Елена Федорова - Императорский Рим в лицах

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Императорский Рим в лицах"
Описание и краткое содержание "Императорский Рим в лицах" читать бесплатно онлайн.
Тема этой книги – люди императорского Рима, как они выглядели и что собой представляли: римский скульптурный портрет дан в соединении с тем повествовательным материалом, который содержится в произведениях античных писателей и в надписях; таким образом, искусство скульптуры и искусство слова взаимно дополняют друг друга. Римский скульптурный портрет является в высшей степени ценным психологическим документом мировой истории, так как виртуозная техника ваятеля сочетается в нем с беспощаднымреализмом. Римский портрет, как и античная литература, убеждает нас в том, что античный мир был миром очень энергичных людей с чрезвычайно богатым разнообразием характеров и интеллекта, был миром людей, психология которых во многом перекликаетсяс психологией современного человека: у древних римлян были иные социально – экономические условия, иной исторический опыт, но в принципе они были такими же людьми, как и мы.
Особенную силу приобрели даки (жившие на территории современной Румынии); более того, они попытались вступить в переговоры с парфянами (жившими в Месопотамии и в Персии), которые угрожали владениям Рима на Востоке.
В 101 г. Траян начал войну с даками, которая в 106 г. завершилась их полным разгромом и превращением Дакии в римскую провинцию. В честь побед над даками Траян в 102 г. был награжден почетным титулом «Дакийский».
Победу над даками Траян отметил в Риме роскошными зрелищами, которые продолжались 123 дня подряд; на аренах цирков и амфитеатров сражалось 10 тысяч гладиаторов и было убито 11 тысяч диких зверей.
В память об этой знаменательной победе римского оружия Траян повелел соорудить в Риме новую площадь, которая получила его имя – форум Траяна.
Это был самый величественный и самый роскошный из всех форумов Рима (так как старый республиканский Форум стал мал, то рядом с ним императоры начали строить свои форумы, которые получили их имена: Юлия Цезаря, Августа, Веспасиана, Нервы).
Для сооружения форума Траяна надо было срыть до основания часть Квиринального холма.
Форум Траяна помимо площадей включал в себя целый комплекс роскошных зданий.
В центре малой площади сохранилась мраморная колонна, которую спиралью обвил скульптурный рельеф с изображением эпизодов войны с даками. Высота колонны вместе с цоколем 39 м 83 см. Внутри колонны вьется лестница, сложенная из мраморных блоков; она имеет 185 ступеней и освещается 42 небольшими световыми отверстиями. На цоколе колонны торжественная надпись: «Сенат и народ римский (воздвигли эту колонну) императору Цезарю Нерве Траяну Августу, сыну божественного Нервы, Германскому, Да-кийскому, великому понтифику, наделенному властью народного трибуна в 17-й раз, императору в 6-й раз, консулу в 6-й раз, отцу отечества, для того, чтобы было видно, какой высоты холм был срыт, чтобы освободить место для возведения этих столь значительных сооружений» (ВЛЭ, с. 66).
Открытие форума Траяна состоялось в январе 112 г.
В середине IV в. форум Траяна еще полностью сохранял свое великолепие и поверг в изумление императора Констанция II, о чем Аммиан Марцеллин рассказывает так:
«Когда император пришел на форум Траяна, это единственное в мире сооружение, достойное, как я полагаю, удивления богов, он остолбенел от изумления, обводя взором гигантские творения, которые словами описать невозможно и которые никогда не будут еще раз созданы смертными людьми. Не имея никакой надежды воздвигнуть что-либо подобное, Констанций сказал, что хочет и может воспроизвести только коня, на котором красуется фигура Траяна посреди парадной площади. Стоявший около императора персидский царевич Ормизда заметил со свойственным его народу остроумием: «Сначала прикажи, император, построить столь же великолепную конюшню, если это возможно; конь, которого ты собираешься сделать, должен ступать столь же широким шагом, как и тот, который перед нами». Этот самый Ормизда на вопрос, нравится ли ему Рим, ответил, что ему не нравится только то, что и в Риме, как ему сказали, люди тоже смертны» (Амм. Марц. XVI, 10, 15-16).
В 106 г. Рим завоевал Набатейское царство и превратил его в провинцию Аравию.
Осенью 113 г. Траян выступил из Рима в поход против парфян, который в 115 г. завершился разгромом Парфии и захватом ее столицы Ктесифона; Траян посадил на парфянский престол своего ставленника.
В 114 – 115 гг. были присоединены к Риму в качестве провинций Месопотамия и Армения.
На территории древнего Арташата, бывшей столицы Армении, в 1967 г. обнаружены фрагменты торжественной латинской надписи, свидетельствующей о строительной деятельности Траяна. Сейчас эта надпись экспонируется в Музее истории Армении в Ереване.
По титулу Траяна она датируется 116 г. Вот ее текст:
«Император Цезарь Нерва Траян, сын божественного Нервы, Наилучший Август, Германский, Дакийский, Парфянский, великий понтифик, наделенный властью народного трибуна в 20-й раз, император в 13-й раз, консул в 6-й раз; при счастливых обстоятельствах Четвертый Скифский легион соорудил» (ВЛЭ, с. 181).
Эта трехстрочная надпись сделана аккуратно вырезанными крупными буквами на пяти плитах из местного известняка, общая протяженность которых 8, 5 м при высоте плит 80 см. К сожалению, нельзя сказать определенно, какое именно сооружение украшала эта надпись. Возможно – арку водопровода. Власть римлян в Армении была очень непродолжительной, а в первую очередь римляне обычно создавали сооружения практические: прокладывали мощеные дороги (была такая дорога и в Армении, сохранился милевой столб с императорским именем) и строили водопроводы.
Военные успехи римлян на Востоке не были прочными. В 115 – 116 гг. начались крупные волнения в Вавилонии, Месопотамии, Сирии, Палестине, на Кипре, в Египте и Кирене (в Ливии), снова пришли в движение парфяне.
Благоразумие заставило Траяна отступить и увести войска.
На пути в Рим в августе 117 г.Траян скончался в Киликии (в Малой Азии).
Прах Траяна был доставлен в Рим и похоронен в золотой урне в цоколе колонны на форуме его имени. Наверху колонны поставили статую божественного Траяна, который навсегда остался в памяти потомков как лучший император. Вошло в обычай, вручая полномочия новому императору, желать ему быть счастливее Августа и лучше Траяна.
В Риме в честь Траяна было сооружено несколько триумфальных арок, однако они не сохранились. Триумфальная арка Траяна сохранилась до наших дней на территории античного города Беневента (совр. Беневен-то) в Италии; на ней надпись, сделанная в 114 г.:
«Императору Цезарю Нерве Траяну Наилучшему Августу, Германскому, Дакийскому, сыну божественного Нервы, великому понтифику, наделенному властью народного трибуна в 18-й раз, императору в 7-й раз, консулу в 6-й раз, отцу отечества, храбрейшему принцепсу, сенат и народ римский» (ЛН, 194).
Плотина
Помпея Плотина была женой Траяна. Это была умная и достойная женщина, пользовавшаяся всеобщим уважением.
Плиний Младший в панегирике Траяну говорит о ней: «Твоя жена соответствует твоей славе и служит тебе украшением. Можно ли быть чище и целомудреннее ее? Твоя жена из всей твоей судьбы и славы берет на свою долю только личное счастье. Она с удивительным постоянством любит и уважает тебя самого и твое могущество. Ваши взаимные отношения все те же, как и раньше, вы в равной степени заслуживаете уважения, и ваша счастливая судьба прибавила только то новое, что вы стали понимать, с каким достоинством вы оба умеете нести свое счастье. Как бережлива твоя *ена в частной жизни, как скромна в окружении свиты, как проста в своем обращении! Разве она сама придерживается скромности и молчания не потому, что видит, что вокруг тебя нет ни страха, ни честолюбия, и разве не старается она подражать ходящему пешком мужу, насколько ей позволяют делать это ее женские силы? При такой скромности мужа сколько уважения оказывает ему жена, сколько в этой женщине уважения и к самой себе!» (Плин. Пан. 83).
В памяти потомков образ Плотины сохранился как образ женщины честной и справедливой, что хорошо видно из слов Аврелия Виктора, писателя IV в.:
«Кажется совершенно невероятным, насколько Помпея Плотина содействовала славе Траяна. Когда его прокураторы (финансовые чиновники) стали допускать притеснения в провинциях и клевету, так что, как говорили, имея дело с зажиточными людьми, один начинал с вопроса: «На каком основании это у тебя?», другой – с вопроса: «Откуда ты это взял?», третий – со слов: «Выкладывай, что у тебя есть!», – она упрекала за это мужа, ругая его, что он не заботится о своем добром имени, и так на него воздействовала, что он впоследствии не допускал незаконных изъятий и стал называть фиск (императорскую казну) лианой, от процветания которой хиреют остальные растения» (Авр. Викт. Извл. XLII).
Плотина содействовала тому, что власть после смерти Траяна перешла к Адриану, хотя неизвестно, действительно ли Траян при жизни усыновил его.
Плотина умерла в 129 г.
Марциана
Ульпия Марциана была сестрой Траяна и жила в его доме. Она тоже была женщиной добродетельной и скромной. Плиний Младший о Марциане говорит:
Марциана. Мрамор. Неаполь. Национальный музей
«Она никогда не забывает своего положения сестры. Как легко признать в ней, Цезарь (Траян), твою простоту, твою правдивость, твою прямоту. А если кто-нибудь начнет сравнивать ее с твоей супругой, у того сейчас же возникает сомнение: что лучше для добродетельной жизни – счастливое происхождение или хорошее руководство? Ничто так не порождает вражду, как соперничество, особенно – среди женщин. А соперничество возникает чаще всего на почве близких отношений, поддерживается сходностью положения, разгорается от зависти, которая обычно приводит к ненависти. Тем более приходится считать удивительным, что между двумя женщинами, живущими в одном доме и на равном положении, не происходит никаких столкновений, никаких ссор. Они взаимно уважают друг друга, взаимно во всем уступают одна другой, и в то время как обе тебя горячо любят и уважают, не задаются вопросом, какую из них ты больше любишь. У обеих одинаковые стремления, одинаковый образ жизни, между ними нет ничего такого, что бы позволило видеть в них двух разных людей. Ведь они стараются подражать тебе, приноравливаются к тебе. Поэтому и характер и нравы у них одинаковые, у той и другой они твои. Поэтому они обе так скромны, так спокойны» (Плин. Пан. 84). Марциана скончалась еще при жизни Траяна, в 114 г.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Императорский Рим в лицах"
Книги похожие на "Императорский Рим в лицах" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Елена Федорова - Императорский Рим в лицах"
Отзывы читателей о книге "Императорский Рим в лицах", комментарии и мнения людей о произведении.