» » » » Василий Татищев - История Российская. Часть 1


Авторские права

Василий Татищев - История Российская. Часть 1

Здесь можно скачать бесплатно "Василий Татищев - История Российская. Часть 1" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Древнерусская литература, издательство Олег Колесников, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Василий Татищев - История Российская. Часть 1
Рейтинг:
Название:
История Российская. Часть 1
Издательство:
неизвестно
Год:
2003
ISBN:
5-17-018268-6,5-17-013378-2
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История Российская. Часть 1"

Описание и краткое содержание "История Российская. Часть 1" читать бесплатно онлайн.



Татищев Василий Никитич (1686 – 1750), русский государственный деятель, историк. Окончил в Москве Инженерную и артиллерийскую школу. Участвовал в Северной войне 1700-21, выполнял различные военно-дипломатические поручения царя Петра I. В 1720-22 и 1734-37 управлял казёнными заводами на Урале, основал Екатеринбург; в 1741-45 – астраханский губернатор. В 1730 активно выступал против верховников (Верховный тайный совет). Татищев подготовил первую русскую публикацию исторических источников, введя в научный оборот тексты Русской правды и Судебника 1550 с подробным комментарием, положил начало развитию в России этнографии, источниковедения. Составил первый русский энциклопедический словарь ("Лексикон Российской"). Создал обобщающий труд по отечественной истории, написанный на основе многочисленных русских и иностранных источников, – "Историю Российскую с самых древнейших времен" (книги 1-5, М., 1768-1848).

"История Российская" Татищева – один из самых значительных трудов за всю историю существования российской историографии. Монументальна, блестяще и доступно написанная, эта книга охватывает историю нашей страны с древнейших времен – и вплоть до царствования Федора Михайловича Романова. Особая же ценность произведения Татищева в том, что история России здесь представлена ВО ВСЕЙ ЕЕ ПОЛНОТЕ – в аспектах не только военно-политических, но – религиозных, культурных и бытовых!






ГЛАВА СОРОК ПЯТАЯ

О ДРЕВНЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РУССКОМ И ДРУГИХ В ПРИМЕР

1. Книги непотребные. О власти и порядках правительств историку не потребно бы более писать, как только о событиях в описываемой области и причинах, из-за которых что переменилось. А что касается начала сообществ, порядков, правительств и должностях правителей и подданных, оное собственно относится к философии в частях морали, или нравоучения, закона естественного и политики, что от разных философов достаточно на разных языках описано и, по моему мнению, Христиан Вольф лучше прочих, т. е. кратко и внятно, передал. Но поскольку оные на наш язык не переведены и, кроме Пуфендорфовой Политики и морали, в книжице О человеке и гражданине смешанной, в печати не имеем, напротив же изданных, но не потребных с излишком, как например Макиавеллиева О князе, Гоббса Левиафан292, Лока Правление гражданское293, Боккалини и тому подобные более вредительные, нежели полезные, находятся, из чего у нерассудных странные, с мудростию и пользою государства несогласные рассуждения производятся, а некоторые, с великим их собственным и государственным вредом, на непристойное дерзнули. Из-за того я о сем сверх необходимого мне для истории кратко оное упомянуть за потребное рассудил.

2. Человек один бесполезен. Супружеское сообщество. Должность супружества. Договор хранить должно. Начальство сообществу нужно. Муж глава жены. Не только правила мудрости гражданской, но самое естество нас учит, что человека единственного для обретения совершенной себе пользы, удовольствия и спокойности недостаточно, как и для того, чтобы приобретенное сохранить, в чем нас писание святое утверждает. Всевышний творец, создав человека, рек: «Не хорошо быть человеку одному», Бытие, гл. 2, ст. 18, и сотворил ему помощницу, жену. Чрез это первое в роде человеческом сообщество учинилось, когда муж и жена, свободные для общей их пользы, согласие имеют в сочетание, или совокупление, такое, которого главный мотив умножить род свой, как Господь по сотворении жены первый им закон и должность супружества определил и так оное твердо сочетание утвердил, говоря: «И будут два одна плоть». По чему должна между ними такая любовь и верность быть, как каждый к себе самому имеет, что святой Павел изъяснил: «Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти». И так как супружество должно быть на основании договора добровольного и благорассудного, потому оного расторгнуть никто не может; разве только с одной из сторон договор будет нарушен, тогда другая сторона к сохранению договора имеет право принудить или же оставаться сам по себе не обязана, о чем в праве естественном изъяснено. И это правило на все прочие договоры простирается. В договоре же супружеском хотя не все долженствования и обещания, а только об искренней любви, ни о начальстве, ни о власти не упоминаются, но как бы из древности введенный обычай за известный всем оставляется; однако ж должно так разуметь, что никакое сообщество, малое или великое, без начальства и власти быть не может. Начальство же и власть дается по преимуществу, например по старейшинству, разуму и способности; способность же состоит в проворстве, искусстве и силе или умении. И так как муж от природы бóльшими способностями одарен, того ради и писание святое мужа властелином и главою жены, а жену помощницею и телом именует.

3. Отеческое начальство. Родителей должность. Детей должность. После сотворения жены, как выше сказано, творец первый закон положил: плодиться, наполнить землю и обладать. После умножения же детей произошло начало другого правительства, отеческого и сообщества родового. Родители должны, по закону вышеобъявленному, детей не только до возраста, когда они будут способны к приобретению потребного, воспитать, но и способными их к тому научением достаточным сделать; а дети должны за все те благодеяния родителям любовь верную с почтением и послушанием изъявлять, недостающее у них от своих приобретений довольствовать, да чрез то и своим чадам пример подавать.

Сироты. Приемыши. Сия обязанность не только рожденных чад, но сиротам к их воспитателям и на усыновленных чад простираться должна, ибо всяк своим благодетелям должен как родителям благодарение с верностью, любовью и послушанием воздавать, как на то пословица указывает: спасибо тому, кто поит и кормит, а более тому, кто хлеб-соль помнит.

Монархии основание. На сем основании большею частью правительство монархии состоит. Монарх как отец, а подданные как чада почитаются, каким бы порядком оное ни учинилось.

4. Господственная власть. Должность господ. Служителей должность. Когда людей умножилось на земле, то многим с достаточным имением и разумом старость и болезни не только к большему приобретению, но сохранению и обороне от насилующих препятствовали, особенно тем, кому детей, способных к помощи и служению, недоставало. Напротив, другие молодые, здоровые и силою к трудам способные за недостатком искусства собственного и наставления потребного им приобрести не могли. Сии согласились на таком договоре, что старейший имеет власть оному повелевать, его всем потребным довольствовать и на все полезное наставлять, а младший обязался все повеления оного верно и прилежно исполнять; следственно, один о пользе другого взаимно прилежать стали должны. Так вот учинилось третье сообщество домовное. Принявший во услужение господин, а поддавшиеся служители, или холопы, именовались. Должность господ к холопам и оных к их господам апостолы Петр, гл. 2, ст. 16, 18, Павел, Ефесянам, гл. 6, ст. 5, Колоссянам, гл. 3, ст. 21, гл. 4, ст. 1, 1 Тимофею, гл. 6, ст. 1, гл. 2, ст. 9, довольно описали.

5. Хищник и господин разнятся. Раба и холопа разность. Невольника свобода. Закон о холопах. Как покоритель или хищник от господина разнится тем, что первый, каким-либо насилием своего неприятеля или бессильного нагло преодолев, себе покорит, противно тому, настоящий господин правом благодеяния, как отец над чадами, или добровольным договором в служение, или холопство, примет, так между рабом и холопом есть разница. Холоп, как выше показано, по договору на время договорное, а раб покоренный и плененный есть невольник вечный и наследственный. Однако же есть такой у некоторых обычай, что родители детей своих или пленников других в рабство продают, что некоторые за четвертое основание сообщества полагают. Но рассмотрев обстоятельства, 1) что сообщество как выше показано, на умном и добровольном договоре, а это на противном тому основано; 2) родители своих чад и господа служителей не имеют власти их вредить и губить, а покоритель с его неприятелем имеет власть по своей воли поступить; 3) первые подвластные не имеют власти своему господину воспротивиться или отрешиться, доколе господин свою должность ненарушимо хранит; противно тому, раб, или невольник, имеет право всегда от неволи своей освободиться, если только способ получит, как Гуго Гроций в его Законе войны и мира, Пуфендорф в Праве естественном и народном, Вольф в Политике изъяснили; следственно, это за сообщество порядочное счесть невозможно. И хотя наши переводчики писания святого служитель и раб за едино приняли, что наш патриарх Иов в Истории по причине челобитья холопов, чтоб не быть рабами, изъяснил и царь Василий Иванович Шуйский для утешения великого в холопах смятения закон учинил, что пленному рабом быть только пока он свободу не получит, а холопов в прежней верности оставил служить по кабале и полетной.

6. Злость начало градов. Ремесла причина градов. Сии единодомовные или хозяйские сообщества не могли долго в спокойности и безопасности быть, ибо как оных умножилось, так зависть, ненависть и злость в сердцах нечестивых возросла, оные немощных и неосторожных грабить и убивать начали, и потому нужда требовала к обороне и защите от таковой наглости силу присовокуплять и разным домам, совокупясь, укрепиться оградою, и это от ограждения град именовали. Другая причина совокупления домов от потребностей, ибо всякому хозяину различные вещи требовались, которые если бы всяк сам делал, то своим обычным промыслом без остановки долго заниматься бы не мог. Например, некоторым недоставало припасов на одежды, иной не умел или не имел возможности дом себе построить, иному сосудов, оружия и пр. недоставало; для того разных промыслов и ремесел люди совокупились, чтобы всяк свободно потребное себе в близости достать и своим промыслом других довольствовать, а также и сам потребное получить в близости мог, и все вместе в пользе и защите всего сообщества обязались, чрез что гражданство начало возымело.

7. Гражданства начало. Политии начало. Выше показано, что никакое сообщество без начальства, а начальство без преимущества и власти быть не может, потому и в гражданстве явилась нужда для упорядоченного правления и повеления иметь начальство. Сие, думаю, начало свое возымело с основания супружеского, так как немного домов в тесное совокупление собрались и все хозяева домов разное преимущество в обществе имели, то должно и нужно было для всякого совета, суда или рассуждения всем сходиться и общим согласием решать и определять, что в малых селениях весьма способно было и из-за того именовано по-гречески полития, т. е. гражданство или правление гражданское.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История Российская. Часть 1"

Книги похожие на "История Российская. Часть 1" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Василий Татищев

Василий Татищев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Василий Татищев - История Российская. Часть 1"

Отзывы читателей о книге "История Российская. Часть 1", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.