Василий Татищев - История Российская. Часть 4

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История Российская. Часть 4"
Описание и краткое содержание "История Российская. Часть 4" читать бесплатно онлайн.
Татищев Василий Никитич (1686 – 1750), русский государственный деятель, историк. Окончил в Москве Инженерную и артиллерийскую школу. Участвовал в Северной войне 1700-21, выполнял различные военно-дипломатические поручения царя Петра I. В 1720-22 и 1734-37 управлял казёнными заводами на Урале, основал Екатеринбург; в 1741-45 – астраханский губернатор. В 1730 активно выступал против верховников (Верховный тайный совет). Татищев подготовил первую русскую публикацию исторических источников, введя в научный оборот тексты Русской правды и Судебника 1550 с подробным комментарием, положил начало развитию в России этнографии, источниковедения. Составил первый русский энциклопедический словарь («Лексикон Российской»). Создал обобщающий труд по отечественной истории, написанный на основе многочисленных русских и иностранных источников, – «Историю Российскую с самых древнейших времен» (книги 1-5, М., 1768-1848).
«История Российская» Татищева – один из самых значительных трудов за всю историю существования российской историографии. Монументальна, блестяще и доступно написанная, эта книга охватывает историю нашей страны с древнейших времен – и вплоть до царствования Федора Михайловича Романова. Особая же ценность произведения Татищева в том, что история России здесь представлена ВО ВСЕЙ ЕЕ ПОЛНОТЕ – в аспектах не только военно-политических, но – религиозных, культурных и бытовых!
О послании к Москве. И послал государь к Москве Божьего величия чудные дела возвестить к своей царице Анастасии, и к отцу своему и богомольцу Макарию митрополиту, и к брату своему князю Юрию Васильевичу боярина своего и дворецкого Даниила Романовича Юрьева.
А сам государь послал по всем улусам черным людям ясачным жалованные грамоты покровительственные, чтобы шли к государю, не боясь ничего; а кто лиха чинил, тем Бог мстил; а их государь пожалует, а они бы ясаки платили, как и прежним казанским царям.
Арские люди прислали к государю бить челом. И прислали к царю арские люди бить челом казаков Шамая да Кубиша с грамотою, чтобы государь их пожаловал, черных людей, гнев свой отдал и велел ясаки брать, как и прежние цари, и прислал бы к ним сына боярского, кто бы им сказал государево жалованное слово, а их собрал, поскольку они от страху разбежались, и они бы, учинив государю правду, дав присягу, поехали к государю. И царь государь и великий князь послал к ним сына боярского Никиту Казаринова да Камая мурзу казанского. А с луговой стороны также черемиса приехали к царю бить челом, и государь их пожаловал.
Об освящении града. В тот же год октября четвертого дня город Казанский вычистили от множества трупов мертвых, и государь поехал во град, и избрал место среди града, и водрузил на нем крест своими руками царскими, и заложил на том месте храм во имя пречистой владычицы нашей Богородицы честного ее Благовещения. И пел молебен протопоп Андрей, и с игуменами и со священниками освящал воду. И пошел государь царь и великий князь с крестами по стенам градским, и освятил град во имя святой и живоначальной Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, и пречистой Богоматери, и великих чудотворцев.
Об освящении церкви. Того же месяца шестого дня освящал государь церковь соборную Благовещения пречистой Богородицы, и освящал Андрей протопоп да со Свияги рождественский протопоп Афанасий и с игуменами, и со священниками. В тот же день выбрал царь государь воевод, кого ему оставить после себя в Казани, старшего боярина и воеводу князя Александра Борисовича Горбатого, тому и царевым местом управлять велел, да боярина и воеводу князя Василия Семеновича Серебряного и иных воевод многих, да с ними оставил дворян своих старших, и детей боярских многих, и стрельцов, и казаков.
Государю били челом арские люди. Того ж месяца в 10 день приехал Никита Казаринов и Камай мурза, а с ними многие арские люди и царю государю били челом, чтобы им государь свою милость показал, а они всею землею государю бьют челом и ясаки дают. И царь государь черных людей и арских пожаловал, а ясаки на них велел брать прямые, как были при Махметелиме царе, и приказал боярину своему князю Александру Борисовичу, а велел их к шерти привести, и ясаки на них брать, и во всем ими управлять.
Государю били челом луговые люди. В тот же день луговые люди из Як и из многих мест к государю приехали, а били челом государю от всех луговых людей, так же и арских, хотели государева жалования. И царь государь их пожаловал по тому же, приказал боярину своему их к шерти приводить и управу чинить; и в тот день правду от всех людей черных дали.
Того же месяца 11 дня постановил государь с братом своим князем Владимиром Андреевичем и со всеми боярами идти к Москве; а самому государю идти Волгою рекою в судах, а в конной отпустил слугу и воеводу князя Михаила Ивановича Воротынского с товарищами, идти им на Василь город берегом. В тот же день царь и государь слышал молебн у Благовещения пречистой Богородицы, и положил всю надежду на милосердого Бога, и пречистую его матерь, и великих чудотворцев, и сказал: «Ты, владыко наш Христос, сие соделал, ты соблюди во имя свое град и людей». И приказал боярину своему и воеводе князю Александру Борисовичу с товарищами все творить по своему царскому наказу; и пошел к Волге, и в тот день ночевал на берегу у Волги. И на следующий день сел государь с братом своим в ушкуи, и погреб вверх Волгою, и пригреб в тот день во Свияжский град, и тут ночевал. И приказал боярину и воеводе князю Петру Ивановичу горными людьми управлять, и ясаки брать, и во всем их беречь велел, и горным людям всякую управу велел чинить во Свияжском городе, а луговым и арским велел управу в Казани чинить, а о местных делах горным с казанскими велел государь посланиями обмениваться воеводам казанским со свияжскими, а свияжским с казанскими.
В тот же день государь пошел Волгою к Василю городу и к Новгороду Нижнему, и пригреб государь в Нижний Новгород. И тут его встретил от его царицы боярин его князь Федор Андреевич Булгаков и от брата его князя Юрия Васильевича окольничий его Владимир Васильевич Морозов, а от митрополита Иван Кузьмин, Елизар Соболев, и здравствовали государю на его богодарованной вотчине, царстве Казанском, и многими челобитьями похваляя его труды и подвиги. А также и множество народов Богу великое благодарение возносили о несказанном его даре, и государю великое благодарение приносили, и к Богу о нем всенародною молитвою вопили: «Умножь, всемилосердый Бог, лет жизни его, который избавил нас от таковых змей ядовитых, от которых много лет зло страдали мы».
О походе из Новгорода. Оттуда государь поехал на конях на Балахну к Владимиру. И тут к государю приехал от его царицы Настасьи боярин Василий Юрьевич Траханиот и возвестил царю и государю, что ему послал Бог у царицы его, и родился ему сын царевич Дмитрий. Государь благочестивый испустил от радости несказанной слезы и сказал: «Что воздам, владыко, за такое твое благодарение? Удвоил ты ко мне свою милость». И Василия жаловать обещался. А сам государь из Владимира поехал в Суздаль к Покрову пречистой Богородицы, и там молебны совершив, поехал на Юрьев к живоначальной Троице и к чудотворцу Сергию. И вошел в церковь живоначальной Троицы, и припал к образу, и долгое время со слезами молитвы к Богу воссылал. А затем пришел к чудотворцевым мощам преподобного отца Сергия и многие сердечные слезы с молитвою испускал и всю надежду на Бога, и на пречистую его Богоматерь, и на великих чудотворцев; игумену и братье великие слова с челобитьем говорил за их труды и подвиги, их молитвами государь благое получил. И бывший там митрополит Иоасаф, и игумен, и братия государю со слезами челом били об избавлении христианском.
Встретил царя и государя брат его князь Юрий Васильевич. И пошел государь к Москве и ночевал в селе своем Танинском; и тут его встретил брат его государев князь Юрий Васильевич и бояре государевы, которые на Москве были. И князь Юрий Васильевич здравствовал государю на царстве Казанском и со благородным сыном царевичем Дмитрием. И возрадовался государь, который, с такою победою придя, узрел брата своего здравым, а также и князь Юрий Васильевич, и бояре, и все люди, возрадовались, видя царя своего пришествие, с великими победами идущего.
О приходе царском к Москве. Пришел государь к царствующему граду Москве, и встречали государя множество народа, и поля не вмещали их: от реки Яузы и по самый град и до посада по обе стороны пути бесчисленно народа, старые и юные, весьма громко вопия. Ничего же иного не слышно было, только: «Многих лет царю благочестивому, победителю варваров и избавителю христианскому!». И встретил царя благочестивого у пречистой у Сретения митрополит с крестами и с чудотворными образами, и со архиепископами, и епископами, и со всем священническим чином. И пришел государь к чудотворным образам, и знаменовался у образов, и благословился у отца своего богомольца Макария, митрополита всея Руси, и от всего священного собора.
Речь царя и великого князя Иоанна Васильевича всея Руси к Макарию митрополиту и ко всему священному собору. Отец наш Макарий, митрополит всея Руси, архиепископы и епископы и весь православный русский собор! Били мы вам челом о вашем к всесильному Богу подвиге и прилежных молитвах, чтобы вы, господа мои, молили премилостивого Бога, и пречистую Богородицу, и великих чудотворцев, и всех святых о вашем здравии, и прощении многих согрешений, и об устроении земском, и об избавлении от варварского нашествия, и от всех видимых и невидимых врагов избавлении. Еще же и советовались мы с вами о том, что казанские цари и все казанские люди многие годы чрез наше жалование нам изменяют, и христианство расхищают, и многие грады и села, Богом дарованные нам, нашей Русской державы попленили, и в тех градах было нескольким церквам святым разорение и низложены честные монастыри и попленены, и множество народа христианского, священнического чина и иноческого, и князей, юных и младенцев, и бояр мужского пола и женского, и неисчислимое количество крови христианской пролилось, и в плен расхищены и рассеянны по лицу всей земли, грехов ради наших, особенно же моих согрешений. И не раз в прежние годы бывшие прежде нас отцы наши и деды, а также и мы вооружались во отмщение им, воевод своих посылали и нисколько не преуспели из-за грехов наших. И ныне мы с Божиею помощию по вашему совету ходили на них, и в то время приблизился к нам недруг наш крымский Дивлет-Гирей царь и желал после отшествия нашего на Казань до конца православие погубить. И ты, отец наш Макарий, митрополит всея Руси, и своими о Святом Духе детьми, архиепископами, и епископами, и игуменами, и со всеми священными соборами, не презрел к себе моления нашего и помянул владыки нашего Христа слово: «Бдите и молитесь, да не войдете в напасть». И исполнил ты Христово слово бдением, и молитвами, трудами, и голоданием, и всенощным стоянием. А также заповедал ты по всем святым местам и всему народу христианскому после нашего отшествия против иноплеменных на пост и на молитву к всемогущему Богу, и владыке Христу, и пречистой Богоматери, и великим чудотворцам об избавлении христианском и о наших согрешениях. И милосердый Бог молитв ради пречистой Богоматери, и великих чудотворцев, и твоих ради великих трудов, и молитв архиепископов, и епископов, и всего священного русского собора, и всенародные молитвы услышав, подал нам помощь: крымский Дивлет-Гирей царь возвратился, никем не гонимый, но только гневом Божиим и вашими молитвами святыми, не дождавшись вас, вскоре возвратился. А которые его люди с нашими людьми виделись, и над теми нам Бог милосердие свое показал, наши воеводы крымских многих воевод побили и многих живых к нам привели. И мы ныне благодарение Богу приносим, а тебе, отцу своему Макарию, митрополиту всея Руси, и архиепископам, и епископам, и всему священному собору челом бьем. И после отшествия, господин, крымского царя, положив упование на всемогущего Бога, и на пречистую его Богоматерь, и на великих чудотворцев молитвы и на ваши святые молитвы уповая, на оных свирепых кровопроливцев казанцев пошли мы и с братом своим князем Владимиром Андреевичем, и со всем своим воинством. И, дал Бог, дошли туда здраво милосердого Бога помощию и поспешением пречистой его Богоматери и великих чудотворцев молитвами, и вашими святыми великими трудами, и бдениями, и молитвами, и преждепочивших родителей наших молитвами, а также попечением, и мужеством, и храбростью брата нашего князя Владимира Андреевича, и всех наших бояр, и воевод, и всего нашего христианского воинства усердием и страданием за непорочную нашу и истинную христианскую веру, и за святую церковь, и за единородную нашу братию православных христиан. И милосердый Бог призрел с высоты небесной, изливая щедроты благости своей на нас, неблагодарных рабов своих, и не по нашему согрешению даровал нам благодать свою, царствующее место, многолюдный град Казань, и со всеми живущими в нем, передал в руки наши, и Магметову прелесть прогнал, и водрузил животворящий крест в запустенной мерзости казанской. И все живущие в ней басурмане судом Божиим в один час без вести погибли, а царь казанский Едигер-Махмет один живой нами найден был. И по Божию дарованию, его святой воле, а вашими святыми молитвами град Казанский, прежде бывший нечестивый, освящали во имя живоначальной Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, нераздельное Божество, и по стенам градским с крестами ходили, и церковь соборную во имя пречистой нашей Богородицы воздвигли по твоему прежнему благословению и совету, и иные храмы во имя угодников Его. И Божиим милосердием и вашими молитвами из всех казанских пределов все земские люди, арские и луговые, нам добили челом и обещались нам пожизненно дань даровать. А там мы с Божиею благодатию на сохранение градам и землям оставили воевод своих, людей многих, а сами с таким великим Божиим дарованием сюда к образу пречистой Богоматери, и к мощам великих чудотворцев, и к твоей святыни, и к отеческому своему месту здравы пришли. И я тебе, отцу своему и богомольцу, и всему священному собору с братом своим князем Владимиром Андреевичем и со всем нашим воинством на ваших трудах и молитвах, которыми вашими молитвами сии великие чудеса Бог соделал, много челом бьем пред священным собором.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История Российская. Часть 4"
Книги похожие на "История Российская. Часть 4" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Василий Татищев - История Российская. Часть 4"
Отзывы читателей о книге "История Российская. Часть 4", комментарии и мнения людей о произведении.