» » » » Дега Деопик - История Древнего Востока


Авторские права

Дега Деопик - История Древнего Востока

Здесь можно купить и скачать "Дега Деопик - История Древнего Востока" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
История Древнего Востока
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История Древнего Востока"

Описание и краткое содержание "История Древнего Востока" читать бесплатно онлайн.








10. Второй район - Закавказье в широком смысле слова, вместе с Великой Арменией, Северным Ираком, Северо-западным Ираном. Здесь возникает второй очаг "горных" культур, так же относительно простых в социальном плане, как и культуры Малой Азии. Это - носители уже куро-аракской археологический культуры, относящейся ко времени ранней бронзы, - земледельцы горных долин, которые по неведомым нам причинам, будучи сильно разделенными высокими горами (это не Плодородная дуга!), создали тем не менее большую культурную общность, существовавшую более тысячелетия. В отличие от малоазийцев они обладавшие ярко выраженной склонностью к перемещению на юг. Хотя здесь не возникло крупных монархий, но имелся значительный импульс к распространению. Что касается языка носителей куро-аракской культуры, то это были люди, говорившие на кавказских языках, но на каких - неясно. Кавказские языки довольно сложная вещь. Естественно, ни на армянский, ни на другие более поздние языки этого региона они не похожи. Древние жители Закавказья говорили на каких-то более ранних языках. Обращаясь к некоторым именам носителей этих языков в более позднее время, исследователи об этом говорят более определенно.

В отличие от жителей древнего Ирана или Малой Азии, население древнего Закавказья часто хотело переместиться куда-нибудь получше. Поэтому оно двигалось через центральную часть Плодородной дуги на юг, дошло и до Святой Земли; у него настолько своеобразная материальная культура, что перепутать их ни с кем нельзя (выразительная керамика с массой орнаментов, но достаточно грубая по технике - красиво, но грубо). Судьба их в III тысячелетии такова - прожив некоторое время в окружении хананейского населения Восточного Средиземноморья, куро-араксийцы (хурриты) благополучно в нем растворились, хотя и успели оставить названия нескольких своих династий. Хурриты - так назвали их соседи, что значит это слово неизвестно, но встречается оно в истории часто.

Конец III тысячелетия, как и в Святой Земле, так и в Малой Азии и во многих районах Плодородной дуги отмечен миграционной динамикой и, как следствие, оставлением многих поселений. Плавный ход развития Малой Азии в конце тысячелетия замедляется. Причина его более или менее очевидна - сюда прибыло новое население - прото-индоевропейцы (одна из ветвей потомков Иафета). Долгое время ученые думали: откуда же они сюда пришли? Вариантов было два: из европейских степей через Кавказ, или с Балкан. Сейчас большинство склоняется ко второй версии, но откуда они взялись на Балканах, тоже неясно.

Эти индоевропейские языки называются древне-анатолийскиеn3. Второе название - хетто-лувийские. На рубеже III-II тысячелетий появляется местная письменность, как и во многих других частях ойкумены.

ГОРОДА-ГОСУДАРСТВА ШУМЕРОВ В III ТЫС. ДО Р. Х

1а. Население Южной Месопотамии; общий облик. 2. Протописьменный период (2900-2750). 2а. Письменность. 2б. Социальная структура. 2в. Экономические отношения. 2г. Религия и культура. 3. Раннединастический период I (2750-2600). 4. Раннединастический период II (2600-2500). 5. Раннединастический период III (2500-2310). 6. Формирование профессиональной армии. 7. Правление Энентарзи (XXV- нач. XXIV вв.). 8. Правление Уруинимгины (2318-2310) и Лугальзагеси (кон. XXIV в.). 9 Культура: литература и образование

1a. Перейдем к ранним техногенным обществам, начав с шумерского. Население предгорий начало постепенно спускаться в долину Нижнего Евфрата, еще в VI тысячелетии, но пару тысячелетий крупного культурного очага (на протяжении V- конца IV тысячелетий) здесь не формировалось. Что касается собственно долины Нила, то там до V тысячелетия вообще населения было мало. На протяжении V тыс. в долину Нила тоже не спешили (кроме дельты и соседних районов) жили по ее краям, в начале IV начали спускаться в долину. В литературе можно встретить мысль о том, что, развитие государственности, городов и проч. в Египте было раньше, чем в Двуречье; данная монография, скорее всего, устаревшая. В любой книге, где о древнейшей истории Египта написано более четырех страниц, указывается, что здесь все произошло гораздо позже, чем в Двуречье.

В долину нижнего Евфрата спустились и с его южной окраины, и с предгорий, с левого берега Тигра, т. е. с восточной ветви Плодородной дуги, уже сложившиеся земледельцы. Спустились не шумеры, а носители древнего языка - прототигридского ("бананового"); они все и освоили на р. Дияле и в прилегающих областях Южного Двуречья. Но неизвестно откуда "на готовое" пришли шумеры и быстро начали расселяться.

2. Шумеры жили главным образом на юге Нижней Месопотамии, Среднюю часть занимали и шумерские, и восточно-семитские народы Верхнюю - только восточно-семитские. Вся история первых двух третей III тысячелетия делится на Протописьменный (2900-2750 гг.) и Раннединастический (2750-2310) периоды. И то, и другое - государства. Различаются они в основном социальными структурами. Начнем с Протописьменного периода, с ранних техногенов.

В обстоятельствах рубежа IV-III тысячелетий важную роль играли естественные каналы. Надо сказать, что хотя идея канала была привнесена из предгорий, она подсказывалась и рельефом низовий Тигра и Евфрата, особенно Евфрата, где имеется масса протоков, которые, если их чуточку подправить, (а порой и не подправляя) естественным образом могли бы стать магистральными каналами. Название двух из них важно знать, так как они важны для истории Двуречья: один - И-Нина-Гена, второй - Итурунгаль. Здесь возникают первые редкие, не связанные между собой сообщества шумеров, по аналогии с египетскими, такими же изолированными сообществами древности, называемыми номами. Шумеры, появившись в долине, сразу стали устраивать на освоенных землях государство. Египтяне, спустившись в конце IV тысячелетия до Р. Х. массово в долину, начали устраивать то же самое, но несколько по-другому.

Основными социальными единицами, взаимодействовавшими в этом процессе, были общины свободных крестьян и общинные храмы, несшие и административные функции в отношении этих общин. Каждая из них приобрела новые функции, которые лежат в основе нашей характеристики этих групп. Новая функция общины, превратившая ее в сильный и обеспеченный социальный институт с большим потенциалом, - сооружение каналов на плодородных землях. В прошлом у крестьян не было таких обильных гарантированных урожаев. Представьте себе ситуацию общества, которое занималось земледелием на почвах, дававших по 10 ц. с га, и вдруг его члены попадают на землю, где получают 50 ц с га. Представляете, что получилось? Первое желание - в пять раз меньше работать (и такое бывало), шумеры смогли его преодолеть, что важно понять. Народ стал приспосабливаться к принципиальному изменению. Он стал искать, чем это вызвано и решил, что повышенной урожайностью обязан богу. Вывод из этого был сделан, на наш взгляд, парадоксальный: бог должен всем заведовать и дальше, на чем и стала строиться духовная и государственная модель шумерского общества. Храм и его администрация должны были руководить, распределять, организовывать. Впервые, по-видимому, возникла идея резкого увеличения светской, - административной, а в отдельных случаях и государственной, власти храмов, приведшая к столь же резкому "заземлению" их сущности и определенной профанации. Когда вы узнаете, как выглядели их боги, вы увидите, что это действительно так - перед нами довольно простые формы выражения языческой веры.

Политическая структура - типа Святой Земли, много отдельных государств со своими богами на коротких каналах, отведенных от рукавов реки, в основном по Евфрату. Но в отличие от Святой Земли, от Сирии, от Малой Азии, здесь достаточно однородная культура на всем протяжении плоских равнин Двуречья: единая вера, единый религиозный центр - город Ниппур (на севере Месопотамии, где почитался бог Энлиль) и все более крепнувшая тяга к объединению. Это более множественное общество, чем на Ниле, т. к. в Двуречье постоянно появляются новые этносы, да и боги городов и этносов более "самостоятельные", чем номовые боги Египта, относительно быстро объединившиеся в подобие пантеона. От этого времени до нас дошли архивы: два из Урука и один из Джемдет-насра (современное название) - архивы храмовых или государственных хозяйств, поскольку на этом этапе храмы и государства практически одно.

2а. Что шумеры почти сразу создали, так это письменность. Я уже рассказывал, для чего она была придумана. Ни законы, ни история в этом плане людей не интересовали; от Китая до Двуречья тех, кто создавал тексты на "вечных" материалах (а дошли только они) волновало только то, кто и сколько кому должен, или какие практические шаги надо предпринять. Идея создания письменности, судя по дошедшим текстам - достаточно светская, практическая, во всяком случае применительно к массовым текстам. Не случайно именно техногенные общества первыми создали письменность и уж несомненно первыми пустили ее "на поток".


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История Древнего Востока"

Книги похожие на "История Древнего Востока" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Дега Деопик

Дега Деопик - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Дега Деопик - История Древнего Востока"

Отзывы читателей о книге "История Древнего Востока", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.