Татьяна Москвина - Эссе, статьи, рецензии
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Эссе, статьи, рецензии"
Описание и краткое содержание "Эссе, статьи, рецензии" читать бесплатно онлайн.
О. М. - классический актер направления, заданного в русском искусстве Художественным театром. В других исторических обстоятельствах он мог бы занять место, скажем, Михаила Чехова. Муза О. М. вечно тревожна и крайне чувствительна к трещинам мира и изломам времени. Он призван играть необычайных людей необычайной судьбы. В роли обыкновенного прапорщика-наемника на кавказской войне (Кавказский пленник) из-под легкого слоя вполне убедительной, артистически наброшенной на образ характерности смотрит обреченным и пронзительным взглядом все тот же герой драмы Бытия, попавший в чужую колею и решивший стать палачом, а не жертвой. Получив в Сибирском цирюльнике роль юнкера Андрея Толстого, не подходящую к нему ни по каким признакам, О. М. перевел ее из комедийно-мелодраматической тональности в драматическую, с оттенком присущей ему фатальности. Не вышло поднять ангела, падшего в Утомленных солнцем, и вернуть ему все отобранное - молодость, любовь, Родину. Не получилось заставить актера-любимца публики доиграть то, чего он в свое время не сыграл. Утонченный, гордый и несчастный Толстой-О. М., бледный отверженный Пьеро из вечной комедии масок, чудом попадает в игрушечную михалковскую Россию, оказавшуюся очередной ловушкой рока.
В Маме он в роли старшего, самого злосчастного сына, сидящего в сумасшедшем доме. Со вкусом играющий все симптомы шизофренического аутизма, О. М. здесь есть нечто иное и большее, чем персонаж. Восстание сына против изолгавшейся и преступной матери пронизывает кич этой картины токами подлинной трагедии. В О. М. заложен духовный бунт, трагическое возражение духа - природе, несогласие с общей социально-животной участью, стремление уйти прочь от тяжкой пошлости быта-бытия. Это, конечно, самый что ни на есть романтизм. Это отзвук великих прошлых битв человеческого духа, закончившихся повальной демократизацией всех понятий и вынужденным снижением гуманистического разума до простых забот очеловечивания масс. Романтического героя драмы Бытия, отражающегося в загадочном, странно-волнующем, необычайном "зеркале" актера О. М., это не касается. На его опаленных крыльях не лежит пыль здешних дорог. Неведомой и роковой нитью связаны судьба этого героя и участь зрителей. А найдет герой истинную дорогу к свету или выродится в обольстительный фантом, в чертову куклу - вряд ли от О. М. зависит.
В конце концов это его машина
© Татьяна Москвина, "Pulse", май 2000 г.
Меньшиков редко дает интервью, соблюдает православные обряды и скрывает пороки. В современном мире все это - редкость.
Как положено герою, взлелеянному авторским вымыслом, он должен появиться в конце сложноподчиненного предложения, точно в конце гостиничного коридора, дойти до зеркала, войти в него и выйти, продолжая призрачно-фатальный путь то ли один, то ли уже вдвоем. Олег Меньшиков. Наш ответ Голливуду. Три раза фильмы с его участием номинировались на «Оскар» («Утомленные солнцем», «Кавказский пленник», «Восток-Запад») и один раз заветный символ был получен. Этим летом наш герой явно пойдет в Кремль за третьей Государственной премией (за невезучего «Сибирского цирюльника», который бы и «Оскар» получил, если б не отсутствие у фильма «фарта»).
Он живет в Москве на Энской набережной, ездит на джипе Мерседес с шофером, имеет просторный офис с репетиционным помещением на Энском бульваре. Билеты на поставленный им спектакль «Горе от ума» с собой в главной роли стоят семьсот рублей и продаются мгновенно. Он прекрасно выглядит, отлично одевается, окружен преданными друзьями, его любят неистово и беспредельно, как положено любить натуральную звезду.
Мастер исчезновения
Подозрительная картинка, правда? И не только потому, что человек не может быть измерен суммой внешних примет успеха, а «между чашей и устами всегда найдется место для несчастья», как писал Альфред де Мюссе. Я довольно хорошо знаю его творчество и к тому же мы немного знакомы. И если по-простому, по-обывательски спросить меня, дескать, ну, и что за человек Меньшиков? - отвечу честно: «А черт его знает!».
Взять, к примеру, интервью с ним. Они случаются, вопреки мифу об их отсутствии. Его спрашивают, он отвечает. Говорит слова, вполне связные. При этом ничего не остается в памяти, никакого впечатления от личности, и вообще нет ощущения, что состоялся какой-то диалог.
Меньшиков возвел вокруг себя крепостную стену, за которой растет заколдованный лес. Таинственное зеркало, вмонтированное в его психическое устройство, рьяно бережет своего хозяина и отражает энергетические потоки, к нему направленные, обратно. Тут есть что беречь. Меньшиковский роковой дар - талант то есть - интереснее и обширнее носителя. Этот дар, рожденный из духа музыки, живет за словами, между словами, вне слов и на слове его не поймать. На дружеских вечеринках Меньшиков обязательно садится за фортепьяно или включает караоке и облегченно с видимым наслаждением поет. В этой стихии ему абсолютно привольно.
Благополучный герой
Меньшиков родился и вырос в мирной семье, и в жизни не имел никаких видимых неурядиц, кроме разве язвы желудка и попадания в больницу по сему поводу. Тем не менее, много лет он играет одних трагических неудачников, несчастливцев с изломанной судьбой, больными нервами, расшатанной психикой, нелюбимых, ненужных, обманутых, покинутых и плачущих.
Только в последних картинах у него появились хоть какие-то родственники (мама там, жена), а до того его герои пребывали в отчаянном сиротстве. Затопленный обожанием и поклонением, он сыграл тем не менее отверженного Чацкого, и, когда артист был в ударе, люди плакали в финале спектакля вместе с ним.
Меньшиков и "Титаник"
Никогда не жил в нужде (говорит - не было денег, занимал под будущие съемки, значит, было у кого занимать) - и в переносном смысле слова тоже, то есть не нуждался ни в чем и ни в ком. Сами появлялись, приходили, предлагали, увозили, награждали, дарили. Однажды в «Театральном товариществе 814» зашел шутливый разговор о том, что каждый из нас делал бы, окажись он на «Титанике». Галина Дубовская, сорежиссер Меньшикова по «Горе от ума», предположила о Меньшикове: «Ну, три варианта. Либо плакал и отчаивался, либо впал в полную прострацию, либо распоряжался, помогал и командовал, а может, по очереди все сразу».
Я развеселилась и говорю: «Господь с вами. Да он и не заметил бы никакой катастрофы на «Титанике». К нему бы пришли и сказали: - Олег Евгеньевич, будьте так добры, перейдите в шлюпочку, у нас тут небольшие проблемы. И отвели бы под белы руки, и он только в море заметил бы, что, оказывается, проблемы были большие».
Он долго хохотал. Потом сказал: «Абсолютно точно».
Русская любовь Редгрейв
Люди, попадающие в магический круг этой судьбы, обязаны выполнить свое предназначение, а потом безропотно идти восвояси. Тут все по доброй воле - их никто не приглашает входить и никто не держит, когда они уходят. Вот вам картинка с Московского фестиваля прошлого года. Банкет в саду «Эрмитаж». Меньшиков проводил церемонию открытия, с щегольским артистизмом идеальной модели. Теперь сидит за столом, пьет, закусывает, болтает, ослепительно улыбается знаменитой улыбкой прирожденного превосходства, охотно раскланивается, правда, его покой берегут два охранника.
Заходит разговор о том, что накануне в Москву приехала Ванесса Редгрейв, знаменитая актриса, которая в свое время, потрясенная Меньшиковым в роли Калигулы, увезла его в Лондон играть спектакль «Когда она танцевала». Год Меньшиков жил в Лондоне, играл Есенина с Редгрейв-Дункан, получил премию имени Оливье. Теперь Редгрейв, появившись в Москве, с порога рассказала прессе, как высоко она ценит этого неповторимого русского актера. «Так трогательно, - говорит неповторимый актер и поворачивается к сидящим слева.- А где, кстати, Ванесса Редгрейв? - Поворачивается направо. - Вы не видели Ванессу Редгрейв? Нет?». Нет, не видели. Разговор заходит о другом. И так ясно, что пройди сейчас мимо Редгрейв, раздастся чарующий баритон: «Ванесса, боже мой!». А не пройдет мимо, и Бог с ней.
Ненужная романтика
Рассыпавшийся в девяностых русский социум выбросил в хаос жизни массу упрямых индивидуалистов - и Меньшиков, конечно, их герой, но герой идеализированный и романтизированный. Вот, скажем, его последняя работа - Алексей Головин из фильма «Восток- Запад». Человек совершил трагическую ошибку - вернулся в сталинскую Россию и погрузил себя и семью в ад. Все, что он совершает в фильме, далеко от нравственности - он и отрекается, и обманывает, и предает во спасение жены и сына из ада. Это странным образом ничуть не касается его личности и души. Как был дивный и чудесный, так им и остался. Поступки сами по себе, человек сам по себе. Точно так же не подвержено сомнению право Чацкого судить, насмешничать и разрушать чужую жизнь - он поэт, он существо высшей породы, он живет своими страстями и мечтами. Прав он, а не мир, который оттолкнул его в испуге.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Эссе, статьи, рецензии"
Книги похожие на "Эссе, статьи, рецензии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Татьяна Москвина - Эссе, статьи, рецензии"
Отзывы читателей о книге "Эссе, статьи, рецензии", комментарии и мнения людей о произведении.