Варвара Зеленец - Варвара и Золотая Баба
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Варвара и Золотая Баба"
Описание и краткое содержание "Варвара и Золотая Баба" читать бесплатно онлайн.
― Извините, а «ики» ― ваше отчество? ― спросила Варвара.
― У хантов к имени всех пожилых заслуженных мужчин добавляют «ики», ― пояснил северный гость.
― Помню, Варя, ты уже встречалась с Ягун-ики два года назад на Масленице и брала у него уроки. Теперь он к нам пожаловал и сам просит о помощи. Легенды, как вы с Мирославом расправились с хозяйками Похъелы, достигли далекой Сибири.
― Не надо нас хвалить, Дед-Всевед, мы же нашу подругу выручали.
― Ладно, к делу. Беда пришла в северный край. Теперь ханты надеются на вас. Думают, вы им поможете.
― Отчего не помочь?! С кем воевать надо?
― Скоро узнаете. Ягун-ики, расскажи нам историю своего народа ― ребята быстрее разберутся, что к чему, ― попросил Дед-Всевед.
― С удовольствием, я люблю рассказывать про свой смелый сибирский народ. Ведь многие в России ничего не знают про хантов, ― начал Северный шаман.
― Сибирь большая. А вы где живете? ― спросила девушка.
Варвара вопросительно посмотрела на Мирослава.
― Как же, Варя, не стыдно?! ― юноша тут же выдал энциклопедическую справку. ― Ханты и манси ― коренные жители Ханты-мансийского автономного округа. Живут на территории северо-западной части Сибири по притокам Оби. Относятся к семье финно-угорских народов.
― Видишь, все знает! ― усмехнулся Дед-Всевед. ― Я ж тебе говорил.
― Тогда перейду к нашей истории. Начну издалека. Жизнь в сибирской тайге особая. Многим европейцам в ней будет не все сразу понятно. Свои нравы, обычаи. Народ ханты мирный. Живем рыболовством, охотой, стада оленей пасем, дары леса собираем. Наши обильные земли притягивают к себе непрошеных гостей, и они частенько приходят к нам не с добром. Хотят богатства себе забрать, причем большинство стремятся это сделать силой или обманом. Тайгу нашу вырубают, реки без рыбы оставляют, леса без зверей. Детей наших увозят в свои поселки, якобы учиться. Пытаются их жизнь поменять и заставить работать на себя. Спаивают молодежь и пытаются навязать нам чуждые обычаи и веру.
Раньше ханты жили западнее Уральских гор. Но теснили нас и татары, и пермяки, и селькупы, и русские. Народы ханты и манси не очень многочисленные, воевать мы не могли, поэтому нам часто приходилось переселяться и уступать свои родные земли.
Наш род, хоть и малочислен, но силен духом. Уже давно мои предки спустились по Оби до самых ее низовьев. Там они и поселились на одном из ее притоков на реке Казым. Им понравилась эта сибирская река: тихая и спокойная. Построили на реке поселок Юильск.
― Расскажи ребятам о ваших верованиях, о том, кто вами правит, кто помогает. У вас ведь все совсем по-другому, чем у нас, русских, ― попросил Дед-Всевед.
― Наш небесный правитель Торум. Ему подчиняются все: люди, животные, духи. Но он живет на небе. Поэтому он послал нам на землю трех своих детей: Великий Охотник ― Мир-Сусне-Хума присматривает за людьми и животными, Обский Старик ― Полум отвечает за жизнь в реках и озерах, а дочь Полума наша главная земная богиня Золотая Баба ― хранительница домашнего очага и мира. Кстати, Золотой Бабе тоже река Казым понравилась.
― Золотая, у вас значит красивая? ― переспросила Варвара.
― Не совсем так. Вот послушай. Перед тем, как отправить детей на землю, Торум вызвал к себе главных шаманов и великого Мастера. Он показал им своих детей и сказал, что хочет, чтобы боги и люди жили одной семьей. Для этого необходимо было сделать кумиров ― статуи богов, которые бы наблюдали за всем происходящим. Чтобы любой человек смог прийти к своему покровителю и попросить его дать все, в чем он нуждается в жизни. Торум отдал все свои богатства и попросил об этом же шаманов. Наши шаманы пошли к людям и собрали с каждого северного жителя понемногу золота и серебра. Ханты, манси, зыряне, вогулы, ненцы и другие отдавали свои скромные украшения. Старейшины родов доставали припрятанные на черный день золотые монеты, продавали меха, а девушки снимали с себя серьги и кольца. Вскоре перед Мастером появилась огромная гора золота.
И Великий Мастер отлил статую ― Золотую Бабу. Статуя была так прекрасна, что нельзя было глаз оторвать. Торум, увидевший это творение Мастера, сделал общими души статуи и своей дочери. И Золотая Баба ожила.
― Так все же Золотая Баба ― это Бог, человек или статуя ― переспросил Мирослав.
― Она едина, ― пояснил Дед-Всевед. ― У христиан ведь так же: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой.
― Можно сказать и так, ― кивнул Северный Шаман. ― Золотая Баба действительно может предстать перед человеком в виде прекрасной Золотой статуи. Выслушать его и ничего не ответить, зато потом придет к просителю в виде простой женщины или явится, обратившись в какое-нибудь животное, а то и вовсе незаметно выполнит его просьбу. Раньше молодые пары, поженившись, всегда шли к Золотой Бабе с просьбой подарить детей, оленеводы просили сохранить стада оленей, женщины волновались за здоровье всей семьи, старики молили об урожае, вспоминая голодные годы, ― каждый молил о своем.
Великий Мастер сделал кумиры всех верховных Богов. А затем благодаря ученикам Мастера статуи появились в каждом селении, на берегах рек, на перекрестках дорог, на вершинах гор и сопок. Кроме верховных Богов у хантов есть множество Духов-покровителей. Они помогают нам: наблюдают за землей, плавают под водой, летают по небу, смотрят за происходящем в природе, за животными, за порядком. А мы им поклоняемся, благодарим, делимся добычей.
― Как делитесь? ― спросил Мирослав. ― Духи приходят к людям?
― Иногда приходят. Но чаще общаются с нами через шаманов. Шаманы постоянно держат связь с Духами. Но любой человек всегда может сам пообщаться со своими покровителями и попросить об удачной охоте, об урожае. Кумирницы у нас везде стоят. У каждого рода и у каждой семьи есть свой покровитель.
― Домовые? ― уточнила Варвара.
― Не только. Есть духи, которые отвечают за лес, за охотничьи угодья, за рыбный участок семьи, за оленьи пастбища. И все они подчинены Золотой Бабе. А за хантов, которые живут у подножья гор, отвечает сестра Золотой Бабы ― Йоли.
― Вроде где-то я слышала, это имя. Кто это? ― спросила Варвара.
― У нас, ее называют Хозяйкой Медной горы. ― Пояснил Дед-Всевед. ― Когда на Урале люди опустошили недра гор, она тоже двинулась на восток.
― Да, ― подтвердил шаман. ― Теперь она живет рядом с нами.
― Вам повезло, что у вас такие покровители! Хорошо, что вы с ними дружно живете, ― сказала Варвара.
― Жили бы дружно… – горестно сказал Юганский Старик.
― Расскажи ребятам обо всех трагических событиях, случившихся на вашей земле, ― попросил Дед-Всевед. ― Тогда они быстрее поймут, что надо делать.
― Мы своих богов никогда не предавали и старались держаться подальше от соседей. Пришлые люди не дают нам жить спокойно. Из-за них мы давно лишились многих своих покровителей. Для нас это невосполнимые потери! Был у нас раньше Медный Гусь ― наш предсказатель. Его отлил из чистой меди Великий Мастер по просьбе самого Торума. Гусь ожил и стал делать добро людям. Он помогал хантам во всем. Заботился о домашних животных. Теплом их укутывал, кормил. Сообщал жителям о непогоде, о заморозках, рассказывал, когда рыба в реку пойдет на нерест, предупреждал о нашествии врагов. Но вот себя не уберег. Сожгли враги-миссионеры его дом и самого погубили.
― Когда это произошло? ― спросил Мирослав.
Крещение народов Сибири
― Триста лет назад. При Петре I вся Сибирь вошла в состав Российского государства. Петр хотел быть добрым царем для остяков. Так раньше в России назывались северные народы. Он понимал, к местному населению лучше относиться по-доброму и не ломать сложившийся жизненный уклад жителей. Но до царя было далеко. Воспользовавшись этим, вооруженные отряды казаков и стрельцов безнаказанно грабили наш народ, обкладывали данью небогатых охотников и оленеводов.
Но это не главная беда. После казаков пришли христианские миссионеры. Они творили поистине черные дела. Особой жестокостью отличался православный священник Филофей Лещинский. Вначале митрополит Филофей просил царя, «чтобы указал государь… с идолов брать подати», надеясь, что язычники сами захотят уничтожить свои святыни, чтобы не платить оброк. Обманное предложение митрополита не было принято. В ответ Филофею Петр I издал указ, предполагавший лишь добровольное крещение, и требовал, чтобы «неволею никаких остяков и вогулов не крестили».
Но неутомимый Филофей не успокаивался. Этот кровавый тобольский святоша принес хантам много бед. Черный монах был фанатичным проводником политики церкви. Он ослушался царя и стал насильно насаждать христианство. Весной 1712 года митрополит пришел на нашу землю. Российское правительство дало Филофею огромную по тем временам сумму ― 2000 рублей и прочие подарки для березовских остяков. Петр приказал пригласить в Санкт-Петербург дружественное посольство жителей сибирской земли. Но вскоре выяснилось ― не с подарками пришел Филофей, а с огнем и мечом. С верховьев Оби приплыло к нам на кораблях и плотах большое войско.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Варвара и Золотая Баба"
Книги похожие на "Варвара и Золотая Баба" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Варвара Зеленец - Варвара и Золотая Баба"
Отзывы читателей о книге "Варвара и Золотая Баба", комментарии и мнения людей о произведении.