Газета Завтра - Газета Завтра 206 (45 1997)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Газета Завтра 206 (45 1997)"
Описание и краткое содержание "Газета Завтра 206 (45 1997)" читать бесплатно онлайн.
Для США также становится ясно, что их давняя региональная ставка на Японию в нынешних изменившихся условиях оказывается геополитически небесспорной. Исходя из этого, США приходится решать диллему - либо позволить Японии большую самостоятельность (вплоть до отмены конституционного запрета на собственные вооруженные силы), а значит, довольно ощутимо потерять в военно-политическом влиянии в регионе (базы, базы!), либо, сохранив Японию в качестве “непотопляемого авианосца” (и не более того), договариваться с новым региональным лидером - Китаем. И похоже, именно этот второй выбор и намеревается сделать Америка.
Впрочем, из сказанного о Японии вовсе не следует вывод о ее “слабости и беззащитности”. Крупнейшая финансовая держава мира, с одной из мощнейших в регионе армий (стыдливо называемой силами самообороны) - Япония достаточно сильна, чтобы не испытывать особых тревог еще долгое время. Новый американо-японский военный договор Японию наверняка не ослабит. Активность Японии на постсоветском пространстве (республики Средней Азии и Закавказья, где обозначилось очень неоднозначное союзничество-соперничество Японии с Европой, и прежде всего Германией, российский Дальний Восток) показывает, что, обозначая свой “бунт вассала”, Япония лишь претендует на гораздо более активную роль в предстоящем переделе мира, который ведет ее “сюзерен” - США.
Если представить эту политико-дипломатическую и силовую игру государств в терминах популярного аттракциона по перетягиванию каната, то (условно и сугубо метафорично) картина выглядит следующим образом. Доныне существовавшая схема заключалась в том, что за один конец каната интересов тянули США и Япония, а за другой - Россия и Китай. Каждый из “участников аттракциона” соревновался с большим или меньшим рвением, кто-то вообще только делал вид, что “тянет”, но принципиальный расклад команд был именно таким. Новая схема может выглядеть совершенно иначе. США могут - отчасти из страха перед все усиливающимся Пекином, отчасти - желая скорректировать саму цель состязаний - договориться с сильнейшим из своих соперников (редко склонным к командной игре) - с Китаем. Это не значит, что Китай открыто перейдет в другую команду. Достаточно того, что он перестанет “тянуть” всерьез - и приз достается победителям и их тайным “помощникам”. А приз в данном случае - интересы побежденного… или, как ни прискорбно, он сам.
Как же ведет себя в этой очень серьезной игре Россия? Крайне непоследовательно. Выступая против расширения НАТО на Восток, Россия затем фактически согласилась на расширение альянса. Объявив о “стратегическом партнерстве” с Китаем, российский МИД вдруг заявляет, что “японо-американский союз может быть выгоден России, учитывая быстро растущую экономическую и военную мощь Китая”, то есть, выбирает по отношению к своему “стратегическому партнеру” позицию типа “двое дерутся, третий не мешай”. Мы, мол, будем стоять в сторонке, а японо-американский альянс, как наиболее заинтересованный, пусть сдерживает китайскую мощь. Не вдаваясь в перечисление многих, мягко говоря, несуразностей такого подхода (вроде того, что стояние в сторонке вовсе не исключает опасности получить по физиономии после того как “двое” побьют “третьего”), зададим вопрос: неужели наш МИД думает, что США вместе с Японией действительно собираются идти на конфликт с Китаем?
Но еще важнее другой вопрос - а как отнесется к нашей такой “сторонней” позиции Китай? Не бросит ли она его тем вернее в объятия США? Какую бы настороженность в отношении Китая ни испытывала Россия, она все равно не сможет договориться с Японией об игре против США. Или здесь срабатывает излишняя пугливость, что Китай станет “перебежчиком”? Но сами небезызвестные творцы идеи “стратегического партнерства” Китая и США признают, что добиться его (даже если существует обоюдное желание сторон, что вовсе не факт) будет очень непросто. “Синдром китайской угрозы” в среде американских политиков по-прежнему преобладает, убежденность в необходимости опоры на испытанных друзей в лице Японии или АСЕАН остается доминирующей. И эти убежденности вряд ли кардинально изменятся со сменой администрации США.
В политическом перетягивании каната нельзя делать ставку только на грубую силу (особенно, если ее нет). Здесь крайне важно не потерять ТОЧКУ ОПОРЫ. Действительно невозможно победить в парном состязании, когда трое игроков решат “подставлять ножку” четвертому. Но именно поэтому ему просто для самовыживания необходимо вести тонкую и умную игру, не провоцировать и НЕ ДОПУСКАТЬ СГОВОР ПРОТИВ СЕБЯ. Иначе - “нечаянно” отпущенный кем-то канат может ведь и захлестнуться в одночасье на чьей-то шее…
Ю. БАРДАХЧИЕВ
СОН МАГРИБИНЦА ( РОССИЯ И МИР )
М. Подкопаева
20-21 августа - На сахаро-марокканских переговорах в Хьюстоне под руководством Дж.Бейкера.
28 августа - 2 сентября - На Канарских островах прошел 1-й съезд Всемирного конгресса амазиг.
1 октября - Продолжается резня в Алжире. Посредником в попытках урегулирования выступает Саудовская Аравия.
В 1989 году в марокканском городе Марракеш был создан Союз арабского Магриба, куда в вошли Марокко, Алжир, Тунис, Ливия и Мавритания, заявившие о преданности “общему делу создания Великого Магриба”. Однако тогда страны Северной Африки считались слишком слабыми для реализации заявленных общих проектов. Да и сейчас еще западные политологи улыбаются и машут руками - мол, Союз арабского Магриба тихо дремлет “в летаргии”.
Но сон ли это? За последние годы, наряду с Египтом, Тунис и Марокко заключили с Европейским союзом соглашения о статусе ассоциированных членов, а с этого года на переговоры с ЕС о подобном соглашении вышел Алжир. Разумеется, в неизменном виде и состоянии, раздираемый террором, Алжир трудно “принимать” в Европе. И все же на выборах Алжиру удалось сделать крупный шаг вперед, добившись раскола в радикально-исламских движениях и введя часть умеренных исламистов в парламент. О страстности желания Алжира приблизиться к Европе говорит переименование террористической организации ХАМАС в “Движение за мир” и ее вхождение в парламент для борьбы за “конституционный порядок”.
Иные, но столь же определенные шаги совершает Марокко, где в этом году, как и в Алжире, прошли парламентские выборы. При этом на марокканскую политическую “структурную реорганизацию” (в частности, введение двухпалатного парламента) ЕС выделил 120 миллионов ЭКЮ, увязав эту помощь с созданием зоны торгово-экономического сотрудничества Марокко - ЕС. Интересно, что особое мнение (совпадающее с мнением марокканских политологов) о необходимости в стране преемственности власти - то есть несменяемости ее нынешнего курса при смене фигур - высказывает организация с интригующе-параполитическим названием Форум Дельф, объединяющая интеллектуалов и политиков вокруг проблем отношений Север-Юг (что также адресует к крупному вектору макрополитики).
Нынешний “требующий сохранения” марокканский курс состоит из нескольких направлений, главное из которых - лидерство среди стран Магриба в выстраивании отношений с ЕС. Далее, Марокко очевидно активизируется в процессах общеарабской важности, поддерживая проект создания арабского общего рынка.
Наконец, Марокко неизменно присутствует при разработке вопроса о едином Средиземноморье. Тогда же, в марте, в Марракеше состоялось всемирное совещание по проблемам воды с участием Алжира, Туниса, Германии, Бельгии, Испании, Франции, Греции, Италии, Мальты, Португалии, Турции и Палестины, где обсуждались проблемы безопасности Средиземноморья и сотрудничества Север-Юг. Затем последовала танжерская встреча, также поставившая во главу угла близкую Форуму Дельф тему средиземноморского сотрудничества Север-Юг.
Нельзя сказать, что тема Север-Юг волнует только “дельфийских” интеллектуалов. Не меньше она волнует и Мальту, которая имеет многовековой опыт весьма специфического крупномасштабного геополитического посредничества и является, как подчеркивает ее премьер-министр Альфред Сант, границей между югом и севером Средиземноморья. В апреле на Мальте прошла Евро-Средиземноморская конференция, где ЕС и арабские страны Южного и Восточного Средиземноморья, включая Палестину, заявили как цель достижение стабильности на южном берегу. При этом Европа, Франция в особенности, нуждается одновременно и в гарантированном доступе к энергоносителям Северной Африки, и предупреждении дестабилизации северного Средиземноморья в случае прихода к власти на южном исламских интегристов. На случай последнего уже озвучен французский план высадки совместного десанта четырех стран Европы на юге и востоке Средиземноморья.
Возможно, в том числе и для этого США держат в Неаполе 6-й флот, по которому, кстати, Ливия обещает нанести ракетный удар возмездия.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Газета Завтра 206 (45 1997)"
Книги похожие на "Газета Завтра 206 (45 1997)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Газета Завтра - Газета Завтра 206 (45 1997)"
Отзывы читателей о книге "Газета Завтра 206 (45 1997)", комментарии и мнения людей о произведении.