Александр Окороков - Секретные войны Советского Союза
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Секретные войны Советского Союза"
Описание и краткое содержание "Секретные войны Советского Союза" читать бесплатно онлайн.
Сразу после Второй мировой войны Советский Союз был втянут в череду непрекращающихся конфликтов по всему свету – на азиатском, африканском и южноамериканском континентах, в пустынях, джунглях и непроходимых лесах. Упоминания об этих "незнаменитых" войнах редко появлялись в открытых источниках, их ветераны давали подписку о неразглашении, победы и подвиги замалчивались, а бесценный опыт так и не был востребован. Даже после распада СССР подобная информация публиковалась крайне скупо, обрывочно, разрозненно. Данная книга стала настоящим прорывом. Это – первая полная энциклопедия ВСЕХ локальных войн с участием бывшего СССР. Впервые в отечественной литературе на основе недавно рассекреченных документов государственных и ведомственных архивов, а также воспоминаний ветеранов рассказано обо всех военных конфликтах второй половины XX века, в которых принимали участие советские и российские солдаты и офицеры.
Первым реактивным самолетом, производство которого было начато в КНР, стал истребитель 5-5 - почти точная копия самолета МиГ-17Ф. СССР предоставил Китаю два эталонных самолета и полные комплекты узлов и агрегатов для сборки еще 15 машин. 13 июля 1956 года первый самолет был отправлен на заводские испытания. В том же году было начато серийное производство J-5. До конца 1959 года китайцы выпустили уже 767 истребителей.
В 1961 году на Шеньянском авиазаводе началось производство всепогодного истребителя МиГ-17ПФ, получившего обозначение J-5A. 17 декабря 1958 года совершил первый полет самолет МиГ-19-П, собранный из советских комплектующих, а 30 сентября следующего года истребитель МиГ-19С. Эти машины получили китайское обозначение J-6 [933].
В 1956 году СССР передал КНР техническую документацию по танку Т-54 для налаживания собственного производства. При помощи советских специалистов на военном заводе № 617 в Баотоу (Внутренняя Монголия) в КНР вышла первая серия танков Т-54, а уже с 1957 года началась сборка и выпуск модификаций Т-54А. Позднее к производству подключились еще два военных предприятия во Внутренней Монголии и Шанхае. При этом в процессе производства технологический процесс был несколько упрощен, а также внесены изменения, учитывающие местные условия. С 1961 года эти танки получили официальное обозначение "Тип 59" (заводской индекс WZ-120).
В начале 1960-х годов танк "Тип 59" был сменен в производстве усовершенствованным вариантом "Тип 59-1", который в целом соответствовал советскому Т-54Б. Позже все имеющиеся в китайской армии танки "Тип-59" были модернизированы до стандарта "Тип 59-1".
Танк "Тип 59" являлся наиболее массовым в парке боевых машин НОАК. Объемы его производства составляли в начале 1970-х годов – 500-700 единиц, в 1979 году – 1000, в 1980 году – 500, в 1981 г. – 600, в 1982 г. -1200, в 1993 г. – 1500-1700 единиц. В середине 1990-х годов на вооружении НОАК находилось около 6000 танков "Тип 59" различных модификаций [934].
Одновременно с отстройкой НОАК Советский Союз оказал Китаю значительную помощь в развертывании нового промышленного строительства. Основные средства (почти 90%) направлялись в тяжелую промышленность. Самыми крупными новостройками первых лет пятилетки (1953-1957 гг.) были Баотоуский и Уханьский металлургические комбинаты, Тайюаньский и Шэньянский заводы тяжелого машиностроения, инструментальные заводы в Шэньяне и Харбине, автомобильный завод в Чанчуне, тракторный завод в Лояне. В широких масштабах осуществлялись реконструкция и расширение действующих предприятий (Аньшанского металлургического комбината и др.). К концу 1955 года было сдано в эксплуатацию 253 новых предприятия, давших более одной четверти всей промышленной продукции [935]. Руководил группой советских специалистов (1950-1958 гг.) представитель Госкомитета экономического сотрудничества (ГКЭС) и советник посольства И.В. Архипов.
Не менее активно проходило формирование и Вооруженных сил Гоминьдана, при непосредственной поддержке США.
2 декабря 1954 года Соединенные Штаты, напуганные усилением НОАК и влиянием в регионе Советского Союза, подписали с Чан Кайши договор "о взаимной безопасности". Договором предусматривалось оказание военной помощи гоминьдановцам и размещение на Тайване и Пескадорских островах (Пэнхуледао) американских военных баз. Госсекретарь А. Даллес заявил, что "подписание договора об обороне положит раз и навсегда конец всяким слухам и сообщениям о том, что Соединенные Штаты каким-то образом согласятся на то, чтобы Формоза и Пескадорские острова попали под коммунистический контроль" [936].
28 января 1955 года конгресс США принял резолюцию, которая давала американскому президенту право принять любые меры для "обеспечения безопасности Формозы и Пескадорских островов". На основании этой резолюции на Тайване были размещены американские ВВС и пехотные части, а в Формозском проливе начали патрулирование корабли 7-го флота США. С 1 июля 1954 года по 30 июля 1955 года США израсходовали на военно-экономическую помощь Тайваню более 670 млн. долларов. К началу 1955 года ВВС Гоминьдана на Тайване располагали 450 боевыми самолетами. В их числе были современные реактивные истребители, истребители-бомбардировщики и разведчики F-86F, F-86G, RF-84F и RT-33A. Кроме того, на острове базировалась и американская истребительная эскадрилья, оснащенная F-86H "Сейбр" [937].
В 1958 году ВВС Тайваня получили первые сверхзвуковые самолеты "Норт Америкэн" F- 100D "Супер Сейбр", а истребители F-86F были оснащены управляемыми ракетами класса "воздух – воздух" AIM-9B "Сайдуидер". Для ведения стратегической разведки над территорией континентального Китая из США прибыли высотные разведчики RB-57.
В январе 1959 года гоминьдановцы получили от американцев 4 разведчика RF-100A (переоборудованный истребитель F-100), а в конце октября того же года – новейшие сверхзвуковые разведчики RF-101 А, которые летали над КНР до конца 1968 года. В июле 1960 года из США прибыли два самолета "Локхид" U-2, из которых была сформирована "метеорологическая эскадрилья". С 1 февраля 1961 года она была преобразована в 35-ю эскадрилью ВВС Гоминьдана, находившуюся под контролем ЦРУ США. 20 декабря эскадрилья была пополнена еще двумя самолетами-разведчиками.
К середине 1980-х годов на Тайване по американским лицензиям было налажено производство 203,2-м м самоходных гаубиц M110,105-мм М101,155-мм М114 и 203,2-мм М115 гаубиц на механической тяге, а также танков "Тип 64", представлявших собой модернизированный вариант американских М41А2 и М41АЗ [938].
В заключение следует сказать, что взаимное наращивание силы сопровождалось постоянными провокациями, боевыми стычками и потерями с обеих сторон. Так, только с 29 июля по 14 августа 1958 года авиация НОАК сбила 9 тайваньских самолетов. А всего в течение того же года авиацией Национально-освободительной армии было сбито 17 и повреждено 25 гоминьдановских самолетов. Собственные же потери ВВС НОАК составили 15 истребителей МиГ-15, МиГ-17 и J-5 [939].
Конфликтная ситуация между Китайской Народной Республикой и Тайванем не разрешена и по сей день. В марте 2005 года парламент КНР принял Закон о противодействии расколу государства. В нем, в частности, отмечалось: "Если все возможности мирного объединения будут исчерпаны, государство должно использовать не мирные способы и любые другие меры, чтобы защитить территориальную целостность". На Тайване появление этого документа расценили как очередную попытку Пекина "протащить закон войны". Однако многие аналитики считают, что немаловажным фактором в обострении обстановки в регионе являются внешние силы. По словам профессора политологии Гонконгского университета Майкла Чанга, развитие ситуации определяется не только в Пекине и Тайбэе, но и в Вашингтоне, и в Токио. "Американцам нужен тайваньский вопрос, – объясняет политический аналитик Вилли Лам, автор пяти книг о Китае. – В том числе и для того, чтобы влиять на Северную Корею. В Вашингтоне подозревают, что Китай пока не в полную силу использует свои возможности для того, чтобы убедить Пхеньян отказаться от ядерного оружия" [940]. Не последнюю роль здесь играют и экономические выгоды США. Во всяком случае, дестабилизация ситуации в регионе подстегивает Тайвань закупать у Соединенных Штатов в больших количествах необходимое для "защиты" острова вооружение [941].
ПРОТИВОВОЗДУШНОЕ ПРИКРЫТИЕ ПЕКИНА В 1959 ГОДУ
В конце 1959 года Пекин, готовившийся торжественно отметить 10-летис провозглашения КНР, обратился к руководству СССР с просьбой об оказании помощи в организации противовоздушного прикрытия столицы. Эта просьба была аргументирована тем, что самолеты-разведчики Чан Кайши под непосредственным патронажем США беспрепятственно совершали полеты в воздушном пространстве Китая. Советское правительство откликнулось на просьбу китайского руководства и передало ему пять огневых комплексов С-75 "Двина" и один технический дивизион. Для обслуживания этих комплексов советскими специалистами в апреле – мае 1959 года была обучена группа китайских военнослужащих. Однако навыков боевого применения ЗРК они в то время не имели. В связи с этим по очередной просьбе Пекина в страну была в срочном порядке направлена группа военных специалистов по боевому применению С-75 в составе полковника В.Д. Слюсара [942] и двух инженеров – подполковников Александра Пецко и Юрия Галкина. Старшим группы советских военных специалистов в Китае в это время был генерал-полковник артиллерии Николай Михайлович Хлебников, бывший в годы Гражданской войны в России начальником артиллерии в дивизии В.И.Чапаева.
Первый "праздничный" полет тайваньского самолета-разведчика был зафиксирован 5 октября около 6.00. Нарушитель пересек береговую черту в провинции Фуцзян и, не долетев до Пекина 500-600 километров, развернулся в районе Шанхая и ушел на Тайвань. Попытки китайских истребителей перехватить нарушителя не увенчались успехом. 7 октября тайваньский самолет-разведчик вновь нарушил воздушное пространство Китая и на высоте, недосягаемой для истребителей, направился в сторону Пекина. О сложившейся в воздухе ситуации было доложено командующему ВВС и ПВО, а затем министру обороны Китая маршалу Линь Бяо. Тот отдал распоряжение: "Если есть полная гарантия уничтожения самолета противника, огонь открыть, если нет – огня не открывать". После короткого колебания полковник В.Д. Слюсар доложил министру обороны, что уверенность есть, и получил "добро" на уничтожение нарушителя. Сбитый самолет оказался двухмоторным дальним разведчиком РБ-57Д американского производства. Поражение самолета было столь сильное, что он развалился на части еще в воздухе, вследствие чего отдельные его элементы разлетелись в радиусе 5-6 километров. Летчик был убит осколком ракеты.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Секретные войны Советского Союза"
Книги похожие на "Секретные войны Советского Союза" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Окороков - Секретные войны Советского Союза"
Отзывы читателей о книге "Секретные войны Советского Союза", комментарии и мнения людей о произведении.



























