Раффи - Меликства Хамсы
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Меликства Хамсы"
Описание и краткое содержание "Меликства Хамсы" читать бесплатно онлайн.
* После смерти Ори русские чиновники Астрахани разграбили его имущество и обвинили в мошенничестве. Вардапету Минасу пришлось приложить большие усилия, чтобы вернуть часть захваченного имущества и восстановить честь своего покойного друга.
(1) Исраел Ори (1658-1711) – один из виднейших организаторов освободительного движения армянского народа против персидского и турецкого ига. В надежде найти поддержку освободительному движению армян Ори побывал в Венеции, Париже, Дюссельдорфе, Вене. В 1699 г. вместе с меликом Сафразом созвал тайное совещание в Ангехакоте (Восточная Армения), на котором было принято решение обратиться к России и к ряду западноевропейских государств с просьбой о помощи. Начав переговоры в Москве с русским двором в 1701-1703гг., Ори добился согласия России оказать помощь, что ознаменовало начало военно-политического союза между Россией, Грузией и Арменией. Произведенный в чин полковника, он в 1704 г. был отправлен в Европу, а в 1707 г. возглавлял посольство в Персию с письмами Петра I к шаху с просьбой улучшить положение христиан. По возвращении в Россию, был умерщвлен в Астрахани, где и похоронен. Программа освобождения Армении с помощью России, осуществляемая Ори, была продолжена многими последующими политическими деятелями армянского народа.
(2) Минас-вардапет – архиепископ Минас Тигранян (1658-1740). Полагают, что он родом из города Тигранакерта. Участник тайного совещания армянских старшин в 1699 г. в селе Ангехакот (в Сюнике). С того времени известен как один из видных деятелей освободительного движения XVIII в.
(3) Речь идет о католикосе всех армян Аствацатуре Хамаданеци (1715-1725), обратившемся к русскому двору с просьбой помочь армянам освободиться от турецкого и персидского ига.
(4) В действительности Ори был отравлен астраханским воеводой П А. Апраксиным. Обстоятельства этого преступления подробно рассмотрены в книге А. Иоаннисяна «Очерки истории армянской освободительной мысли», кн. II, Ереван, 1959, с 620-624, на арм. яз.).
____________________
V
После смерти Ори дело его продолжил вардапет Минас. Он не уехал из России и выполнял роль посредника между царем и «армянским собранием» Гандзасарского монастыря, в котором собирались на совет мелики Карабаха. Этот энергичный вардапет, хотя и был к тому времени назначен архиепископом армян в России, больше занимался политическими делами, чем церковными. Он имел своих тайных агентов во всех более или менее значительных местах Персии, которые отовсюду сообщали ему сведения*. Некоторые из этих агентов удостоились особой милости государя**.
____________________
* Один из этих агентов был Саргис ди Гиланенц, записки которого о событиях того времени в Персии напечатаны в журнале «Крунк». В 1870 году профессор К. Патканян, переведя их на русский язык, представил в Императорскую академию в качестве важного исторического источника.
** Одним из них был армянин по имени Навасард, которого, когда царь пожелал вознаградить его за оказанные услуги, обнаружили умершим в Персии. После него не осталось даже наследников. Нашли лишь одного армянина, по имени Лазарь, служившего у покойного и осведомленного в его делах. Царь велел призвать Лазаря и пожаловал ему чин генерала. Это тот самый генерал Лазарь Христофоров (1), который, став командиром отдельного Армянского эскадрона, сыграл довольно видную роль в персидских походах Петра Великого. Впоследствии (1736) со своим отрядом и армянскими офицерами был переведен в Кизляр.
____________________
В это время в Персии последовательно произошли события 1721, 1722 и 1723 годов, описанные нами в III главе. Шах Султан Хосейн был низложен, афганцы захватили персидскую столицу, османы овладели приграничными персидскими провинциями. Государство Сефевидов находилось в состоянии полного распада. Но русские, вместо того, чтобы обратить внимание на Армению, завоевывали персидские провинции на побережье Каспийского моря.
Мелики вновь обратились к русскому двору. Их посланцы – священники тэр Антоний, тэр Петрос, Челебикехва и Симон Попов – беспрестанно прибывали в Россию, и послания армянских меликов, католикосов Есаи и Нерсеса (2) через вардапета Минаса представлялись царю. Ответы Петра Великого неизменно содержали в себе милостивые обещания, он советовал им подождать, обнадеживая, что все чаяния осуществятся. Эти переговоры длились несколько лет. И поскольку Грузия в это время находилась в том же положении, что и Армения (там также властвовали османы), то и грузины, подобно армянам, обращались к царю с той же просьбой. Наконец, армяне получили ответ: объединить свои силы с грузинскими и ждать, пока царь во главе русского войска лично прибудет осматривать вновь завоеванные персидские земли. Тогда армяне и грузины, соединившись с русским войском, могут начать восстание.
____________________
(1) Лазарь Христофоров (Агазар ди Хачик) – видный военный деятель, первый армянский генерал русской армии, родился в 1690 г. в купеческой семье в Новой Джуге. Был одним из инициаторов объединения отдельно действующих армянских вооруженных отрядов и создания единого армянского эскадрона в составе русского корпуса, действовавшего в южных Прикаспийских областях в 20-е годы XVIII в. С конца 1724 г. после гибели Петроса ди Саргис Гиланенца был бессменным командиром Армянского эскадрона, состоящего из 600-700 человек, на содержание которого израсходовал большую сумму из собственного капитала. С 1734 г. был произведен в чин генерал-майора. Умер в 1750 г. в Кизляре.
(2) Патриарх Нерсес (1706-1763) – католикос монастыря Ерек Манкунк («Трех отроков») в Арцахе, сторонник русской ориентации армянского освободительного движения.
____________________
VI
Эта весть с огромной радостью была встречена как армянами, так и грузинами. Два христианских народа со схожей судьбой должны были выступить рука об руку под покровительством великого христианского государя против мусульманского ига, совместно бороться за освобождение своей родины.
Мелики Карабаха в этот момент обратились к грузинскому царю Георгию Шахнавазу с просьбой прислать искусного и опытного военачальника для руководства армянским войском. Царь остановил свой выбор на армянском князе Давид-беке*, который в это время служил в Грузии. Давид-бек прибыл в Карабах (1722) и собрал 60-тысячное войско, во главе которого поставил мелика Аван-хана (мелика Егана) и Авана Мирзу (Авана-юзбаши) (1), а сам с главными силами направился в Чавндур Капанской области, где была родина князя.
____________________
* Давид-бек – герой моего одноименного романа.
____________________
Приготовления Петра Великого к новому походу в Персию, с одной стороны, и действия Давид-бека – с другой, стали поводом для того, чтобы османский паша Эрзерума потребовал от Давид-бека разъяснений о причине мобилизации армянского войска Карабаха. Дело было столь очевидным и обещания русских столь несомненны, что Давид-бек, если бы и хотел, скрыть уже ничего не мог. Он смело ответил, что все это делается по повелению царя Петра Великого. В ответ на это османы начали спешно захватывать сопредельные персидские провинции и заняли все пространство от Еревана до Тавриза, намереваясь препятствовать успешному продвижению великого царя.
Давид-бек и другие армянские мелики, наблюдая приближение османских сил, представляющее очевидную опасность для осуществления их целей, незамедлительно сообщали о нем Петру Великому, прося его не запаздывать и ускорить начало похода. На сей раз царь не мешкал: он тут же приказал своему войску (численностью 30 000) продвинуться к персидской границе, а сам выступил в Дербент (22 августа 1722 г.).
Ожидая прибытия Петра Великого в Дербент, грузины и армяне расположили свои войска около города Гандзак. Грузинским войском командовал второй наследник Георгия Шахнаваза Вахтанг (2), а армянским – Давид-бек. Численность обоих войск составляла 52 000 человек. В рядах армянской армии находился и предводитель армянского движения католикос Гандзасара Есаи*. Но все эти великолепные приготовления со стороны как армян, так и грузин, оказались тщетными, ибо внезапно была получена весть о том, что царь из Дербента возвратился в Астрахань, а оттуда в Россию.
____________________
* Этот видный священнослужитель, бывший не только очевидцем, но и главным действующим лицом современных ему событий, оставил обширную и подробную их историю, изложенную в форме дневника. В 1839 году митрополит Багдасар опубликовал ее в городе Шуши, но в значительно сокращенном и безжалостно урезанном виде. Сейчас мы считаем излишним объяснять, с какой целью совершил покойный митрополит это «литературное убийство», отметим лишь, что оригинал истории католикоса Есаи был значительно более объемистым, как это видно из дошедшего до нас рукописного списка, наполовину, к сожалению, сгнившего. Выло бы желательно выявить полный текст этого труда, содержащего богатый материал для нашей новой истории.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Меликства Хамсы"
Книги похожие на "Меликства Хамсы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Раффи - Меликства Хамсы"
Отзывы читателей о книге "Меликства Хамсы", комментарии и мнения людей о произведении.