Сатьянанда Сарасвати - Древние тантрические техники йоги и крийи. Мастер-курс

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Древние тантрические техники йоги и крийи. Мастер-курс"
Описание и краткое содержание "Древние тантрические техники йоги и крийи. Мастер-курс" читать бесплатно онлайн.
Это сбалансированное руководство (в трёх томах) разработано Бихарской школой йоги. Оно использует разные направления йоги – хатха йогу, бхакти йогу, джняна йогу и крийя-йогу, предлагая выверенную многолетней практикой последовательную систему освоения йогического мастерства, наиболее эффективную и безопасную. При этом особый акцент делается на практике и применении йоги в повседневной жизни. Это полное изложение древнего учения крийя-йоги, строящееся таким образом, чтобы максимально подробно знакомить читателя с различными практиками, постепенно и в порядке возрастания сложности, как при обучении под непосредственным руководством опытного наставника. Этот курс нацелен на развитие у практикующего состояния совершенного телесного здоровья, покоя ума и психологической устойчивости, совершенной интеллектуальной ясности и более высокого духовного знания и осознанности и будет полезен для людей, занимающихся йогой, любого уровня подготовки. В настоящий том вошел мастер-курс.
1. Ваш символ может быть внешним или внутренним. Однако, когда ваше восприятие становится более утонченным, вам следует использовать внутренний психический символ.
2. Ваш символ должен быть таким, чтобы ваш ум автоматически отождествлялся с ним. То есть символ должен без чрезмерных усилий привлекать и удерживать ваше внимание.
3. Не меняйте свой символ. Если вы его смените, то уму придется привыкать к новому символу и приспосабливаться к нему. Это требует времени и усилий.
4. Старайтесь выработать способность ясно представлять себе зрительный образ символа перед закрытыми глазами. По мере практики этот образ должен возникать спонтанно.
5. Если у вас нет специального символа, то практикуйте такие медитативные техники, как аджапа джапа и т.п., где требуется осознание мантры и дыхания(8). Когда вы будете готовы, то получите символ.
Психический символ в крийя-йогеКрийя-йога – всеобъемлющая система. Она ведет практикующего к восприятию все более тонких уровней ума. В более ранних крийях (практиках) практикующий осознает более грубые точки сосредоточения, например, активирующие точки чакр, дыхание и т.д. В более поздних крийях, с которыми вы познакомитесь в конце этого курса, осознание фиксируется на более тонких внутренних фокальных точках, представляемых символами чакр. Затем, на завершающих стадиях, практикующий фиксирует свое осознание на лингаме. Вам не приходится выбирать какой бы то ни было символ; конечный символ возникает спонтанно, как неотъемлемая часть структуры крийя-йоги. Этот конечный символ... лингам... непосредственно ведет к дхьяне (медитации).
Тема 2
Советы для практики крийя-йоги
Следующие рекомендации могут помочь вам улучшить вашу практику крийя-йоги:
1. Асаны: если у вас есть время, старайтесь выполнять несколько асан перед практикой крийя-йоги. Хорошо делать сурья намаскар(1), шавасану(2), бхуджангасану(3), ардха падма пасчимоттанасану(4) и ардха матсиендрасану(5). Они последовательно раскрепощают все тело и требуют для своего выполнения менее двадцати минут. При необходимости, вы также можете практиковать полубабочку(6). Если у вас мало времени, то вам не обязательно делать эти асаны. Просто старайтесь поддерживать тело здоровым, понемногу упражняясь каждый день.
2. Повторение АУМ: трижды повторяйте АУМ непосредственно перед началом занятий крийя-йогой, то есть перед выполнением випарита карани мудры.
3. Умывание: если во время практики вы чувствуете сонливость, умойтесь холодной водой. Кроме того, хорошо перед началом практики принимать холодный душ или ванну.
4. Чанкраманам: если вы чувствуете оцепенение и/или утомление, то стоит потратить несколько минут на выполнение чанкраманам(7). Крийи следуют в неизменной последовательности. Если вы прервете эту последовательность и позволите уму блуждать, то утратите полезные свойства практики. Чанкраманам – это метод временного прерывания последовательности без утраты осознания. Делайте чанкраманам, когда и если вы чувствуете оцепенение.
Если вы не испытываете дискомфорта, то вам нет нужды прерывать свою практику крийя-йоги и делать чанкраманам. В ином случае, после выполнения чанкраманам в течение нескольких минут, возвращайтесь к своей практике крийя-йоги и продолжайте ее с того места, на котором вы остановились.
5. Последовательность: каждый раз, когда вы практикуете крийя-йогу, необходимо начинать с самого начала. Мало толку один день делать первые три крийи, на следующий день – следующие три крийи и так далее. Также не следует уменьшать количество циклов каждой крийи для того, чтобы выполнить больше практик. Делайте как можно больше полных практик в соответствии с имеющимся временем. Лучше выполнять четыре полных крийи, чем, например, делать только по пять циклов десяти практик.
6. Разговоры: старайтесь избегать разговоров и контактов с другими людьми сразу после завершения вашей программы занятий. В течение одного часа практикуйте мауну (молчание)(8). Таким образом вы будете способны наблюдать свой ум, ощущать шанти (спокойствие), и благотворное действие практики будет сохраняться в течение всего остального дня.
7. Чувствительность: после интенсивной практики вы можете обнаружить, что стали чрезвычайно восприимчивы... чувствительны к эмоциональным порывам, отрицательным влияниям, психическим извержениям и чувствам других людей. Не поддавайтесь. Старайтесь оставаться беспристрастными.
Тема 3
Крийя-йога. Практика
Слово мандуки означает «лягушка», а мудра означает «психическая позиция». Поэтому эта крийя известна как «психическая позиция лягушки». На рис. 1 показана традиционная сидячая поза этой практики. Используя немного воображения, вы сможете увидеть, что она действительно напоминает сидящую лягушку.
Кроме того, эту практику часто называют мандуки крийя.
Упоминания в традиционных текстахВ Бхагавад Гите говорится:
«Пусть он (садхака) держит тело, голову и шею прямо и неподвижно и, не отводя взгляда, смотрит на кончик носа».
(шлока 6:13)Эта шлока описывает как насикагра дришти, так и мандуки мудру, поскольку они очень похожи. Цель практики – сделать ум сосредоточенным в одной точке, спокойным и восприимчивым.
Мандуки мудра упоминается в тексте Гхеранд Самхита (шлоки 3:57, 58); а также в тексте Хатха Йога Прадипика (шлока 1:53) под названием бхадрасана.
Искусство фокусирования взгляда на кончике носаЦель сосредоточения взгляда на кончике носа состоит в успокоении волнений и колебаний ума и в одновременном уравновешивании иды и пингалы, в данном случае для достижения баланса между экстраверсией и интроверсией. Это изысканно и ясно описано в традиционном китайском тексте под названием Тай Цзин Хуа Цзан Чжи, переведенном Рихардом Вильгельмом:
«Но что же в действительности этим подразумевается? Выражение „кончик носа“ выбрано очень удачно. Нос должен служить направляющей для глаз. Если человек не использует нос в качестве направляющей, то он либо открывает глаза слишком широко и смотрит вдаль, так что нос не виден, либо слишком прикрывает веки, так что глаза не видны. Но когда глаза открыты слишком широко, человек ошибочно направляет их вовне и потому легко отвлекается (внешними событиями). Если глаза слишком закрыты, то человек ошибочно позволяет им обратиться внутрь и потому легко погружается в мечтательную задумчивость (теряется в мыслях, впадает в состояние неосознанности). Только когда веки должным образом наполовину прикрыты, кончик носа виден как раз так, как надо. Поэтому он берется в качестве ориентира...»
Таким образом, в сосредоточении взгляда на кончике носа скрыт чрезвычайно важный смысл. Оно уравновешивает иду и пингалу и ведет к пробуждению сушумны. Поэтому, если оно доведено до совершенства, то непосредственно ведет к медитации. В этом и состоит причина использования сосредоточения взгляда на кончике носа в мандуки мудре.
На санскрите фокусирование взгляда на кончике носа называется насикагра дришти или агочари мудра(1).
Сидячее положениеСидячая поза для мандуки мудры именуется бхадрасана (вежливая поза). Существуют следующие три варианта:
1. Традиционный метод: это трудная практика, которую следует делать тем, у кого очень гибкие ноги. Метод состоит в следующем: Сядьте в ваджрасану(2).
Положите ступни так, чтобы они были повернуты в противоположных направлениях и в стороны от тела (см. рис. 1). Разведите колени в стороны настолько широко, насколько это возможно без перенапряжения. Ягодицы должны быть плотно прижаты к полу. Положите руки на колени ладонями вниз. Держите позвоночник и голову вертикально. Это и есть конечная поза.
2. Альтернативный метод: этот метод намного легче и более широко применяется теми, кто практикует крийя-йогу. Техника выполнения та же, что в методе 1, с той разницей, что ступни направлены навстречу друг другу, а подошвы повернуты вверх. Ягодицы должны лежать на полу. Этот метод иллюстрируют рисунки 2 и З.
3. Метод для начинающих: для большинства людей и метод 1, и метод 2 могут оказаться слишком трудными. В этом случае под ягодицы следует подложить сложенное в несколько раз одеяло (см. рис 4). Это будет обеспечивать плотное давление в области муладхара чакры.
Выберите один из описанных выше методов по собственному предпочтению и в зависимости от гибкости ваших ног. Важно, чтобы область активирующей точки муладхара чакры испытывала давление со стороны пола либо верха сложенного одеяла.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Древние тантрические техники йоги и крийи. Мастер-курс"
Книги похожие на "Древние тантрические техники йоги и крийи. Мастер-курс" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сатьянанда Сарасвати - Древние тантрические техники йоги и крийи. Мастер-курс"
Отзывы читателей о книге "Древние тантрические техники йоги и крийи. Мастер-курс", комментарии и мнения людей о произведении.