» » » » Пьер-Ролан Жио - Бретонцы. Романтики моря


Авторские права

Пьер-Ролан Жио - Бретонцы. Романтики моря

Здесь можно купить и скачать "Пьер-Ролан Жио - Бретонцы. Романтики моря" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Центрполиграф, год 2005. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Пьер-Ролан Жио - Бретонцы. Романтики моря
Рейтинг:
Название:
Бретонцы. Романтики моря
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2005
ISBN:
5-9524-1678-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Бретонцы. Романтики моря"

Описание и краткое содержание "Бретонцы. Романтики моря" читать бесплатно онлайн.



Известный антрополог Пьер-Ролан Жио в своей книге рассказывает о ранних цивилизациях Бретани. Под давлением саксов часть древнекельтского племени бриттов переселилась с Британских островов в северо-западную Галлию. Автор приводит подробное описание древнейших сооружений, керамики, оружия и бытового инвентаря начиная с эпохи палеолита. Повествование завершается описанием периода покорения Галлии Цезарем.






Обычно дно сосудов закруглено, а сами они имеют сферическую форму (так называемые аподальные сосуды). Форма изделий, толщина стенок и их блестящая поверхность напоминают имитацию кожаных сосудов. Наиболее распространена керамика в виде сферической чаши высотой от 7 до 10 сантиметров и максимальной шириной от 10 до 15 сантиметров. Существует множество вариаций: кромка горлышка может быть прямой или изогнутой. В этом случае ярко выраженный изгиб формирует S-образный профиль сосуда. Если края горлышка прямые, обод горлышка может быть довольно высоким. В этом случае прослеживается четкая граница между корпусом сосуда и его цилиндрическим горлышком. Такой сосуд выглядит как бутылка с закругленным донышком.


Рис. 4. Неолитические сосуды: а – с ручками из галерейной гробницы в Лескониле, Пуллан (Финистер); б – с перфорированной вертикальной ручкой из коридорной гробницы в Плогоффе (Финистер); в – сосуд из коридорной гробницы в большом каирне в Барненез (Финистер). Все сосуды – 1:4


Однако не всегда можно увидеть явную границу между телом и горлышком. В этом случае сосуд имеет грушевидную форму, и его очертания не всегда правильные. Стоит также обратить внимание на относительно большое количество очень маленьких сосудов (от 2,5 до 5 сантиметров высотой) уже описанных нами форм. Служили ли эти миниатюрные сосуды каким-либо определенным целям? Использовались ли они для приготовления травяных отваров или парфюмерных композиций? Впрочем, может быть, это были просто приношения мертвым или использовались как игрушки.

Не все эти сосуды были снабжены ручками или приспособлениями для подвешивания (рис. 3). Ручки, там, где они существовали, были небольшими, выглядели просто как защип в глине в форме выступа. Для подвешивания сосудов в стенках делались горизонтальные или вертикальные отверстия. На месте их видна только небольшая выпуклость. Впрочем, иногда встречается значительный выступ, в котором проделано отверстие. Каждый сосуд мог иметь одну или две ручки (рис. 4).

Большинство стоянок и сооружений, приписываемых неолитической культуре (курганы, каменные гробницы, простые коридорные гробницы), дают примеры этих типов керамики. К сожалению, неповрежденные образцы встречаются редко. Обычно керамику находят во фрагментарном состоянии – отколотые куски составляют лишь небольшие части нескольких сосудов.

Украшения на керамике, принадлежащей истинному неолиту, обнаруживаются не так часто. Большое количество декорированной керамики, которая некоторыми учеными была включена в группу культуры Шассе, в действительности должна быть причислена к более позднему периоду, что следует из результатов недавних исследований. В отделке гончарных изделий прослеживаются некоторые аналогии с истинно неолитической керамикой, однако состав глины указывает, что изделие было изготовлено под влиянием позднего неолита и, таким образом, относится к более позднему периоду. Следовательно, мы должны исключить большую часть «желобчатого» декора, в особенности обнаруженного на сосудах с закругленным дном из Сен-Пьер-Киберон (Морбиан), который, по существу, представляет собой насечки на толстом слое глины. В действительности подлинная «желобчатая керамика» в Бретани встречается редко. Она несет на себе неглубокие линии, сделанные на необожженной глине предметом с тупым концом – соломиной или, может быть, ногтем. Рисунок, составляемый этими линиями, обычно представляет собой половинки круга или овала, располагающиеся под ободком, или двойные косые линии, как на фрагментах, найденных в курганах Карнака (Морбиан) (фото 2).

Хотя большая часть сосудов с насечками принадлежит к поздним неолитическим культурам, есть некоторые изделия, которые могут быть причислены к истинному неолиту. К этой категории можно отнести некоторые гончарные изделия с декорированием в виде треугольников и квадратов. Небольшой сосуд из коридорной гробницы в Эр-Map, Крак (Морбиан), декорированный квадратами, определенно принадлежит к истинному неолиту (фото 3). Точно так же можно причислить к этому периоду небольшой сосуд идентичной формы и состава глины, найденный в коридорной гробнице в Риантеке (Морбиан) (фото 4). Этот сосуд украшен двойными фестонами. Несколько фрагментов, найденных в нижнем уровне в коридорной гробнице D в каирне Барненез (Фини-стер), несут тот же узор. Фестоны и листья папоротника на большом сосуде из коридорной гробницы в Пенкер-Блоа (Финистер) напоминают узор на этом сосуде, но выполнен он рельефно.

Возможно, к фрагментам с насечками с неолитического уровня стоянки в Джерси имеет отношение крошечный фрагмент сосуда, найденный в кургане в Сен-Жюст (Иль-и-Вилен).

КАМЕННЫЕ ОРУДИЯ

В отношении предметов из камня мы находимся даже в более затруднительном положении, чем в случае с керамикой из-за отсутствия стратиграфии. Фактически большая часть каменных орудий обнаружена в неолитической и поздней неолитической культурах. Вследствие этого довольно затруднительно в памятниках, где сосуществуют элементы двух культур, с точностью установить, к какой именно культуре принадлежит найденный объект.

Среди кремневых орудий часто встречаются поперечные клинообразные наконечники. Обычно они представляют собой трапецоиды по форме (короткие или длинные), иногда неравносторонние, редко трехгранные. Сделаны они из пластин и имеют один или два верхних выступа.

Обнаруженные в Арморике наконечники для стрел в форме листа необычны для этого региона. Зазубренные наконечники стрел представляют собой более сложную проблему в том, что касается их типологической эволюции. Самыми ранними, по всей видимости, можно считать те, что имеют наибольшую толщину и очень широкий хвостовик. Их длина может превышать ширину, или же оба параметра могут быть одинаковыми.

Вероятно, что зазубренные наконечники стрел могут относиться к неолитической культуре. К сожалению, в коридорных гробницах, где они были обнаружены (например, Керкадо, Локмариакер; Рогат, Карнак), также содержится интересный халколитический погребальный инвентарь. Следовательно, эти великолепные наконечники стрел могут иметь отношение как к культуре кубков, так и к неолитической культуре. Та же проблема возникла при изучении нижнего уровня камеры коридорной гробницы D в каирне Барненез, где рядом с неолитической и кубковой керамикой были обнаружены превосходные зазубренные наконечники стрел, подобные ромбовидным наконечникам раннего бронзового века. Возможно, лишь очень тщательное и всеобъемлющее изучение западных неолитических наконечников стрел поможет решить проблему.

Другие кремневые орудия, такие, как скребки или шилья, не демонстрируют признаков типологической эволюции. Они встречаются довольно часто, однако концентрация их больше в регионах, где сырье легкодоступно. Размеры лезвий варьируются, и иногда встречаются довольно крупные. Иногда они обтесаны по краям для получения пилообразной грани. Скребки имеют форму диска, могут быть выпуклыми или находиться на концах лезвий.

Ранее некоторые авторы характеризовали эпоху неолита шлифованием (полировкой) камня. Хотя большая часть шлифованных топоров Бретани, по всей вероятности, относится к поздней неолитической культуре (и мы коснемся проблемы топоров, когда будем обсуждать эту культуру), нет никаких сомнений, что некоторые из них найдены в настоящем неолите. Внутри низких курганов подобные орудия обнаружены не были, однако они существовали в курганах близ Карнака, а также в различных небольших мегалитических гробницах. Следует заметить, что определенное количество этих ранних топоров сделано из долерита.

Наконец, повсюду обнаруживается множество булыжников, используемых в качестве молотов, орудий для ретуши, дробящих орудий, полировальных орудий, орудий для измельчения и пестиков.

СТОЯНКИ

Сведения о неолитических стоянках весьма скудны, причина тому – неблагоприятные условия, препятствующие консервации следов стоянок. Тем не менее старый культурный слой довольно четко прослеживается в различных местах района Леон (северный Финистер) в Курни, где этот слой теперь погружен в воду из-за повышения уровня моря. В этом культурном слое были обнаружены кремневые орудия, черепки гончарных изделий и прочие предметы, а также многочисленные следы огня: уголь или обожженные камни. Точно так же под песками перешейка Киберон там и тут были обнаружены следы очагов с остатками индустрии того же типа.

Очень важной представляется стоянка в Курни. Здесь были обнаружены шлифованные каменные топоры из фибролита и долерита группы А. С помощью радиоуглеродного метода удалось датировать эту стоянку 3140 ± 60 г. до н. э. Этот факт показывает, что неолитическая культура в Бретань пришла задолго до 3000 г. до н. э., как в других частях Западной Европы.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Бретонцы. Романтики моря"

Книги похожие на "Бретонцы. Романтики моря" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Пьер-Ролан Жио

Пьер-Ролан Жио - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Пьер-Ролан Жио - Бретонцы. Романтики моря"

Отзывы читателей о книге "Бретонцы. Романтики моря", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.