Александр Лукьянов - Чёрная пешка
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Чёрная пешка"
Описание и краткое содержание "Чёрная пешка" читать бесплатно онлайн.
«Чёрная пешка» — повесть в жанре научной фантастики, описывающая устройство Островной империи планеты Саракш. Служит апокрифом к роману Стругацких «Обитаемый Остров», вариантом развития событий, предложенным взамен обещанного А. и Б. Стругацкими, но так и ненаписанного романа «Белый Ферзь».
***
"...Об этом ненаписанном романе среди фэнов ходят легенды, мне приходилось слышать рассказы людей, которые точно знают, что роман этот был по крайней мере наполовину написан, пущен авторами "в народ", и кое-кто даже лично держал в руках подлинную рукопись... Увы."
Цит. по: Ю.Шафранский "Островная Империя, какой она могла бы быть"
"...Так вот в этом романе авторов соблазняли главным образом две своих выдумки. Во-первых, им нравился (казался оригинальным и нетривиальным) мир Островной Империи, построенный с безжалостной рациональностью Демиурга, отчаявшегося искоренить зло. В три круга, грубо говоря, укладывался этот мир. Внешний круг был клоакой, стоком, адом этого мира - все подонки общества стекались туда, вся пьянь, рвань, дрянь, все садисты и прирожденные убийцы, насильники, агрессивные хамы, извращенцы, зверье, нравственные уроды - гной, шлаки, фекалии социума. Тут было ИХ царствие, тут не знали наказаний, тут жили по законам силы, подлости и ненависти. Этим кругом Империя ощетинивалась против всей прочей ойкумены, держала оборону и наносила удары. Средний круг населялся людьми обыкновенными, ни в чем не чрезмерными, такими же, как мы с вами - чуть похуже, чуть получше, еще далеко не ангелами, но уже и не бесами. А в центре царил Мир Справедливости"Полдень, XXII век". Теплый, приветливый, безопасный мир духа, творчества и свободы, населенный исключительно людьми талантливыми, славными, дружелюбными, свято следующими заповедям самой высокой нравственности. Каждый рожденный в Империи неизбежно оказывался в"своем" круге, общество деликатно (а если надо - то и грубо) вытесняло его туда, где ему было место - в соответствии с талантами его, темпераментом и нравственной потенцией. Это вытеснение происходило и автоматически, и с помощью соответствующего социального механизма (что-то вроде полиции нравов). Это был мир, где торжествовал принцип "каждому - свое" в самом широком его толковании. Ад, чистилище и рай. Классика. А во-вторых, авторам нравилась придуманная ими концовка. Там у них Максим Каммерер, пройдя сквозь все круги и добравшись до центра, ошарашенно наблюдает эту райскую жизнь, ничем не уступающую земной, и общаясь с высокопоставленным и высоколобым аборигеном, и узнавая у него все детали устройства Империи, и пытаясь примирить непримиримое, состыковать нестыкуемое, слышит вдруг вежливый вопрос: "А что, разве у вас мир устроен иначе?"
Б.Стругацкий, "Комментарии к пройденному". 199... г .
-Еще рано...
-Нет, пора. И потом - кое-кто сегодня не спал после обеда, так что этому кое-кому следовало бы уснуть пораньше.
-Кое-кто чувствует себя прекрасно.
-Кое-кто давно не смотрелся в зеркало, а то бы не стал говорить, как ему хорошо. - парировал Всеслав. -Давай сюда стакан из-под молока, выключим радиотелепроигрыватель и баиньки.
Оки пожала худенькими плечиками и подтянула одеяло под подбородок.
Выходя из ее спальни с тарелками и стаканами на стареньком расписном подносе, Всеслав услышал:
-Старший, правда ведь, моя мама - замечательная?
-Еще бы! -искренне ответил он.
-Хорошо, что ты заметил. -удовлетворенно кивнула Оки, -До завтра!
-До свидания.
Ага на кухне жарила филе рыбы - двойника земного тунца.
-Без ужина не отпущу, не надейся. -безжалостно сказала она. -Марш за стол.
-Слушаюсь, адмирал.
-Завтра выхожу на работу. Отпуск без содержания по уходу за больным закончился, а до очередного, каникулярного, еще неделя.
-Как так? -удивился Всеслав, -А кто за Оки присмотрит?
-Детская больница обещала прислать бесплатную сиделку. Оки теперь у них знаменитость. Послезавтра прибудут какие-то светила из Имперского Института педиатрии.-ядовито хмыкнула Ага, -Це-ли-те-ли! Предлагали поместить ее в клинику и понаблюдать за выздоровлением, но я категорически отказалась.
-Правильно.
-Так что теперь бесплатная няня будет с Оки с трех до половины седьмого. Санитарка станет приходить дважды в день и лечащий врач - вечером.
-Неплохо. Ты только проследи, чтобы никаких ненужных лекарств не давали. -посоветовал Всеслав.
-Обязательно. -Ага ловко сложила золотистые ломтики на тарелку, посыпала ароматной зеленью, поставила тарелку перед Всеславом. -А каковы твои планы на завтра? Придешь в гимназию?
-Ненадолго. Потом надо побывать в Управлении Поясными перемещениями. Говорят, это где-то на окраине города.
-Уезжаешь...
-Командировка завершается, ничего не поделаешь.
Ага хотела что-то сказать, но промолчала и только разглаживала тонкими пальцами и без того гладкую, идеально чистую скатерть.
Комментарий Сяо Жень:
А теперь прошу от читателей особого внимания. Предлагаю к ознакомлению документ, который считаю вторым по важности в личном архиве, собранном мною за время написания "Черной Пешки". По непонятным причинам руководство КОМКОНа-2 не поместило его в закрытую часть архива, хотя содержание документа представляется весьма и весьма "взрывоопасным".
Когда дед и Дж.Ли возмущались исчезновением интереса комконовских руководителей к донесениям с Саракша, они были не совсем правы[175]. По крайней мере, нижеприведенное сообщение В.Лунина было прочтено кем-то из сотрудников, на что указывают пометки. Следует отдать должное КОМКОНовцу - он сделал абсолютно верные выводы из прочитанного еще до того, как к этим выводам пришел сам Всеслав.
Рабочая. Локальная (СМС) связь.
"Саракш-2"
Для ретрансляции Дж.Ли
Уровень конфиденциальности - нет.
Дата 29 июня 2171 г.
Автор: Черная Пешка
По необъяснимым для меня обстоятельствам среди земных специалистов по инопланетным индустриальным цивилизациям глубоко укоренилось заблуждение, будто изначально идеология Островной Империи ставит во главу угла ницшеанские начала - насилие и агрессию - как самоцель.
Между тем сейчас, после взгляда изнутри на имперские реалии у меня сложилось совершенно противоположное впечатление.
Во-первых, вектор развития общества островитян направлен на поддержание существования гармоничного и однородного общества, в котором нет антагонизмов и общественного насилия. Это удается, поскольку исчезли факторы, их порождающие - крупная частная собственность, эксплуатация и социальная дисгармония. Кажется, что я попал в общество:
-абсолютно убежденное, что Революция и "коренное переустройство" заменили несправедливые социальные порядки справедливыми;
-совершенно уверенное (в силу первого положения), будто сняты противоречия между личным и общественным, слившимися воедино при главенстве общественного;
-непоколебимо (в силу первых двух положений) полагающее себя счастливым на уровне каждой отдельной личности.
Во-вторых, на Саракше, являющем образец предельно замкнутого на себя мира, Островная Империя стала примером предельно замкнутого социума. И социум этот рассматривает свое существование ("культуру") в качестве единственно рационального. Остальная часть планеты, включая заселяющее ее человечество, рассматривается островитянами, как часть природы ("натура") по отношению к которой не только допустимо, но даже рекомендуется насильственное воздействие.
Мне кажется, что островитянам удалось не устранить внутренние социальные антагонизмы, а виртуозно перенести их в полном объеме во внешний мир. Да, они перешли в "бесклассовое" общество, но консолидировались при этом как "народ-господин". Ценой, которую имперское руководство (а вслед за ним и все население Архипелагов) уплатило за достижение стабильности и процветания в мире, пережившем ядерную войну, стало превращение прочих народов Саракша по существу в ресурсный материал, своего рода "сырье" и "топливо" для устойчивого и бескризисного развития империи.
Таким образом, если лозунг "справедливости", помещенный на всех знаменах островитян мы должны считать реально существующим принципом их жизни, то ни о какой "гуманистичности" общества островитян не может быть и речи. Справедливость в сознании островитян - категория, можно сказать, научная и юридическая, в отличие от расплывчатого "абсолютного добра".
(Комментарий сотрудника КОМКОНа-2: "Если, из соображений Черной Пешки следует, что идеология островитян провозглашает "сверхценности", ради которых им ничто и никого не жаль, то встает вопрос: а разве идеология землян, в том числе КОМКОНа-2, как земной структуры не имеет таких "сверхценностей", в осуществлении которых их адепты пойдут на жертвы? Да есть ли вообще идеологии без "сверхценностей"? Не напрашивается ли отсюда вывод, что кое-кто, к примеру, из Мирового Совета Земли готов крушить головы направо и налево, допустим, во имя утверждения идей "вертикального развития" и "прогресса"?[176])
Осмелюсь предположить, что устройство империи вполне успешно справляется с минимизаций страданий и дискомфорта собственного населения. При этом умеющая думать часть островитян прекрасно понимает, что Империя не оставляет никакого шанса другим народам, для которых страдания и дискомфорт не уменьшаются, а умножаются уже самим фактом существования Островной империи.
Движемся в рассуждениях далее. Любое сверхценное мировоззрение - не более чем незамысловатый салат из нескольких привычных овощей. А именно:
1)Первичная Идея. Она принимается в виде аксиомы. Не потому, что не нуждается в доказательствах, а оттого, что надо же впоследствии от чего-то отталкиваться, дабы впоследствии аргументировать последующие идеологические конструкции. Эта Идея - важнейшая новация сверхценных мировоззрений; в первобытную и древнюю эпохи ее вообще не было. Одни из этих Идей открыто подаются как религиозные, другие мимикрируют под "научное" и "рациональное" мышление, но в действительности все равно действуют как абсолютные. У земных иудеев, христиан и мусульман это единственный бог, у германских нацистов - Провидение, у подданных герцога Алайского на планете Гиганде - Прогресс. И др. И пр. И т.д. И т.п. Кстати, "научные" идеологии отстаиваются так жестко и существуют с такими очевидными логическими провалами и погрешностями против элементарного здравого смысла, что тут же становится понятно: их "рациональный"облик - только маска, под которой кроется та же религиозная вера в Первичную Идею, Истину.
В Островной Империи таковой аксиоматичной Первичной Идеей стала Разумная Справедливость. Или Справедливая Разумность. Как угодно.
(Комментарий сотрудника КОМКОНа-2: "Идея безграничного распространения Идеи во Вселенной - на современной коммунистической Земле, не так ли, Пешка?[177] ")
2)Предназначение. Считается, что Первичная Идея строит определенные расчеты, что ею предусмотрено служение людей Идее. Служение, меж тем, плохо совместимо с "низменной" человеческой природой. Следовательно, высшая цель существования каждой личности - воспарить над "низменным". Вознаграждением будет слияние с Идеей. Мораль при этом превращается из набора благих рекомендаций и пожеланий, выработанных людьми при овеществлении своих потребностей, в жесткий и враждебный этим потребностям порядок, вводимый извне Идеей и оказывающийся залогом связи человечества с Идеей.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Чёрная пешка"
Книги похожие на "Чёрная пешка" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Лукьянов - Чёрная пешка"
Отзывы читателей о книге "Чёрная пешка", комментарии и мнения людей о произведении.