» » » » Компьютерра - Журнал «Компьютерра» № 10 от 14 марта 2006 года


Авторские права

Компьютерра - Журнал «Компьютерра» № 10 от 14 марта 2006 года

Здесь можно скачать бесплатно " Компьютерра - Журнал «Компьютерра» № 10 от 14 марта 2006 года" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая околокомпьтерная литература. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Компьютерра - Журнал «Компьютерра» № 10 от 14 марта 2006 года
Рейтинг:
Название:
Журнал «Компьютерра» № 10 от 14 марта 2006 года
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Журнал «Компьютерра» № 10 от 14 марта 2006 года"

Описание и краткое содержание "Журнал «Компьютерра» № 10 от 14 марта 2006 года" читать бесплатно онлайн.








Лидер группы разработки в компании Nicotech International. В область профессиональных и академических интересов входят организация управления проектами, архитектура программного обеспечения, теория формальных языков, технологии порождающего программирования.

В качестве вступления следует отметить, что современные методы разработки программного обеспечения позволяют достаточно четко отделить бизнес-требования к системе от программной архитектуры, а уж тем более — от исходного кода реализации... но лишь на ранних стадиях разработки. При этом серьезное изменение проекта на поздних стадиях может стать тем самым «дятлом, залетевшим в форточку и разрушившим цивилизацию».

Для того чтобы этого не произошло, опытные разработчики и архитекторы рекомендуют:

пользуйтесь шаблонами проектирования (при этом снижаются риски, связанные с неудачным выбором архитектуры);

периодически проводите ревизии проекта (забавно, что при этом зачастую происходит документирование поведения системы «пост-фактум»);

делайте архитектуру многослойной с минимальной зависимостью между слоями;

прототипируйте, выпуская сборки как можно чаще (золотое правило экстремального программирования);

определяйте возможные направления будущих изменений проекта (это уже из области технологий «третьего глаза»).

Этот список можно продолжать бесконечно, однако и так понятно, что подобные рекомендации позволяют лишь снизить риски, обусловленные расхождением проекта и исходного кода. Корень же всех зол кроется в том, что высокоуровневые аспекты проекта выражаются и документируются в терминах естественного языка (каким является, например, русский или английский), тогда как код реализации пишется на каком-нибудь формальном языке (C++, Java, C#). И между двумя этими типами языков лежит целая пропасть.

Языки предметной области

Решение проблемы напрашивается само собой: может, сразу излагать бизнес-требования на формальном языке? Или хотя бы не бизнес-требования (это мы сильно замахнулись), а высокоуровневые абстракции предметной области, из которых и состоит проект системы?

Да вот только где бы найти подходящий язык! Очевидно, что универсальные языки программирования для этой цели непригодны: в описании функций системы никогда не встречаются термины наподобие «класс» или «виртуальный метод». Диаграммы UML тоже хороши только в качестве красивых иллюстраций к техническому проекту системы[Справедливости ради нужно отметить, что диаграммы классов и взаимодействия могут быть полезны и на этапе реализации, но они опять-таки не содержат «правильных» абстракций]. Еще несколько лет назад казалось, что с этой ролью справится XML, однако сейчас понятно, что подобные проблемы ему не по зубам (более подробно по этому поводу см. врезку «XML и XSLT»).

Вывод: подобные языки нужно создавать. Причем нужно создавать свой, особенный набор языков для каждого типа проектируемых систем, поскольку абстракции, на которых основана какая-нибудь бухгалтерская программа, сильно отличаются от абстракций системы по сбору данных для аналитической отчетности. Для таких языков даже существует устоявшийся термин — DSL (Domain-Specific Language, специализированный язык предметной области), — которым мы и будем пользоваться в дальнейшем.

Идея языков предметной области стара как мир. Макросы, языки командных оболочек (shell-скрипты Unix, например), проблемно-ориентированные языки приложений (такие как встроенный язык известной в России системы «1С»), языки пользовательских интерфейсов (например, XUL, широко известный в сообществе Mozilla), даже «великий и могучий» SQL для работы с базами данных, — все вышеперечисленные языки относятся к категории DSL, поскольку каждый из них проектировался для своей предметной области. Вместе с тем, за редкими исключениями, DSL не используются в качестве средства разработки программных приложений. А ведь как было бы здорово: разработать DSL и записать на нем код проекта…

«Создавать языки под каждый конкретный проект? Вздор!» — скажет вам любой специалист, хорошо знающий, как дорого обходится проектирование формальных языков с нуля. Действительно, при классической схеме разработки любого языка нужно написать много кода для распознавания исходных текстов на этом языке и их погружения в объектную модель, пригодную для дальнейших манипуляций. Кроме того, даже при условии, что эта работа проделана, возникает ряд вопросов.

Как отображать и редактировать программы на таком языке? Понятно, что в век высоких скоростей и мощных сред разработки ограничиться простым текстовым редактором a-la «Блокнот» уже не получится: представления о производительности труда разработчика ныне совсем не те, что в «далекие» 90-е годы XX века.

Какова стоимость внесения изменений в разработанный язык? Если для того, чтобы изменить какое-то понятие предметной области, нужно «перекроить» весь код распознавателя, выгода от использования такого подхода равна нулю.

И главное: предположим, объектная модель получена. Что делать дальше? Ведь модель еще нужно связать с языком реализации системы, что является отдельной головной болью.

Языковые инструментарии

Перечисленные выше вопросы давно волнуют как сообщество разработчиков, так и компании, занимающиеся выпуском средств разработки, поскольку сама по себе идея DSL очень заманчива. Тем не менее по ряду причин комплексное решение вышеуказанных проблем могло появиться лишь совсем недавно.

Речь идет о новом типе программного обеспечения — так называемых языковых инструментариях (language workbenches), которые являются полноценными средами разработки, специально заточенными под DSL. И хотя существуют пока лишь прототипы таких систем, совершенно непригодные для использования в реальных проектах, главные особенности языковых инструментариев можно наглядно продемонстрировать уже сейчас.

Из разработок в этой области хотелось бы упомянуть два перспективных проекта. Первым из них является Meta Programming System компании JetBrains. Система MPS ориентирована на совместное использование с фирменной IDE компании — средой разработки Java-приложений IntelliJ IDEA, которой автор уже восхищался в статье «Кодируй да радуйся» («КТ» #562). Другой проект, Software Factories, принадлежит перу софтверного гиганта Microsoft и выступает в качестве дополнения к недавно вышедшей Visual Studio 2005[Meta Programming System можно свободно скачать по адресу jetbrains.com/mps. Проект Software Factories в настоящий момент представляет собой набор инструментов DSL Tools, доступных для скачивания в составе SDK к Visual Studio 2005. Подробности можно узнать здесь: msdn.microsoft.com/vstudio/teamsystem/workshop/sf].

Ну что ж, покончив с продолжительным введением, перейдем к самому интересному: технологии разработки программ в окружении языковых инструментариев.

Что такое метапрограмма?

Грубо говоря, метапрограмма — это программа, формирующая в результате своей работы другую программу. Сложно? Тем не менее все это интуитивно понятно человеку, хоть раз занимавшемуся разработкой динамических серверных страниц. Действительно, для веб-дизайнера HTML является «программой для браузера», а для веб-разработчика тот же HTML выступает в роли данных, которые нужно сформировать в результате работы некоторого серверного кода.

Следует отметить важную особенность метапрограммирования: любая метапрограмма определяет не одну конкретную программу, а целый класс. Ниже приведен пример метапрограммы, которая определяет класс всех документов HTML, содержащих произвольное число параграфов. Текст метапрограммы (ASP.NET, С#) заключен между специальными операторами <%...%> и <%=...%>.

<HTML>

<BODY>

<%foreach(Paragraph p in Document) {%>

<p>

<%=p.Content%>

</p>

<%}%>

</BODY>

</HTML>

Проектирование DSL

Создание языка предметной области начинается с этапа моделирования данных — той информации, которая будет впоследствии записана в терминах DSL. Для простоты предположим, что нам необходимо разработать DSL, на котором можно описать структуру статьи для журнала «Компьютерра». Предметная область этой задачи включает в себя понятия статья, раздел и подраздел[Понятие «подраздел», конечно же, является избыточным, но кому нужны эти скучные профессиональные детали?]. Для статьи характерны название, автор и некоторая структура, включающая в себя разделы статьи.

Проиллюстрируем вышесказанное диаграммой (см. рис. 1), описывающей модель данных нашего DSL, который условно назовем «Структура статьи в КТ».

Следующий этап проектирования состоит в том, чтобы внести разработанную нами модель данных в языковой инструментарий. При этом для каждого понятия предметной области необходимо создать соответствующую концепцию языка. Например, концепция «статья» выглядит в MPS так, как изображено на рис. 2. На этом проектирование нашего языка можно считать завершенным.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Журнал «Компьютерра» № 10 от 14 марта 2006 года"

Книги похожие на "Журнал «Компьютерра» № 10 от 14 марта 2006 года" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Компьютерра

Компьютерра - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Компьютерра - Журнал «Компьютерра» № 10 от 14 марта 2006 года"

Отзывы читателей о книге "Журнал «Компьютерра» № 10 от 14 марта 2006 года", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.