» » » » Сергей Павлович - Знай и умей. Самодельные коллекции по ботанике и зоологии


Авторские права

Сергей Павлович - Знай и умей. Самодельные коллекции по ботанике и зоологии

Здесь можно скачать бесплатно "Сергей Павлович - Знай и умей. Самодельные коллекции по ботанике и зоологии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Хобби и ремесла, издательство Ленинградское отделение Детгиза, год 1961. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Павлович - Знай и умей. Самодельные коллекции по ботанике и зоологии
Рейтинг:
Название:
Знай и умей. Самодельные коллекции по ботанике и зоологии
Издательство:
Ленинградское отделение Детгиза
Год:
1961
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Знай и умей. Самодельные коллекции по ботанике и зоологии"

Описание и краткое содержание "Знай и умей. Самодельные коллекции по ботанике и зоологии" читать бесплатно онлайн.



Полезные подарки школе может сделать каждый пионер, и особенно каждый юннат. Весной, летом, осенью и даже зимой, экскурсируя в природу, не трудно собрать интересные коллекции по ботанике и зоологии, изготовить препараты, а попутно выполнить задание пионерских ступенек по природоведению. И книга проф. С. А. Павловича в дополненном и переработанном издании поможет вам в этой интересной и полезной работе.






Кукушкин лен следует собирать с особыми предосторожностями. При малейшем подсыхании он прижимает листочки к стебельку и теряет ту свою форму, которую надо показать на препарате. Укладка в пресс не предохраняет от этого сжатия. Надо идти на сборы этого мха с парами небольших дощечек, между которыми заложены слои гигроскопической ваты. Вырванные стебельки кладите на вату и тотчас сильно спрессовывайте в ней, чтобы это сдавливание воспрепятствовало прижиманию листочков к стеблю.

Вид пособия – работа третья стекло 15– 18 см длиной и 5—6 см шириной). Раздаточное пособие– 15 – 20 экземпляров.

Если в окрестностях имеется торфяное болото, то вы без всякого труда сделаете запас торфяного мха. Нужно выбрать место с зеленым мхом (иногда он бывает бело-красноватым), и тогда вы легко набьете мхом огромную корзину. Дома устройте «расфасовку» мха, чтобы можно, было сушить его не всей массой, а пучками. Эту работу полезно сделать потому, что, высохнув, мох становится очень ломким, и для раздачи его придется перед уроком положить на 1—2 минуты в воду. Если мох будет расфасован пучками примерно по сотне стебельков, это облегчит размачивание и раздачу его по партам. Поэтому при заготовке его летом сделайте один пучок-образец на 100 штук стебельков и потом делайте уже без счета такие же примерно пучки. Каждый пучок обвяжите ниткой или мочалкой и так в пучках сушите его. Сушить следует не на ярком свету, а в полутемноте, потому что на солнце мертвый мох теряет зеленый цвет и белеет. Каждый отдельно высушенный пучок обверните листками бумаги так, чтобы ее края выдавались за оба конца мха, а внутрь трубки бумагу не загибайте. Для лучшего оформления можно оклеить каждый пучок бандеролькой из тетрадного листка и написать: «Мох торфяной, раздаточный материал для урока. Перед употреблением положить на 2—3 минуты в воду и отжать ее».

Вид пособия – немонтированный раздаточный материал.

Насколько легко найти кукушкин лен со спорангиями, настолько редко встречается сфагнум со спорангиями. Поэтому, попадая на торфяные болота, надо внимательно смотреть, нет ли на стебельках мха в верхней части черных шариков на ножках.

Найдя такой мох, соберите побольше этих экземпляров и, если нет с собой пресса, принесите мох домой и засушите его на вате под прессом. Потом стебельки кантуйте под стекло на вате.

Вид пособия – работа третья. Раздаточное пособие – 15 – 20 экземпляров.

Папоротникообразные. Для гербария местных папоротников надо собрать: щитник, орляк, кочедыжник, тройчатник-многоножку. К какому папоротнику какое название относится, сразу, может быть, и не удастся определить. Надо сделать гербарий папоротников разных форм, а название выяснить следует уже в самой школе.

Гербаризация совершается, как описано для цветковых растений.

Берите корневище с корнями. Листья папоротника очень быстро вянут, поэтому класть их в пресс надо сразу же на месте сбора.

Вид пособия – гербарий, работа первая.

Запасите отдельно листья папоротника с хорошо развитыми сорусами (бугорками на нижней стороне листьев). Закладывать в газеты надо тоже сразу на месте сбора.

Вид пособия – папка с газетными листами. Раздаточный материал.

Соберите еще плаун – ликоподий (деряга). В сухих лесах на земле вы найдете его ствол с жесткими листочками и спорангиями в виде изящных двойных и тройных свечек. Нарежьте кусками, чтобы были и спорангии и корни.

Вид пособия – работа вторая (листки рисовальной бумаги, на них нашиты куски плауна).

Для знакомства с папоротникообразными необходимо иметь хвощи.

Интереснее других хвощ полевой. Летом это зеленые елочки, весной на тех же корневищах розовые безлистные побеги со спороносной шишкой.

Вид пособия – кантование под стекло, работа третья.

Цветковые растения. У цветущей сосны соберите концы веточек с желтыми мешочками пыльников и с крохотными красными шишечками. Засушите в вате.

Вид пособия – работа третья или четвертая.

Для изучения цветков высших цветковых – однодольных и двудольных – нужны будут те препараты цветов, которые мы уже описывали раньше.

Вы убедились, что без большого труда для каждой темы и даже чуть ли не для каждого урока по ботанике можно приготовить прекрасные, очень нужные для школы учебные пособия. Если тысячи пионеров и школьников займутся этой очень приятной для всякого любителя природы работой, то они будут участниками большого дела, имеющего огромное значение для школы.

КОЛЛЕКЦИИ И ПРЕПАРАТЫ ЮННАТОВ, РАБОТАЮЩИХ НА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКАХ

Осенние отчетные выставки работ юннатов стали хорошей традицией, но об оформлении их часто не очень-то заботятся. Выставки иногда напоминают осенний рынок или прилавок овощного магазина.

Но одно только созерцание в натуральном виде хорошо знакомых ребятам капусты, свеклы, моркови, яблок и даже кукурузы не будит мыслей и скоро забывается.

Большой интерес вызовут различные препараты, где можно показать, как шла работа, какие наблюдения сделали юннаты и какие знания и навыки они усвоили;

приведем некоторые примеры:

Корень томата с прищипкой (опытной) и без нее (контрольный) (рис. 30);

то же с рассадой капусты;

влияние окучивания (на примере капусты) на образование придаточных корней;

влияние азотистого удобрения на лен (взять растения двух– и трехнедельного возраста);

влияние прищипки стебля огурца на развитие плетей;

баклажаны, выращенные при мульчировании (мульчевой бумагою или толем).

Подобно этим примерам можно сделать препараты и по другим опытам.

Из десятков растений каждой делянки можно будет выдернуть один-другой экземпляр, сделать для растений двух делянок общий гербарный лист и показать различия этих двух форм.

Вид пособия – работа вторая.

Накопайте пырея с корневищами. В первой половине лета, когда эти растения усиленно разрастаются, нарежьте кусочками корневища пырея, с кустиками на них. Заготовьте их штук пятьдесят. Половину засушите в прессе, а половину посадите в грядку. Через месяц их можно выкопать из земли и тоже засушить в прессе.

Рис. 30. Гербарий корней томата.

Вид пособия – небольшие листы гербария для раздачи на уроке. Уместите на каждом из них кусочек пырея еще неразросшегося и рядом – разросшегося.

Этикетка: «Уничтожают ли пырей, если, обрабатывая огород, режут его лопатою и оставляют здесь же в гряде?»

Чтобы показать размножение растений черенками, возьмите черенок смородины; сначала в том виде, с почками, как его сажают, потом – прирост первой осени и затем уже – второй осени.

На листья и корни в прессе положите клочки ваты. Сделайте опыты черенкования на разных почвах и покажите препараты результатов.

Вид пособия – экран (работа вторая); подземная часть черная; нашить с наклоном, как сажают. Этикетка: «Разведение смородины черенками» (рис. 31).

Чтобы показать размножение растений корнями, выкопайте корень одуванчика, нарежьте его кусочками по 1 см, положите на мокрую вату и накройте стаканом. На корнях появятся зеленые ростки. Этот опыт лучше удается в начале лета.

Проросший корень разрежьте вдоль пополам, засушите в вате.

Подобную работу можно проделать с кок-сагызом, только корень нарежьте кусочками по 3 – 4 см.

Вид пособия – работа пятая. Этикетка: «Уничтожаем ли этот сорняк, если только срезаем, а не выкапываем с корнем?». Для кок-сагыза этикетка: «Кок-сагыз можно разводить корневыми черенками».

Сделайте коллекции семян полевых, огородных растений, сорняков, над которыми вы работали. Добавочно многое можно получить в совхозе или колхозе. Особенно будет хорошо, если вам удастся получить семена разных пород (сортов) каждого вида зернового или овощного растения. Заверните их пока, как это делают с аптечными порошками, и на каждом сорте надпишите название.

Рис. 31. Препарат «Разведение смородины черенками» – посадка, на 2-е лето, на 3-е лето.

Рис. 32. Стадии развития пшеницы и складной гербарий этого развития.

Вид пособия – работа третья (с окошками). Приготовьте коллекцию проростков семян, над которыми вы работали. Если были опыты выращивания их в разных условиях, то дайте результаты этих опытов. Для экспозиции удобнее выращивать семена не в земле. Возьмите семена огородных и полевых растений, размочите их и потом продержите в воде в течение суток; выращивайте между бумагою и стеклом. Для этого вложите внутрь стакана газету, заложите горизонтальным рядом размоченные семена, налейте воды, чтобы газета намокла и прижала семена к стеклу. Можно взять не стакан, а кусок оконного стекла и такой же величины кусок картона. Покройте дощечку мокрой газетой, положите размоченные семена, накройте стеклом, обвяжите не туго ниткой, поставьте стекло вертикально в блюдце, черепок, жестянку, чтобы нижний край был всегда в воде. Семена будут расти, как в витрине. Каждого сорта берите по 5 семян, проводите выращивание каждого сорта при разной температуре.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Знай и умей. Самодельные коллекции по ботанике и зоологии"

Книги похожие на "Знай и умей. Самодельные коллекции по ботанике и зоологии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Павлович

Сергей Павлович - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Павлович - Знай и умей. Самодельные коллекции по ботанике и зоологии"

Отзывы читателей о книге "Знай и умей. Самодельные коллекции по ботанике и зоологии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.