Ю. Березкин - Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика"
Описание и краткое содержание "Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика" читать бесплатно онлайн.
Варианты сюжета, в которых собака охарактеризована положительно, известны и в Южной Азии. В мифе качари, одного из народов Ассама, бог создает людей, но не успевает до наступления темноты вложить в тела души. Ночью братья бога уничтожают его творение. Тогда бог создает двух собак, они отгоняют разрушителей, и утром он завершает творение [Soppitt 1885: 32]. Похожие тексты записаны у народов мунда на востоке Индии, в частности у корку, сантал, бирхор и у собственно мунда [Elwin 1949: 16, 19-20, 280—281]. Параллели с сибирскими текстами особенно очевидны, если учесть, что по крайней мере у качари и в менее явной форме у сантал вся эта серия эпизодов следует после рассказа о добывании земли со дна моря. В то же время лишь у качари, бирхор и мунда божество создает сторожа, отгоняющего персонажей, пытающихся испортить человеческие тела, причем у мунда это не собака, а паук. Мунда вряд ли жили в Индии ранее II тыс. до н.э. [Fuller 2002: 206]. Прародина тибето-бирманцев находилась близ Ассама, в Сычуани, но их глубокое проникновение в Бирму и Ассам также началось лишь с I тыс. до н.э. [Driem2002]. Отсутствие рассматриваемого мифа у дравидоязычных народов Индии делает маловероятным его южноазиатское происхождение. Наиболее вероятно поэтому, что исходный ареал мотива собаки-сторожа следует искать в Центральной Азии.
45
Holmberg 1927: 384
46
Василевич 1959: 184; Вербицкий 1893: 118; Лукина 1990: 42, 291—293
47
Мотив съеденного плода, травы и т. п. как условия достижения сексуальной зрелости у первых людей есть у дравидов Индии [Elwin 1949: 281—282, 291], причем там он оформлен проще, нежели в Ветхом Завете — съеденный плод приводит к появлению месячных кровотечений или беременности.
48
Характерно, что в более отдаленные северные и восточные ареалы (Таймыр, Колыма, Камчатка, Чукотка) миф о собаке-предательнице вообще не проник.
49
Ср. доводы в пользу проникновения на Алтай манихейства через согдийское посредничество [Кызласов 2001].
50
Гимм 1982: 109
51
Шимкевич 1896: 16
52
Смоляк 1989
53
Смоляк 1980: 228—229
54
Шталь 1982: 196—198
55
Eisen 1919: 234—238; Toivonen 1937: 97-99
56
Акцорин 1991, № 116: 178; Toivonen 1937: 99
57
Бутанаев, Бутанаева 2001: 24
58
Никифоров 1915: 245—246
59
Потанин 1883, № 70: 323; Хангалов 1958—1960, т.1: 220; т.3, № 129: 362
60
Потанин 1883, № 70: 322—323; 1893, № 19: 351
61
Юань Кэ 1987: 206, 337
62
Китайцы помещали «Страну собачьих жунов» на северо-западе. Как и у монголов и тюрков, псоглавцами считались только мужчины, женщины имели чисто человеческий облик. Ср. записанное в Дагестане у мюрагинцев представление о стране, где по ночам мужчины превращаются в собак [Ханагов 1892: 153].
63
McCleary 1997: 69-71
64
Carneiro 1977: 7
65
Leonard a. o. 2002: 1615
66
Fagan 1995: 362; Schwarts 1997: 103, table 2.1
67
Schwarts 1997: 103, table 2.1
68
Bird 1990; Burger, Merwe1990; Staller 2001; 2003; Staller, Thompson 2002; Tykot, Staller 2002
69
Schleidt, Shalter 2003: 65
70
Savolainen a. o. 2002
71
Crockford 2000: 271—285
72
Leonard a. o. 2002
73
Саблин, Хлопачев 2004; Sablin, Khlopachev 2002
74
Абрамова 1984: 322; Громов 1948: 369—372
75
Диков 1979: 54-60
76
Крижевская 1978: 75-78; Медведев и др. 1971: 62-63
77
Подтвержден новыми исследованиями[200].
78
Tchernov 1997
79
Вполне одомашненная собака в Леванте появляется с Докерамического Неолита Б[201], но даже если морфологические отличия натуфийской собаки от волка и были невелики, это животное уже явно находилось в особых отношениях с человеком.
80
Березкин 2003: 231, 268
81
Sadek-Kooros a. o. 1972; Васильев 2004: 93
82
Йеттмар 1986: 358
83
Сагалаев 1984: 73
84
Потанин 1891: 141—143
85
Елизаренкова 1972: 199, 353
86
Крюкова 1999: 17-20
87
Boyce 1984: 146
88
Walker, Uysal1966, № 5: 64-71
89
Бунятов и др. 1900: 97
90
Демидов 1962: 196
91
Толеубаев 1991: 94
92
Баялиева 1972: 71
93
Алексеев 1980: 175
94
Потанин 1883, № 131: 412—416
95
Таубе 1994, № 3: 61-69
96
Саломатина 1993: 46-52
97
Дьяконова 1976: 280
98
Анохин 1924: 3-4; Дьяконова 1976: 278—279
99
Никифоров 1915: 60
100
Суразаков 1982: 101
101
Дыренкова 1940, № 97, 99: 333, 335
102
Айхенвальд и др. 1982: 164
103
Чарнолуский 1962: 84-93
104
Кузнецов 1904: 101; Sebeok, Ingemann 1956: 112
105
Васильков 1999: 21; Holmberg 1927: 63
106
Салмин, рукоп.
107
Салмин 1989: 81
108
Королева 2004
109
Хелимский 1982: 400
110
Попов 1936: 76
111
Прокофьева 1961: 58
112
Воскобойников 1973, № 18: 80-89
113
Николаева и др. 1989: 155
114
Штернберг 1933: 492—493
115
Смоляк 1980: 228
116
Березницкий 2003: 78
117
Подмаскин 1991: 45, 120
118
Березницкий 1999: 104
119
Крейнович 1930: 52
120
Крейнович 1930: 52
121
Batchelor 1927: 161
122
Богораз 1939: 45; Bogoras 1902: 636
123
Jochelson 1908: 103
124
Среди этносов, знакомых с мотивом «загробной собаки», Иохельсон упоминает также ительменов и юкагиров, но подробностей не приводит[202]. См. также [203].
125
Если язык индейцев, у которых записан текст, относится к крупной семье, эта принадлежность указывается в скобках курсивом.
126
Vanstone 1978: 55-56
127
Nelson 1899: 488—490
128
Hawkes 1916: 153
129
Boas 1895, № XXV/3: 321—322
130
Krause 1989: 192
131
Каменский 1906: 98; Kamenskii 1985: 72
132
De Laguna 1972: 771
133
Swanton 1908: 430
134
Без объяснения смысла обряда о том же сообщает А. Каменский[204].
135
Skinner 1913: 86
136
Smith1997: 158—160
137
Beck, Walters 1977: 206—207
138
Jones 1919, № 1: 3-23
139
Schwartz 1997: 93; Skinner 1913: 90
140
Bierhorst 1995, № 151, 194: 65, 73
141
Schwartz 1997: 93
142
Mathews 1982: 48
143
Beauchamp 1922: 158—159
144
Gayton 1935: 274; Skinner 1913: 86
145
Stansbury 1906: 362—363
146
Greenlee 1945: 138—139
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика"
Книги похожие на "Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ю. Березкин - Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика"
Отзывы читателей о книге "Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика", комментарии и мнения людей о произведении.