» » » » Борис Шапошников - Битва за Москву. Московская операция Западного фронта 16 ноября 1941 г. – 31 января 1942 г.


Авторские права

Борис Шапошников - Битва за Москву. Московская операция Западного фронта 16 ноября 1941 г. – 31 января 1942 г.

Здесь можно скачать бесплатно "Борис Шапошников - Битва за Москву. Московская операция Западного фронта 16 ноября 1941 г. – 31 января 1942 г." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство АСТ, АСТ Москва, Транзиткнига, год 2006. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Борис Шапошников - Битва за Москву. Московская операция Западного фронта 16 ноября 1941 г. – 31 января 1942 г.
Рейтинг:
Название:
Битва за Москву. Московская операция Западного фронта 16 ноября 1941 г. – 31 января 1942 г.
Издательство:
АСТ, АСТ Москва, Транзиткнига
Год:
2006
ISBN:
5-17-033946-1, 5-9713-1551-X, 5-9578-3068-2
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Битва за Москву. Московская операция Западного фронта 16 ноября 1941 г. – 31 января 1942 г."

Описание и краткое содержание "Битва за Москву. Московская операция Западного фронта 16 ноября 1941 г. – 31 января 1942 г." читать бесплатно онлайн.



В основе книги лежит трехтомник «Разгром немецких войск под Москвой» под общей редакцией маршала Б.Д.Шапошникова, подготовленный Генеральным штабом Красной Армии и выпущенный Военным издательством НКО СССР в 1943 году под грифом «секретно».

Исследование охватывает военные действия на Московском направлении, включает описание работы тыла, подготовки и переброски резервов с 16 ноября 1941 года по 31 января 1942 года.

Книга снабжена дополнительными документальными приложениями, картографическим материалом и будет интересна как специалистам, так и любителям военной истории.






«Ближайшая задача армий левого крыла – завершить разгром кондрово-юхновской группировки противника и в дальнейшем ударом на Вязьма окружить и пленить можайско-гжатско-вяземскую группировку противника, во взаимодействии с армиями Калининского фронта и армиями центра Западного фронта».

С этой целью командующему 43-й армией предлагалось не позднее 16 января овладеть Мятлевом и в дальнейшем развивать удар в направлении Юхнов, Вязьма. Чем успешнее будет выполнена армией задача по занятию Мятлева, тем сильнее будет произведен нажим на фланг и тыл той группировки противника, которая противостояла в это время 49-й, 50-й армиям и 1-му гвардейскому кавалерийскому корпусу в районе Варшавского шоссе. От удачных действий 43-й армии зависел успех левого крыла Западного фронта, выполнявшего чрезвычайно ответственную задачу охвата с юга и юго-востока можайско-гжатско-вяземской группировки противника.

49-я армия в это время наступала на Кондрово; 50-я вела затяжные бои на подступах к Юхнову, а 1-й гвардейский кавалерийский корпус выходил к Варшавскому шоссе севернее Мосальска.

Выполняя приказ командующего фронтом, командующий 43-й армией приказом № 50/оп от 15 января поставил войскам армии следующие задача:

«С целью разгрома юхновской группировки противника, 43 А в течение 16.1 обходит основные узлы сопротивления противника на шоссе Медынь, Юхнов и атакой с флангов содействует частям 49-й и 50-й армий в уничтожении юхновской группировки противника».

В этих целях основные усилия армии необходимо было направить на ее правый фланг – для прекращения связи кондрово-юхновской группировки противника с теми силами немцев, которые в эта время находились в районе Вязьмы.

194-я стрелковая дивизия, вышедшая в район Шанского завода и очистившая его от засевших там фашистов, получила задачу наступать в юго-западном направлении, в сторону Юхнова, имея целью своим маневром прикрывать действия той группировки армии, которая наступала на Мятлево. Сводный полк армии, занимавший район Исакова, получил задачу овладеть станцией Кошняки и прервать сообщение немцев по железной дороге Мятлево—Вязьма. Авиадесантный отряд майора Старчака, выброшенный в район Мятлево еще 3 января 1942 года, прервал в это время движение по железной дороге на участке Мятлево—Кондрово. Сообщение по железной дороге Вязьма—Брянск и большаку Вязьма—Юхнов с таким же успехом было нарушено отрядом 250-го воздушно-десантного полка, выброшенным в район Знаменки к началу борьбы за Мятлево.


Применение авиадесантных отрядов

Авиадесантные отряды в период Московской операции действовали в суровых зимних условиях, что в значительной степени повышает интерес к их боевой работе.

Десант под командованием майора Старчака в составе 416 человек[132] был выброшен в район Бол. Фатьяново, в 4 км северо-восточнее Мятлева и в 2 км от шоссе Медынь—Мятлево. Выбор такого пункта высадки был весьма смелым.

Выброска десанта происходила ночью. По пути, на линии фронта, он подвергся сильному обстрелу со стороны зенитных средств противника; самолеты принуждены были разойтись, и некоторые из них потеряли ориентировку. Поэтому сбор десанта в условленном месте происходил с 21 часа 3 января до 2 часов 4 января, при этом потери в личном составе десанта достигли 15 %.[133]

После сбора отряд приступил к очищению от противника занятой территории. В районе выброски оказалось 12 немецких ДЗОТ, с которыми пришлось вести тяжелую борьбу в течение нескольких дней. Блокируя отдельные ДЗОТ и подавляя их огонь, десантники постепенно сжимали кольцо вокруг ДЗОТ и затем их уничтожали. Гарнизоны ДЗОТ истреблялись полностью.

В это время другая часть десантников была занята разрушением железнодорожного пути и уничтожением вражеских грузов и охраняющих их людей. 5 января десантный отряд вышел к платформе Костино и взорвал находившийся вблизи нее мост. 8 января он занял станцию Мятлево и сжег на ней два железнодорожных эшелона – в первом из них было 28 танков.

С 8 по 19 января происходило уничтожение неприятельских ДЗОТ в районе Мятлева и очищение занятой территории от немецко-фашистских войск. Отряд напал на немецкий обоз, обнаруженный им в лесу западнее Дорохи, при этом было захвачено 119 подвод с военным имуществом, позднее переданным 49-й армии.

С первого дня выброски десанта с ним поддерживалась регулярная связь по воздуху. В 3 часа 4 января над местом выброски появились два самолета ТБ-3, с которыми десант установил связь при помощи двух красных ракет.

5 января на бреющем полете над местом спуска парашютистов прошли два самолета МиГ, которым десант также дал знать о своем присутствии в этом районе. В тот же день в 13 часов на аэродроме Бол. Фатьяново с бреющего полета приземлился наш самолет У-2. Увидев парашютистов и приняв их по внешнему виду за немцев, летчик, не выключая мотора, поднялся и улетел обратно.

Десантному отряду было дано знать, что в район его расположения направляется 34-я отдельная стрелковая бригада. Десантники направились к ней навстречу и в районе Никольского 30 января присоединились к бригаде. К этому времени в составе десантного отряда насчитывалось 87 человек; остальные погибли в тяжелых семнадцатидневных боях с противником.

Задача, поставленная отряду, была выполнена. Он нарушил на некоторое время движение по железной дороге Кондрово—Мятлево, уничтожил ряд неприятельских ДЗОТ, подорвал два важных для противника эшелона с военным имуществом и дезорганизовал работу ближайшего немецкого тыла. Все это позволило нашим войскам быстрее продвинуться вперед и легче обить противостоящие им немецкие части.

Однако выполнение такой работы сопровождалось большими жертвами, что нужно отнести за счет недостаточно хорошо организованной посылки десанта:

1) не была произведена предварительная тщательная разведка местности и противника;

2) пополнение десантной группы не было налажено;

3) отряд был выброшен преждевременно, в результате чего более полумесяца вел исключительно тяжелые бои в окружении.

Таким образом, успешное выполнение задачи происходило за счет самоотверженной борьбы десантников.


Боевая работа авиадесантного отряда 250-го воздушно-десантного полка началась позднее. Проведение этой операции имело целью: содействовать успешному наступлению 1-го гвардейского кавалерийского корпуса, обеспечить продвижение 33-й армии в западном направлении и оказать помощь нашим войскам в окружении и уничтожении кондрово-юхновской группировки противника.

Выброска десанта была намечена в 40 км юго-восточнее Вязьмы, в районе Знаменка, Желанье, Луги. В момент выброски десанта удаление этого района от фронта наших войск достигало 35–40 км. Пересеченная местность дала возможность произвести десантную операцию скрытно.

Район действий десанта перехватывает большак Вязьма—Юхнов, по которому шло питание юхновской группировки противника. Через этот район проходит дорога Луги—Темкино, а вблизи него находится железная дорога Вязьма—Брянск. Все эти пути могли быть перехвачены десантом.

По данным нашей разведки, в районе выброски десанта крупных сил противника не было. В результате последовавших затем боевых действий там было установлено наличие следующих немецких частей: в Знаменке – штаб дивизии, обоз и тыловые части, 200–300 человек пехоты и около 100 человек всадников; на разъезде Годуновка – склад боеприпасов и охрана силой около роты пехоты; на разъезде Дебрянский – до батальона пехоты; на станции Угра – то же; в Великополье – два взвода пехоты; в Иванцово – обоз; в Подсосонки – штаб соединения (предположительно корпуса); в пунктах Климов Завод, Сидоровское, Синюкова, Губино – пехота в количестве 300–500 человек в каждом.

Для участия в десантной операции были привлечены: 250-й воздушно-десантный полк, 1-й и 2-й батальоны 201-й воздушно-десантной бригады.

Формирование и подготовка десантного отряда производились управлением военно-воздушных сил Западного фронта на аэродроме Внуково. Десантники были разделены на два батальона: первый – под командованием капитана Суржика и второй – под командованием капитана Калашникова. Подготовка операции была закончена к 17 января.

Для транспортировки десанта была использована летная часть особого назначения гражданского воздушного флота, имевшая 21 самолет ПС-84 («Дуглас») и к моменту полета сосредоточившаяся на аэродроме Внуково. Для транспортировки 45-мм орудий были выделены самолеты ТБ-3 из состава 23-й авиационной дивизии.

Летный состав имел достаточную практику ночных полетов и показал отличную подготовку и умение производить посадку на слабо освещенной местности при снежном покрове. Самолеты были вполне приспособлены для транспортировки и никакого дооборудования не требовали. В целях самозащиты они имели турельные пулеметы.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Битва за Москву. Московская операция Западного фронта 16 ноября 1941 г. – 31 января 1942 г."

Книги похожие на "Битва за Москву. Московская операция Западного фронта 16 ноября 1941 г. – 31 января 1942 г." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Борис Шапошников

Борис Шапошников - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Борис Шапошников - Битва за Москву. Московская операция Западного фронта 16 ноября 1941 г. – 31 января 1942 г."

Отзывы читателей о книге "Битва за Москву. Московская операция Западного фронта 16 ноября 1941 г. – 31 января 1942 г.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.