Михаил Зефиров - Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО"
Описание и краткое содержание "Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО" читать бесплатно онлайн.
Книга рассказывает о противостоянии германских военно-воздушных сил и системы противовоздушной обороны Поволжья во время Великой Отечественной войны.
На основе многочисленных, ранее недоступных исследователям архивных материалов, воспоминаний очевидцев и других документальных источников авторы воссоздают обширную панораму событий, происходивших в этом регионе с 1941 по 1944 год.
Предназначается как для специалистов, так и для любителей военной истории.
Глава 14
«Уран»
К середине ноября 1942 г. на Сталинградском направлении действовали крупные, по немецким меркам, силы авиации:
– восемь бомбардировочных групп: I. и III./KG1, I. и часть II./KG51,1. и II./KG55, а также KG27 в полном составе;
– три штурмовых группы: II./StGl, I. и II./StG2;
– четыре эскадрильи непосредственной поддержки войск: Stab., 3,6, 7h8./Sc1i.G1.
В то же время 76-я бомбардировочная эскадра навсегда покинула Восточный фронт, перебазировавшись из Армавира на Средиземное море. В России остались лишь несколько экипажей из ее состава. Истребительная авиация Люфтваффе под Сталинградом по-прежнему состояла из эскадры JG3 «Удет».
Хотя все эти силы располагали в общей сложности 330 самолетами, в исправном состоянии находились 127 двухмоторных бомбардировщиков, 67 штурмовиков и 64 истребителя. Кроме того, в составе 4-го воздушного флота имелись 16 эскадрилий ближней разведки, имевшие 38 боеготовых самолетов «Фокке-Вульф» FW-189 и 12 «Мессершмиттов» Bf-ПО. Дальнюю разведку на всем южном участке советско-германского фронта вели всего три эскадрильи – 3.(F)/Aufkl.Gr.lO, 3.(F)/Aufkl.Gr.l21 и 4.(F)/Aufkl.Gr.l22, располагавшие четырнадцатью исправными Ju-88D.
В то же время советские 8-я, 16-я, 17-я воздушные армии и часть приданных им сил 2-й воздушной армии, а также 102-я ИАД ПВО имели в своем составе 1916 боевых самолетов, из которых 1360, в т.ч. 519 истребителей, находились в исправном состоянии. Таким образом, численное превосходство советской авиации составляло 4,5:1.
В ночь с 18 на 19 ноября в Южном Поволжье установилась нелетная погода – густые облака и сильный снегопад с почти нулевой видимостью. Еще в 7 часов утра все было спокойно. На обширном Донском фронте от Воронежа до Качалино стояла тишина. Венгерские, итальянские и румынские солдаты, кутаясь в теплую одежду и почесываясь от укусов вшей, спали в землянках, и только патрули мерзли на своих постах в окопах. Над черной полоской реки периодически взлетали ракеты, освещая неровную, изрытую траншеями и воронками снарядов степь. Восточнее, в Сталинграде, также царило затишье. И именно в этот момент для Вермахта разразился кризис. В 07.30 по московскому времени (в 05.30 по берлинскому) 19 ноября советские войска начали операцию «Уран». После длительной артиллерийской подготовки 5-я танковая армия и 21-я армия, прорвав фронт, двинулись в глубь румынской обороны.
В это время в 150 км к юго-западу, на аэродроме эскадры KG27 в Миллерово, унтер-офицер Людвиг Денц получил приказ, несмотря на плохие погодные условия, провести авиационную разведку, чтобы установить, что происходит на румынских позициях. Вскоре закамуфлированный в зимние цвета «Хейнкель» уже катился по взлетной полосе, скрипя колесами по свежему снегу. Поднявшись в небо, самолет полетел к Дону сквозь сплошные облака. За стеклом фонаря кабины ничего не было видно, и штурман Людвиг Хафигхорст ориентировался только по приборам. Затем облака стали рассеиваться, внизу показалась заснеженная степь.
И тут глазам летчиков предстало ужасное зрелище. Они увидели огромные колонны советских войск: танки, пехота, бронемашины и грузовики во многих местах пересекли реку и двигались в южном и юго-восточном направлениях. Бортрадист немедленно стал докладывать об увиденном в штаб эскадры. Было очевидно, что русские начали крупномасштабное наступление. Вскоре бомбардировщик вернулся обратно в Миллерово, где экипаж уже в устной форме доложил своему начальству о результатах разведки.
Командир эскадры барон фон Бёст отреагировал незамедлительно. Уже через полчаса самолеты II./KG27 поднялись в воздух, чтобы атаковать прорвавшиеся советские войска. Однако из-за плохой видимости «Хейнкели» вынуждены были сбрасывать бомбы с небольших высот, фактически исполняя роль штурмовиков, находясь при этом подолгу в зоне сильного зенитного огня. В результате были сбиты сразу семь бомбардировщиков! Таких огромных потерь группа не знала за весь период Сталинградской битвы. Не-111 Людвига Денца также получил много повреждений, но все же смог вернуться на аэродром. Потом механик насчитал в самолете 151 пулевое отверстие.
Однако эти героические усилия не смогли остановить мощное и стремительное советское наступление, и утром 20 ноября русские танки заняли г. Перелазовский. А это было уже глубоко в немецком тылу, всего в 60 км от штаба 8-го авиакорпуса Люфтваффе, находившегося в тот момент в станице Обливской! Там, находясь в своем бункере, обложившись картами, генерал-лейтенант Фибиг[133] нервно изучал последние донесения. Вскоре поступили сведения, что армии Сталинградского фронта, нанося удар из района озер Сарпа и Цаца, атаковали позиции 4-й румынской армии, обратив ее в бегство. Одновременно с этим с плацдарма в районе Клетской перешла в наступление 65-я советская армия.
Ей навстречу вылетели Ju-87 из StG2. Среди них был и «Юнкере» Ханса-Ульриха Руделя. Вскоре внизу в заснеженной степи он увидел отступающие в панике румынские войска, побросавшие винтовки и орудия. Дальше к северу двигались широкие колонны советской пехоты. «Я безжалостно сбросил бомбы на вражескую колонну, и мои пулеметы выплюнули струи раскаленного свинца в эти бесконечные желто-зеленые волны наступающей пехоты, которые хлынули на нас из Азии и монгольских степей. Я израсходовал все патроны, не оставив ни одного, даже для защиты от возможной атаки русских истребителей», — вспоминал потом Рудель.
Удары по советским танковым колоннам нанесли и «Хеншели» из штурмовой авиагруппы I./Sch.Gl майора Альфреда Друшеля. В атаках участвовали даже бипланы Hs-123. Несмотря на нелетную погоду, командование 8-го авиакорпуса бросило против наступавших все наличные силы. Самые опытные пилоты из шести бомбардировочных и трех штурмовых групп, решавшиеся взлетать при видимости около 100 м, беспрерывно атаковали советские войска, неся при этом большие потери. Только 5-я эскадрилья из KG27 в течение нескольких дней лишилась шести «Хейнкелей» (60% штатной численности!), которые были сбиты либо списаны из-за сильных повреждений. 20 ноября в ходе боевого вылета для атаки советских войск южнее Сталинграда был сбит Не-111 обер-фельдфебеля Карла Липпа из II./KG55, при этом погиб находившийся на его борту командир группы майор Ханс-Йоахим Габриэль.
Что характерно, советская авиация из-за плохой погоды в эти дни практически бездействовала. Тем не менее к 06.00 22 ноября передовой отряд 26-го танкового корпуса, состоявший из пяти танков Т-34 и трех бронемашин, прорвался глубоко в тыл 6-й немецкой армии на берег Дона возле Калача. В результате советские войска сумели захватить в большой излучине реки полевые аэродромы ближних разведчиков Люфтваффе. В их руки попали как сами самолеты, так и штабы с ценными разведданными. Штурмовики майора Хичхольда чудом успели удрать с аэродрома Тусов из-под носа у противника.
Дивизии и сводные отряды Вермахта во многих местах отчаянно контратаковали противника, но, не считаясь с потерями, прокладывая дорогу через минные поля тысячами трупов штрафников, советские войска упорно шли вперед и к исходу 23 ноября замкнули кольцо окружения. Создавшаяся критическая ситуация заставляла немецких пилотов совершать по пять – десять вылетов в сутки, атакуя противника то тут, то там. Именно 25 ноября обер-лейтенант Рудель установил мировой рекорд, совершив в течение дня на своей «Штуке» 17 боевых вылетов! Таким образом, несмотря на поражения сухопутных войск, плохую погоду и огромные, по немецким меркам, потери, Люфтваффе по-прежнему удерживали господство в воздухе.
Вскоре командование 8-го авиакорпуса вынуждено было перебазировать свои силы. Истребительная эскадра JG3 с аэродрома Питомник перелетела в Морозовскую и Обливскую. Туда же перебрались Ju-87 из StG2 «Иммельман». Внутри котла из ее состава была оставлена только специальная штурмовая эскадрилья обер-лейтенанта Юнгклаузена. В качестве подкрепления из Армавира в Морозовскую вернулась I./KG100, за исключением штабного звена, которое Рихтхофен оставил там для продолжения атак танкеров в Каспийском море. Тем самым, несмотря на тяжелейший кризис командование Люфтваффе все же полностью не отказывалось от выполнения стратегических задач. В то же время часть бомбардировщиков использовалась для весьма специфической цели – сбрасывания на отступающие румынские части листовок с призывом прекратить паническое бегство…
26 ноября советские танки прорвались к станице Обливской, в результате чего штаб 8-го авиакорпуса оказался на передовой. Командир 99-го зенитного полка оберет Райнер Штаэль организовал импровизированную оборону, причем в боях участвовал даже комсостав, в частности начальник штаба оберет-лейтенант фон Хайнман лично вел огонь из пулемета. В разгар боев в Обливской приземлился самолет фон Рихтхофена. Он не оценил героизм и самопожертвование своих подчиненных и приказал им эвакуироваться в тыл, организовывать снабжение 6-й армии по воздуху. Впоследствии оборону на р. Чир заняли новые подразделения группы армий «Дон», а штаб авиакорпуса переместился в Тацинскую.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО"
Книги похожие на "Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Михаил Зефиров - Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО"
Отзывы читателей о книге "Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО", комментарии и мнения людей о произведении.