» » » » Марат Хайрулин - Военлеты погибшей империи. Авиация в Гражданской войне


Авторские права

Марат Хайрулин - Военлеты погибшей империи. Авиация в Гражданской войне

Здесь можно купить и скачать "Марат Хайрулин - Военлеты погибшей империи. Авиация в Гражданской войне" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Эксмо, Яуза, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Марат Хайрулин - Военлеты погибшей империи. Авиация в Гражданской войне
Рейтинг:
Название:
Военлеты погибшей империи. Авиация в Гражданской войне
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2008
ISBN:
978-5-699-25314-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Военлеты погибшей империи. Авиация в Гражданской войне"

Описание и краткое содержание "Военлеты погибшей империи. Авиация в Гражданской войне" читать бесплатно онлайн.



Эта книга – рассказ об одной из самых забытых страниц отечественной истории. Это – первое и единственное на сегодняшний день исследование боевого применения авиации в ходе Гражданской войны в России 1917—1921 гг.

Вопреки распространенному мнению, все стороны, вовлеченные в кровавый братоубийственный конфликт, активно использовали самые современные достижения военной мысли, в том числе и авиацию.

В ходе Гражданской войны самолеты использовались для разведки, вели воздушные бои, штурмовали скопления вражеских войск и даже наносили бомбовые удары по городам и железнодорожным узлам.

По окончании боевых действий белых пилотов судьба разбросала по всему миру. А красные военлеты впоследствии стали основателями советских ВВС.






В июле в авиакорпус пришло еще несколько добровольцев, разными путями бежавших из «совдепии». Из Финляндии через Швецию в Мурманск прибыли братья Слюсаренко, а из Архангельска на попутном пароходе – старший унтер-офицер А.В. Кропинов. Из Москвы сумели пробраться подполковник В.З. Барбас, поручики Л.И. Байдак, М.Ф. Толстов, А.С. Туманов и капитан С.Е. Андреев. С английской стороны в авиакорпус вошел дивизион «Де Хэвилендов» DH.9 под командованием кэптена Робинсона.

1 августа боевые корабли союзников подошли к Архангельску. В их числе был и английский гидроавианосец (в тогдашней терминологии – авиаматка) «Нэйрана» с гидропланами «Шорт-184» и «Фэйри» IIIB на борту. В тот же день гидропланы совершили разведывательный облет города и обстреляли из пулеметов береговые батареи красных на острове Мудьюг. Это послужило сигналом к антибольшевистскому восстанию в городе. Комиссары во главе с председателем Северной комиссии Совнаркома[10] М.С. Кедровым умчались на поезде в Вологду. Советский гарнизон частично разбежался, частично ушел, не оказав сопротивления.

Первым шагом нового регионального правительства во главе с народным социалистом Н.В.Чайковским стало приглашение в Архангельский край англо-франко-американских войск. 2 августа союзники высадились в городе. Одновременно там началось формирование белой армии, которую возглавил генерал Миллер. Так Гражданская война пришла и на север России.

Советское руководство оказалось в сложной ситуации. Вплоть до самой Вологды и Петрозаводска поначалу не было никаких воинских сил, способных противостоять интервентам. В этих условиях большевистский лидер В.И. Ленин вспомнил об авиации. Еще 1 августа, узнав, что англичане готовят высадку в районе Архангельска, а городской гарнизон мал и ненадежен, он выдвинул идею срочно перебросить туда отряды бомбардировщиков и разбомбить английскую эскадру. На вполне резонные возражения, что от Архангельска до ближайшей авиабазы в Вологде почти 600 километров тайги и нет даже намека на аэродромы, он возмущенно воскликнул: «Но ведь есть же в Архангельской губернии деревни и поля, почему их не использовать как аэродромы?» Очевидная мысль о том, что аэропланы не могут воевать без горючего, боеприпасов, запчастей и техобслуживания, как-то не пришла ему в голову. А.В. Сергеев, вызванный в качестве эксперта, с трудом отговорил Ленина от скоропалительного решения.

Вместо обычных самолетов решили послать гидропланы, способные базироваться на баржах-авиатранспортах и действовать с акваторий многочисленных северных рек. 9 августа был издан приказ об отправке на Архангельский фронт шести летающих лодок М-9 новосозданного Беломорского гидроавиаотряда. Естественно, шесть небольших машин, бравших от силы по паре пудов бомб, едва ли могли изменить ситуацию, но Ленин упорно держался за идею атаковать интервентов с воздуха. Характерным документом эпохи является его собственноручная запись на вышеупомянутом приказе:

«Дать мне тотчас имена 6 генералов (бывших) (и адреса) и 12 офицеров генштаба (бывших), отвечающих за точное и аккуратное исполнение этого приказа, предупредив, что будут расстреляны за саботаж, если не исполнят.

М.Д. Бонч-Бруевич (руководитель Высшего военного совета. – Прим. авт.) должен мне письменно тотчас ответить на это.

Председатель СНК В. Ульянов (Ленин)»

Впрочем, на этот раз обошлось без расстрелов. 12 августа первые три гидроплана с экипажами были отправлены по железной дороге из Петрограда в Вологду. Через день за ними последовали еще три. Но гидроотряд не оправдал надежд большевистской верхушки. 1 сентября, после прибытия на фронт командир отряда Петр Бабаненко и летчик Александр Серов (сын известного художника Валентина Серова) перелетели на гидросамолете М-9 к белым, на станцию Обозерская. Подразделение тотчас отвели в тыл для проверки и разбирательства. И лишь 1 октября, пополнившись людьми и машинами, отряд вернулся в Котлас. Однако вскоре на Северной Двине начался ледостав и гидросамолеты, взлетавшие только с воды, оказались бесполезны. Так, налетав всего 3,5 часа и не сбросив ни одной бомбы, Беломорский гидроотряд в 1918 году закончил свою деятельность. В Москве о нем больше не вспоминали.

После высадки в Архангельске союзного десанта туда перебазировался дивизион Робинсона и русские летчики, к которым примкнули новые беглецы из Москвы – капитан Н.И. Белоусович и корнет А. Абрамович. Неподалеку от города на огромном военном складе в Бакарице отыскалось 18 «Сопвичей» и два «Ньюпора», которые не успела вывезти или просто не нашла комиссия А.В. Можаева. Некоторые из них, правда, уже успели прийти в негодность.

Студенты Архангельского политехникума, зачисленные в Славяно-Британский легион механиками, сумели отремонтировать 16 машин. Шесть из них принял на вооружение первый авиаотряд белой армии Севера. Этот отряд под командованием Козакова (летчики Модрах, Шебалин, Коссовский, Кропинов и Свешников) 15 августа прибыл на фронтовой аэродром у станции Обозерская, в 123 верстах от Архангельска. Туда же перелетели и английские летчики.

Оба отряда приступили к боевой работе. Поначалу она выражалась лишь в ведении разведки против частей 6-й армии красных, преградившей белогвардейцам путь к центру России. Труднее приходилось англичанам, плохо приспособленным к местным природныим условиям. Дивизион Робинсона терял в авариях одну машину за другой. 11 сентября закончил формирование второй русский авиаотряд, который возглавил капитан Белоусович. В отряде служили летчики Кравец, Толстов, Слюсаренко, Байдак и Туманов.

В сентябре на севере установились два относительно стабильных участка фронта, разделенные между собой сотней верст почти непроходимой тайги. Один, получивший название «железнодорожного», пересекал магистраль Архангельск – Вологда, другой – «двинский» или «речной» – проходил в районе слияния Северной Двины и Ваги. На этот более отдаленный «речной фронт» и отправили отряд Белоусовича. 17 сентября туда же, на аэродром Двинский Березник, перебросили отряд Козакова. Англичане остались «поближе к цивилизации», в Обозерской.

Главной задачей белой авиации на «речном фронте» стала, помимо разведки, борьба с Двинской флотилией красных, насчитывавшей до 40 вооруженных пароходов и барж. В октябре была произведена серия налетов, при которых несколько судов получили повреждения. В налетах одновременно участвовало до 11 самолетов, то есть практически все боеспособные машины. До наступившего в середине октября ледостава немногочисленная белая авиация совместно с береговой артиллерией в значительной мере сковала активность красного флота.

К тому времени в составе 6-й армии действовало уже несколько красных авиаподразделений. Самой надежной считалась Костромская авиагруппа (10 самолетов, в основном – «Фарманов-30» и «Сопвичей»), состоявшая из двух отрядов, почти целиком укомплектованных коммунистами. В конце августа она прибыла на фронтовой аэродром у станции Плесецкая (ныне – город Плесецк).

31 августа летчик 1-го отряда Костромской авиагруппы Лавров с летнабом Малиновским совершил на «Сопвиче» первый боевой вылет. А уже 2 сентября авиагруппа понесла первую потерю. «Фарман-30» летчика Кудрявцева и летнаба Малиновского во время бомбардировки станции Холмогорская попал под пулеметный огонь с земли. Был прострелен винт и радиатор двигателя. На обратном пути вода из радиатора вытекла, и мотор заглох. Кудрявцеву пришлось сажать машину прямо на полотно железной дороги, так как во все стороны насколько хватало глаз простиралась тайга. Рельсы и шпалы – не самая лучшая посадочная площадка: аэроплан был разбит, но экипаж, как говорится, отделался легким испугом.

15 сентября «Сопвич» пилота Лаврова и летнаба Скробука был подбит зенитным огнем над станцией Обозерская. И снова летчику пришлось спланировать на железнодорожные пути. Позднее в «боевом журнале» отряда появилась запись: «К месту падения самолета бежали белогвардейцы с винтовками наперевес. По ним был открыт огонь из пулемета, вследствие чего они залегли в цепь. Захватив пулемет, барограф и три обоймы патрон мы бросились бежать вглубь леса на восток. С наступлением темноты вышли на полотно ж/д в районе 461 версты и дошли до нашего секрета у 458 версты».

1 октября пропал без вести экипаж 2-го отряда авиагруппы, вылетевший на разведку с аэродрома Верхняя Тойма. Вскоре выяснилось, что летчик Даугуль и моторист Бранд решили перелететь к белым, но их «Фарман-30» разбился при посадке на аэродроме Славяно-Британского авиакорпуса. Сопровождавший его на «Ньюпоре» летчик 1-го морского истротряда лейтенант Л.А. Бересневич тоже сел на территории белых. Красные довольно долго считали его пропавшим без вести.

В ноябре 1918-го в связи с изменением организационной структуры РККВФ Костромскую авиагруппу преобразовали в 18-й разведывательный авиаотряд. Его командиром назначили летнаба А.С. Слепяна. На 1 января 1919 года отряд насчитывал два «Сопвича», три «Фармана-30», два одноместных «Ньюпора» и два «Спада-7», которые из-за многочисленных поломок двигателей вскоре были списаны.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Военлеты погибшей империи. Авиация в Гражданской войне"

Книги похожие на "Военлеты погибшей империи. Авиация в Гражданской войне" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Марат Хайрулин

Марат Хайрулин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Марат Хайрулин - Военлеты погибшей империи. Авиация в Гражданской войне"

Отзывы читателей о книге "Военлеты погибшей империи. Авиация в Гражданской войне", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.