, СОВПАВШИЙ С СУББОТОЙ – что даже на третий день после обрезания жизнь того, кому сделали обрезание, находится в опасности, и потому для того, чтобы вымыть его горячей водой и тем самым укрепить его тело, разрешается греть для этого воду в субботу? ПОТОМУ ЧТО СКАЗАНО о жителях города Шхема, прошедших обрезание, (Брейшит, 34:25): "И БЫЛО: НА ТРЕТИЙ ДЕНЬ, КОГДА ОНИ СТРАДАЛИ ОТ БОЛЕЙ". Отсюда следует, что на третий день тот, кому произвели обрезание, чувствует сильные боли, и потому считается, что его жизнь находится в опасности. Тем более это относится в первым двум дням: опасность тогда еще больше, и больного безусловно разрешается мыть горячей водой в субботу. А почему Шимон и Леви напали на жителей Шхема именно на третий день?
Есть такое объяснение: в течение первых двух дней Шимон и Леви советовались, исполнить ли свой замысел, а когда настал третий день, они пришли к такому выводу: если мы не нападем на жителей Шхема сегодня, то завтра они уже станут сильнее, – поэтому Шимон и Леви решили напасть и перебить их в тот же самый день (Гамеири).
Другая точка зрения – что именно на третий день боли особенно усиливаются, и жизни больного начинает угрожать опасность – однако на второй день после обрезания опасности нет (см. "Тосфот Йомтов", "Тифэрет Исраэль"). ОТКУДА МЫ ЗНАЕМ, ЧТО ПРИВЯЗЫВАЮТ ПОЛОСУ АЛОЙ ШЕРСТИ К ГОЛОВЕ КОЗЛЕНКА, ОТСЫЛАЕМОГО в Йом-Кипур В ПУСТЫНЮ? ПОТОМУ ЧТО СКАЗАНО (Йешая, 1:18): "ЕСЛИ БУДУТ ГРЕХИ ВАШИ СЛОВНО АЛАЯ ШЕРСТЬ – БЕЛЫМИ СТАНУТ, КАК СНЕГ". Первоисточник этого – трактат Мишны "Йома", где рассказывается (4:2), что после того, как первосвященник определяет с помощью жребия, какой из двух козлят будет отведен в пустыню, он повязывает на его голову полосу алой шерсти далее (в гл. 6) сказано, что первосвященник прочитывает над ним исповедь в грехах всего Израиля и вручает козленка человеку, специально назначенному для того, чтобы отвести того в пустыню. Поднявшись в пустыне на утес, с которого посланник должен столкнуть козленка, этот человек разделял полосу алой шерсти на две части: одну он привязывал к скале, а другую – завязывал между рогов козленка, и после того, как он сталкивал его со скалы, алая шерсть становилась белой – в знак, что грехи Израиля искуплены. Как косвенное обоснование этого приводит наша мишна этот стих из книги пророка: "ЕСЛИ БУДУТ ГРЕХИ ВАШИ СЛОВНО АЛАЯ ШЕРСТЬ – БЕЛЫМИ СТАНУТ, КАК СНЕГ".
МИШНА ЧЕТВЕРТАЯ
ОТКУДА МЫ ЗНАЕМ, ЧТО УМАЩЕНИЕ – КАК ПИТЬЕ В ЙОМ-КИПУР? ХОТЬ И НЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО, НО НАПОМИНАНИЕ ОБ ЭТОМ – ТО, ЧТО СКАЗАНО (Тегилим, 109:18): "И ВОШЛО, КАК ВОДА, В УТРОБУ ЕГО, И КАК МАСЛО, В КОСТИ ЕГО".
Объяснение мишны четвертойОТКУДА МЫ ЗНАЕМ, ЧТО УМАЩЕНИЕ – КАК ПИТЬЕ В ЙОМ-КИПУР? – Что так же, как запрещено пить, запрещается умащаться оливковым маслом в Йом-Кипур? ХОТЬ И НЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО – хотя приводимая ниже цитата и не является прямым доказательством этого, – НО НАПОМИНАНИЕ ОБ ЭТОМ – но все же косвенное доказательство и намек на это – ТО, ЧТО СКАЗАНО (Тегилим, 109:18): "И ВОШЛО, КАК ВОДА, В УТРОБУ ЕГО, И КАК МАСЛО, В КОСТИ ЕГО" – то есть, мы видим, что Писание приравнивает умащение маслом к питью воды. Тем не менее, это равенство имеет значение только в одном отношении – и то, и другое запрещено в Йом-Кипур (как было сказано) однако в отношении наказания за нарушение этого запрета умащение и питье не равны: карет грозит только тому, кто ест и пьет в Йом-Кипур, но не тому, кто нарушает остальные запреты, связанные с этим днем.
МИШНА ПЯТАЯ
ВЫНЕСШИЙ ДРОВА – ЧТОБЫ ИСПЕЧЬ САМОЕ ЛЕГКОЕ ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ЯЙЦО, СПЕЦИИ – ЧТОБЫ ПРИПРАВИТЬ САМОЕ ЛЕГКОЕ ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ЯЙЦО, И СОЕДИНЯЮТСЯ ОНИ ДРУГ С ДРУГОМ. СКОРЛУПУ ОРЕХОВ, ГРАНАТОВУЮ КОЖУРУ, ВАЙДУ И МАРЕНУ – ЧТОБЫ ПОКРАСИТЬ ИМИ НЕБОЛЬШУЮ МАТЕРИЮ НА СЕТКЕ ДЛЯ ВОЛОС. МОЧУ, СОДУ И ЩЕЛОК, СОЛОНЕЦ И ПОТАШ – ЧТОБЫ ВЫСТИРАТЬ ИМИ НЕБОЛЬШУЮ МАТЕРИЮ НА СЕТКЕ ДЛЯ ВОЛОС. РАБИ ЙЕГУДА ГОВОРИТ: ЧТОБЫ ПРОВЕРИТЬ ИМИ ПЯТНО.
Объяснение мишны пятойЭта мишна и следующие возвращаются к вопросу о минимальных количествах, запрещенных к выносу в субботу.
ВЫНЕСШИЙ в субботу ДРОВА [подлежит наказанию в том случае, если их достаточно для того,] ЧТОБЫ ИСПЕЧЬ САМОЕ ЛЕГКОЕ ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ЯЙЦО – кагрогерет куриного яйца, смешанного с маслом и налитого в сковороду (как уже говорилось выше, 8:5). Вынесший СПЕЦИИ – то есть растения, которыми приправляют пищу и которые придают ей остроту и аромат (см. "Тосфот Йомтов"), – [нарушает субботу, если их достаточно,] ЧТОБЫ ПРИПРАВИТЬ САМОЕ ЛЕГКОЕ ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ЯЙЦО – яичницу из куриного яйца, – И СОЕДИНЯЮТСЯ ОНИ ДРУГ С ДРУГОМ – все виды специй соединяются, чтобы образовать то нормативное количество, которое запрещено для выноса в субботу: если человек вынес несколько видов специй, и в сумме их достаточно, чтобы приправить такую яичницу, этот человек подлежит наказанию. Зеленую СКОРЛУПУ недозрелых ОРЕХОВ и ГРАНАТОВУЮ КОЖУРУ [– используемые как красители], ВАЙДУ – растение, из которого изготовляют голубую краску, – И МАРЕНУ – корень, из которого изготовляют красную краску, – [вынесший перечисленные выше вещества нарушает субботу тогда, когда их достаточно,] ЧТОБЫ ПОКРАСИТЬ ИМИ НЕБОЛЬШУЮ МАТЕРИЮ НА СЕТКЕ ДЛЯ ВОЛОС – кусок материи, пришитый сверху на сетку, которой женщины прикрывают свои волосы. Есть версия: КАК СЕТКА ДЛЯ ВОЛОС – то есть, норма этих красящих веществ равна количеству, которое требуется для того, чтобы покрасить кусок материи величиной с сетку для волос. [Вынесший] МОЧУ, СОДУ И ЩЕЛОК, СОЛОНЕЦ – то есть почву, содержащую в себе много щелочи, – И ПОТАШ – вещества, которыми пользуются для чистки и стирки, – [подлежит наказанию, если вынес их] в количестве, достаточном для того, ЧТОБЫ ВЫСТИРАТЬ ИМИ НЕБОЛЬШУЮ МАТЕРИЮ НА СЕТКЕ ДЛЯ ВОЛОС – о которой было сказано выше. РАБИ ЙЕГУДА ГОВОРИТ: ЧТОБЫ ПРОВЕРИТЬ ИМИ ПЯТНО красного цвета, которое женщина обнаружила на своей одежде и не знает: то ли это менструальная кровь, то ли краска. Об этом говорит Мишна (Нида, 9:6): "Семью веществами проверяют пятно: слюной ничего не евшего с утра человека, соком [разжеванных] бобов, МОЧОЙ, СОДОЙ, ЩЕЛОКОМ, СОЛОНЦОМ И ПОТАШОМ", если после пятно не исчезает, ясно, что это – краска. И раби Йегуда считает, что в качестве нормы, запрещенной к выносу в субботу, следует взять то количество этих веществ, которые требуются, чтобы проверить такое пятно. НО ГАЛАХА НЕ СООТВЕТСТВУЕТ МНЕНИЮ РАБИ ЙЕГУДЫ.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Шабат"
Книги похожие на "Шабат" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Пинхас Талмуд - Шабат"
Отзывы читателей о книге "Шабат", комментарии и мнения людей о произведении.