» » » » Б. Зверев - Страницы военно-морской летописи России: Пособие для учащихся


Авторские права

Б. Зверев - Страницы военно-морской летописи России: Пособие для учащихся

Здесь можно скачать бесплатно "Б. Зверев - Страницы военно-морской летописи России: Пособие для учащихся" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Б. Зверев - Страницы военно-морской летописи России: Пособие для учащихся
Рейтинг:
Название:
Страницы военно-морской летописи России: Пособие для учащихся
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Страницы военно-морской летописи России: Пособие для учащихся"

Описание и краткое содержание "Страницы военно-морской летописи России: Пособие для учащихся" читать бесплатно онлайн.



ИЗДАНИЕ 2-е, ДОРАБОТАННОЕ Редакционная коллегия: КОНТР-АДМИРАЛ, ДОКТОР ВОЕННО-МОРСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР ВЬЮНЕНКО Н. П., КОНТР-АДМИРАЛ, КАНДИДАТ ВОЕННО-МОРСКИХ НАУК ПУШКИН А. С, КАПИТАН I РАНГА-ИНЖЕНЕР, ДОКТОР ВОЕННЫХ НАУК, ПРОФЕССОР СКУГАРЕВ В. Д. В книге доктора исторических наук Б. И. Зверева рассказывается о борьбе России за выход к морю, о зарождении русского регулярного военно-морского флота и его победах в морских сражениях XVIII—XIX вв. В боях на море сложились лучшие боевые традиции отечественного флота, которые были развиты и продолжены многими поколениями русских и советских моряков.






Гребной флот предназначался для ведения боевых действий и прибрежных районах моря, для высадки десантов и поддержки сухопутных войск, действовавших на побережье. Поэтому на га-. лгрих и екампавеях, кроме гребцов и матросов, находились, как правило, отряды солдат из армейских полков. Как морские, так

армейские чины всецело подчинялись командиру галеры. «Пониже каждый корабль, - говорилось в указе Петра, - отдан в команду одному офицеру морскому, для того повинны его как в управлении морском, так и во время баталии слушать сухопутные как офицеры, так и солдаты, кто б какого ранга ни был».

Каждый русский военный корабль носил военно-морской флаг, впервые учрежденный в начале XVIII в. Он представлял собой белое прямоугольное полотнище с синими диагональными полосами («андреевский флаг»). Под этим боевым знаменем русские моряки сражались во всех боях дореволюционного периода. Поддержание чести и достоинства военно-морского флага являлось важнейшей заповедью моряков как в бою, так и в каждом плавании. Когда некоторые иностранные суда нарушали общепринятые правила морского церемониала и отказывались взаимно салютовать флагу, командиры российских кораблей неизменно расценивали это как неуважение к национальному достоинству страны и решительно (иногда силой оружия) пресекали подобные попытки.

С каждым годом флот требовал все более подготовленных и обученных моряков. Если в первых боях на Ладожском озере и Неве геройски сражались воины, фактически почти незнакомые с тонкостями морского дела, то с выходом на просторы Балтики требования к экипажам кораблей неизмеримо возросли.

Подготовка командного состава флота, прежде всего командиров кораблей, в каждой стране имела исключительно большое значение. «Обязанности капитана в военно-морском флоте, - писал Ф. Энгельс, - весьма широки, и его должность относится к числу самых ответственных»2.

В первые же годы создания регулярного флота были созданы военно-учебные заведения для подготовки командных кадров. В 1701 г. в Москве была открыта Навигацкая школа, в 1715 г. в Петербурге - Морская академия. Наиболее важную роль в развитии военно-морского образования сыграла Навигацкая школа - одно из первых постоянных учебных заведений России. В ней будущие офицеры флота. обучались арифметике, геометрии, тригонометрии, астрономии, навигации и другим дисциплинам, необходимым для овладения морской профессией.

Дворянские «недоросли» с великой неохотой шли учиться военному делу3. Но Петр считал, что «воинское дело - первое из мирских дел, яко важнейшее дли обороны отечества». Под царским принуждением многие дворянские сынки покидали отцовскне поместья и поступали на военную-службу. С 1701 по 1715 г/ Павигацкую школу закончили 1200 человек, многие из которы были назначены на боевые корабли. При этом около 400 выпускников этой школы начали практическую службу на флоте рядо-иыми матросами, канонирами, унтер-офицерами, подштурманами.

Помимо Навигацкой школы и Морской академии в первой четверти XVIII в. было создано около 10 школ, готовивших кадры для военно-морского флота (адмиралтейские школы на Воронежской верфи, в Ревеле, Кронштадте, Казани, Астрахани и др.)- Подготовка национальных кадров корабельных специалистов позволила освобождаться от «услуг» иноземных мастеров. В январе 1721 г. царским указом было запрещено принимать иностранцев на службу во флот. Однако этот указ, особенно после смерти Петра I, не препятствовал назначению иностранцев на высшие командные посты.

Комплектование армии и флота рядовым составом с 1699- 1706 гг. стало проводиться на основе новой системы - рекрутской повинности. Рекрутским наборам подлежали государственные, дворцовые, помещичьи, монастырские крестьяне и другие податные сословии: военная служба для солдат и матросов стала пожизненной. Для своего времени рекрутская система комплектования являлась прогрессивной, так как позволила создать регулярные вооруженные силы с однородным национальным составом, значительно отличающиеся от тех европейских армий, которые комплектовались путем найма и вербовки. Рекрутские набо-1 ры существенно расширили базу комплектования вооруженных сил: только за первые 15 лет Северной войны в армию и на флот было мобилизовано более 330 тысяч человек. Введение рекрутской повинности значительно усилило боевую мощь русских вооруженных сил и в то же время легло тяжелым бременем на трудящиеся массы.

Регулярная армия и флот строились на основе жесткой воинской дисциплины и беспрекословного повиновения «нижних чинов» своим командирам. Боеспособность вооруженных сил при Петре I по сравнению со стрелецкими войсками и другими воинскими формированиями предшествующих лет стала значительно выше. При этом, разумеется, достижение высокой воинской дисциплины в армии и на флоте всецело основывалось на классовых принципах. Классовый характер военной организации ярко проявлялся как в военном законодательстве, так и во всем укладе и повседневной жизни армии и флота. «Телесные наказания и смертная казнь были обычными карами, налагаемыми судами на виновных в нарушении воинской дисциплины»1. Офицеры обращались с солдатами и матросами как помещики с крепостными; по отношению к ним применялись самые жестокие меры наказания. В одной из царских инструкций, например, говорилось:

«Когда кто на карауле спящ обрящется, будет трижды под корабль проволочен1 и бит от всех людей у мачты.

Когда в барабан ударят, дабы идти на парусах, тогда всяко-. му надлежит быть на своем корабле для вывождения из пристани… Если кто в пренебрежении обрящется, - то троекратно спущен с раины будет.,.»1'.

В столь же тяжелом положении находились многие тысячи крестьян и «работных людей», которые были мобилизованы для строительства Петербурга, постройки кораблей, сооружения заводов, каналов, дорог, для производства оружия и боевой техники. Они трудились по 12-14 часов в день, получали мизерную оплату, подвергались штрафам и телесным наказаниям, голодали, замерзали в лесах и болотах. Сотни и тысячи крестьян м

мастеровых погибали в этих невыносимых условиях.,

Солдаты и матросы, крестьяне и «работные люди» выражали протест против жестокой эксплуатации и произвола. Наиболее распространенной формой протеста были побеги. Однако царское правительство сурово расправлялось с непокорными. «Взамен бежавших, - говорилось в одном из царских указов, - брать отцов их и матерей, и жен и детей или кто в доме их живет и держать в тюрьме, покамест те беглецы сысканы и в Петербург высланы будут»1.

Наиболее опасные «государственные преступники» заключались в Петропавловскую крепость. Первыми узниками этой крепости были матросы Балтийского флота.

Западная Европа с неослабным вниманием следила за борьбой России на берегах Балтийского моря. В Лондоне и Париже, Берлине, Вене и других европейских столицах сообщения о выходе «московитов» к Балтике, о необычайно быстрой постройке новой столицы и переезде туда царского двора были предметом серьезных обсуждений, так как за. всем этим западноевропейские правительства видели важные политико-экономические последствия.

Европейские государства были сильно заинтересованы в торговле с Россией. Развитие товарооборота давало им возможность обеспечить себя многими видами сырья и в то же время иметь большой рынок для сбыта своей продукции. Особенно важное значение торговля с Россией имела для морских держав, прежде всего Англии, так как на европейском рынке наиболее острая нужда была в кораблестроительных материалах (лес для постройки кораблей, пенька для канатов, лен для парусов, смола, деготь и др.). Все это в изобилии имелось в России; русские кораблестроительные материалы славились на мировом рынке, вывозились во многие страны и создавали важнейшую материальную базу для строительства европейских флотов. Только благодаря вывозу из России этой продукции Англия могла создать огромный флот -основу ее могущества на морях.

Не удивительно поэтому, что в первые же годы после выхода России на Балтику в Финском заливе появились иностранные торговые корабли. Осенью 1703 г. к устью Невы прибыл первый голландский корабль, на следующий год - английский; вслед за ними в Петербург стали прибывать десятки иностранных кораблей под флагами многих европейских государств. Русское правительство всемерно поощряло развитие торговли, имевшей большое значение для экономики страны.

Необходимость и важность торговых связей с Россией была столь высока, что европейские страны ревниво следили друг за другом, опасаясь, как бы не опоздать с заключением торговых контрактов. Вместе с тем они стремились не допустить усиления экономической, политической и военной мощи России и были заинтересованы в том, чтобы у нее не было ни собственной отечественной промышленности, ни развитого торгового судоходства. В наши расчеты, писал английский посол в 1706 г., «не входит ознакомление царя и его подданных с тайнами торгового дела, выгоды которого ободрят их к новым предприятиям и к развитию мореплавания, что может причинить значительный убыток и англичанам и всем, кто до сих пор пользовался невежеством русских,' а вместе с тем всею торговлей на севере»'.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Страницы военно-морской летописи России: Пособие для учащихся"

Книги похожие на "Страницы военно-морской летописи России: Пособие для учащихся" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Б. Зверев

Б. Зверев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Б. Зверев - Страницы военно-морской летописи России: Пособие для учащихся"

Отзывы читателей о книге "Страницы военно-морской летописи России: Пособие для учащихся", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.