Лев Толстой - Том 11. Драматические произведения 1864-1910 гг

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Том 11. Драматические произведения 1864-1910 гг"
Описание и краткое содержание "Том 11. Драматические произведения 1864-1910 гг" читать бесплатно онлайн.
В настоящий том вошли драматические произведения Л. Н. Толстого: известные его пьесы «Власть тьмы», «Плоды просвещения», «Живой труп», а также незаконченные драмы «Зараженное семейство», «Петр Хлебник» и другие.
Елизар. Хозяин, не могу сделать этого.
Петр. А как же ты обещал и клялся мне?
Елизар. Не делай этого, жаль мне тебя.
Петр. Что же не жалел ты меня, когда я делал зло и губил себя? А жалеешь теперь, когда хочу спасти себя.
Елизар. Пусть будет воля твоя.
Жена (выходит). Что вы делаете здесь? Будет вам растабарывать. Идите в дом.
Уходят.
Занавес
Действие четвертое
Базар. Невольницы и невольники связанные, в цепях, и их хозяева. 1-й хозяин с 2-мя невольниками. 2-й хозяин со стариком невольником и с сыном, мальчиком-невольником. Елизар с Петром. Покупатели.
Явление первое1-й покупатель. Что ты просишь за эту? (Показывает на невольницу.)
1-й хозяин. Двести гривен.
1-й покупатель. Что умеет делать?
1-й хозяин. Пляшет, поет.
1-й покупатель. Стряпать умеет?
1-й хозяин. Для стряпни возьми старую.
1-й покупатель. Не нужно.
2-й покупатель (подходит к старику и молодому}. Что просишь за двух?
2-й хозяин. Сто тридцать.
2-й покупатель. Кто же тебе это даст. (Трогает за руку старика.) В нем силы нет, а тот молод.
2-й хозяин. Да я дешевле не возьму.
2-й покупатель. Не надо, не надо. (Подходит к Петру.) На какую годен работу?
Елизар (тихо). Не могу, уволь.
Петр. Помни, что ты поклялся, не погуби меня. (К покупателю.) Гожусь на всякую. Могу и черную работу, и писать и считать могу.
2-й покупатель. Что просишь?
Петр (шепотом Елизару). Говори: сто гривен.
Елизар. Сто гривен.
Явление второеПодходят два египтянина.
1-й египтянин (к покупателю). Для чего торгуете?
2-й покупатель. Мне в черную работу надо. А этот и писать и считать умеет, а такие на тяжелый труд ненадежны.
1-й египтянин. А мне такого и нужно. По нашей торговле дорогими каменьями нужно не тяжелую работу, а чистоту, расчетливость и верность.
Петр. Хозяин, возьми меня, будешь доволен. Буду служить, как сын отцу родному.
1-й египтянин. Ты мне нравишься, (К Елизару.) Какая цена?
Елизар. Сто гривен.
1-й египтянин. Получи деньги.
Елизар (плачет). Не могу.
Петр (обнимает Елизара). Прощай. Отдай же деньги, как я сказал тебе.
Елизар. Все сделаю, только бы душа твоя была покойна. Прощай, дорогой хозяин.
Петр. Молчи. (Уходит с египтянином.)
Елизар один плачет.
Занавес
Действие пятое
Действие происходит в Египте. Немой привратник пропускает врача и купца в двери и объясняет знаками, что хозяин сейчас придет. Уходит.
Явление первоеВрач. Должно быть, он говорит, что хозяин дома, и просит нас войти. Пойдем.
Купец. Да я знаю, что они гостеприимные люди.
Входит 1-й египтянин.
Явление второе1-й египтянин (обращаясь к купцу). Радуюсь видеть вас у себя. Милости просим. Вы, должно быть, устали от дороги и не откажетесь вкусить моей хлеба-соли.
Купец. Благодарю. Мы и друг мой врач из далекой Сирии приехали по делам торговли в ваш город и очень рады посетить вас.
Египтянин (хлопает в ладоши и зовет). Мефодий! (К гостям.) Прошу садиться.
Явление третьеВходит Петр в одежде прислуживающего раба и, увидев врача, пугается и отворачивается.
Петр. Что прикажет хозяин?
Египтянин. Принеси дорогим гостям хлеба, вина и винограду. Гости с твоей стороны. Ты не знаешь их?
Петр. Нет, я не знаю. (Уходит.)
Врач (к хозяину). А ты был когда-нибудь в нашем городе?
Египтянин. Был восемь лет тому назад. В то самое время, как купил того самого раба, которого вы сейчас видели.
Врач. Да это было в то самое время, как в нашем городе случилось то необыкновенное дело, которого никто не может понять до сих пор.
Египтянин. Какое же это было необыкновенное дело?
Врач. А это было то, что один из самых богатых людей нашего города, Петр Хлебник, обладавший огромными садами и землями и бывший самым скупым человеком в стране, вдруг поверил христианскому закону и роздал все, что мог раздать, а так как не мог всего раздать, то, как рассказывают, сам себя продал в рабство, цену за себя отдал нищим и исчез неизвестно куда.
Купец. Жена его до сих нор повсюду рассылает людей, чтобы найти его, но никто не знает, где он и что он.
Египтянин. Какая удивительная история. Каких он был лет и какого вида?
В это время входит Петр, неся кувшин с вином и плоды.
Врач. Ему было уже лет под пятьдесят и из себя был роста среднего, скорее худой, чем толстый, подобие рабу этому.
Петр закрывает себе лицо и поспешно уходит. Какое славное лицо у этого раба.
Египтянин. Он не раб, а золото. С тех пор, как он у меня, все дела мои процветают. Я много раз отдавал ему свободу, но он не хочет брать ее. Он раб, но один из самых лучших людей, которых я знал когда-либо. Мефодий, пойди сюда.
Входит Петр.
Врач (к кущу). Посмотри, он, право, похож на Петра Хлебника.
Петр бежит к дверям.
Петр. Немой, отопри.
Дверь отворяется, Петр убегает. Немой входит и говорит.
Немой. Это был святой, я видел, когда он вышел в ворота, как сияние окружило его, и он исчез.
Египтянин. Чудо, немой заговорил.
Купец и врач. Это он, это он, он скрылся, чтобы люди не восхваляли его.
Занавес
КонецКомментарии
Драматические замыслы возникают у Толстого еще в 1850-е годы. До того как вышла из печати его первая пьеса «Власть тьмы» (1887), заявившая о рождении новой драмы, Толстой накапливал и развивал элементы драматического в прозе. Работая над первой частью трилогии «Детство», он заметил: «Весь роман похож на драму». Исследователи давно обратили внимание на использование писателем драматургических принципов в создании характеров и в композиции романов и рассказов. Б. М. Эйхенбаум находил, что движение сюжета у Толстого происходит «без особого вмешательства авторского «я», как бы силою самой жизненной и исторической логики и правды. Тут-то в этом построении, в этой динамике, в этом «лабиринте сцеплений» (…) и сказывается драматическая основа «Войны и мира».[114] П. П. Громов доказывает, что в «Детстве» таится «некий сильно драматический элемент».[115]
Существенно для Толстого как будущего драматурга и то, что «обнаружение «коренного» в человеке «он обставляет наиболее серьезными катастрофическими обстоятельствами».[116] Самые основные принципы толстовского творчества несли в себе элементы будущих драм. Знаменитая «диалектика души», как определил Н. Г. Чернышевский зерно творческого метода Толстого, таила пружину драматического действия. Одновременное сосуществование в герое противоречивых начал, непрекращающаяся борьба этих начал — все это предпосылки подлинного драматизма.
Но театр как искусство условное часто казался Толстому грубой имитацией жизни. Не случайно в его романах тема театра нередко становится синонимом фальши, говорит ли писатель о сценическом зрелище или о том, как герои разыгрывают в жизни принятые на себя роли.
Первые драматургические опыты не содержали примет собственно толстовского стиля. В них писатель хотел быть верен традициям, понять законы кажущегося ему чуждым жанра. Он выбирал темы и сюжеты, которые не разрабатывал в прозе. Позднее, в 1870-е годы, Толстой пришел к важному для себя выводу: «Русская драматическая литература имеет два образца одного из многих и многих родов драмы: одного, самого мелкого, слабого рода, сатирического, «Горе от ума» и «Ревизор». Остальное огромное поле — не сатиры, но поэзии — еще не тронуто» (Л. Н. Толстой. Полн. собр. соч. в 90-та томах, т, 48, с. 345).[117] Но в начале пути писатель обратился к «мелкому, слабому роду» драмы. Еще в 1856 году Толстой записал в дневнике мысль о комедии, темой которой должен был стать «окружающий разврат в деревне». В 1860-е годы он закончил не дошедшую до нас комедию «Нигилист».
В самих названиях задуманных пьес («Дворянское семейство», она же — «Практический человек», «Дядюшкино благословение», иначе — «Свободная любовь») сказалось явное следование за распространенным репертуаром того времени. Толстой пока приноравливался к современному театру, считая комедию наиболее популярным и доступным сценическим жанром.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Том 11. Драматические произведения 1864-1910 гг"
Книги похожие на "Том 11. Драматические произведения 1864-1910 гг" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Лев Толстой - Том 11. Драматические произведения 1864-1910 гг"
Отзывы читателей о книге "Том 11. Драматические произведения 1864-1910 гг", комментарии и мнения людей о произведении.