Борис Багрянцев - Учись морскому делу

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Учись морскому делу"
Описание и краткое содержание "Учись морскому делу" читать бесплатно онлайн.
Авторы книги — одни из организаторов Московского городского клуба юных моряков, речников и полярников — написали для своих юных друзей популярное пособие, которое познакомит ребят, мечтающих о море, с устройством кораблей и судов, судовождением, сигнало производством. Ребята узнают, как управлять шлюпкой, ходить на веслах, найдут в книге много других интересных и полезных для себя сведений.
Рассчитана на ребят школьного возраста, а также руководителей кружков и клубов юных моряков.
Плоскость истинного меридиана наблюдателя пересекается с плоскостью истинного горизонта по линии N — S, которая называется полуденной линией, так как в этой плоскости Солнце бывает точно в полдень.
Рис. 20. Системы деления горизонтаВертикальную плоскость, проходящую через глаз наблюдателя перпендикулярно плоскости истинного меридиана наблюдателя, называют плоскостью первого вертикала (плоскость 5). Она пересекается с плоскостью истинного горизонта наблюдателя по линии Ost — W. Таким образом, пересечение взаимно перпендикулярных плоскостей истинного меридиана наблюдателя и первого вертикала дает четыре главные линии на плоскости истинного горизонта наблюдателя, которые указывают на главные точки горизонта: N, S, Ost и W. Если наблюдатель станет лицом к северу, то за спиной у него будет юг, справа — восток, слева — запад. Линии N — S, Ost — W в любой точке земной поверхности (кроме полюсов) занимают вполне определенное положение. Направления N, S, Ost и W называют главными направлениями, или главными румбами, которые делят истинный горизонт на четыре четверти: NOst — северо-восточную, SOst — юго-восточную, SW — юго-западную и NW — северозападную. Каждая четверть делится на 8 румбов, а весь горизонт — на 32 румба. Угол между соседними румбами составляет 11,25°. Такая система деления горизонта называется румбовой. Каждый румб имеет свое определенное направление и наименование (рис. 20). С ростом точности кораблевождения потребовалась более частая разбивка горизонта. Каждую четверть разбили на 90°. Главные румбы N и S отмечались О, a Ost и W — 90°, наименование четвертей осталось прежним. Такая система деления горизонта называется четвертной. Для указания направления по этой системе называется четверть и число градусов, например: NOst 47°, SOst 34°, SW 82°, NW 15° и т. д.
В настоящее время применяется система круговой разбивки горизонта на 360° без различия четвертей. В этой системе главные румбы обозначаются так: N — 0°(360°), Ost — 90°, S — 180°, W — 270°. Круговая система счета направлений проще и нагляднее других, но судоводитель должен уметь переводить направления, данные по одной системе, в направления по другой системе, так как при решении многих навигационных и астрономических задач получаются результаты с указанием наименования четверти.
3. Определение направлений в море. Перевод и исправление румбов
Зная положение истинного меридиана наблюдателя, т. е. направления на географические (истинные) полюса Земли (Nи и Sи), мы можем определить направление на любой предмет, расположенный на земной поверхности. Для этого надо лишь измерить угол, заключенный между нордовой частью линии истинного меридиана и линией на предмет.
Узнать величину этого угла можно с помощью компаса и пеленгатора. Но беда в том, что стрелка магнитного компаса под действием сил земного магнетизма располагается не в плоскости истинного меридиана, а в плоскости магнитного меридиана и указывает направления на магнитные полюса Земли (NM i SM). Угол, заключенный менаду направлениями на норд истинный и норд магнитный, называется магнитным склонением и обозначается буквой d. Склонение может быть остовым и иметь знак плюс, если магнитный меридиан отклонился от истинного к востоку, и вестовым (знак минус), если отклонение к западу. Магнитное склонение — важный элемент в кораблевождении, поэтому оно указывается на морских навигационных картах.
С течением времени магнитные полюса меняют свое положение. Величина годового изменения склонения в различных точках земной поверхности колеблется от 0 до 0,3°. Это явление делает необходимым при расчете истинных направлений вводить поправки на указанное на карте склонение, т. е. приводить его к году плавания в данном районе моря.
Кроме действия сил земного магнетизма, на стрелку магнитного компаса влияют силы магнитного поля самого корабля, в результате чего она отклоняется от плоскости магнитного меридиана и располагается в плоскости своего компасного меридиана. Угол, заключенный между плоскостью магнитного меридиана и плоскостью компасного меридиана, называется девиацией. Она обозначается буквой греческого алфавита б (дельта). Если стрелка магнитного компаса отклонится к востоку от магнитного меридиана — девиация называется остовой и имеет знак плюс, если отклонится к западу — называется вестовой и имеет знак минус. Девиация магнитного компаса зависит от курса корабля.
Для того чтобы компас стал надежным указателем направлений в море, производят компенсацию девиации, после чего определяют ее остаточное значение на восьми курсах (N, NOst, Ost, SOst, S, SW, W и NW) и рассчитывают таблицу девиации.
Алгебраическая сумма значений склонения и девиации составляет общую поправку компаса, которая обозначается символом Дк. Общая поправка также может быть остовой и иметь знак плюс или вестовой и иметь знак минус. Общую поправку компаса, склонение и девиацию связывают следующие выражения:
Дк=d + б; d=Дк-б; б=ДK-d.При расчете общей поправки компаса склонение снимают с карты и приводят к году плавания, а девиацию выбирают из таблицы девиации на компасный курс.
В практике кораблевождения приходится иметь дело с курсом корабля и пеленгом (рис. 21).
Курсом корабля называется угол на плоскости горизонта между нордовой частью меридиана и диаметральной плоскостью корабля. Пеленгом называется угол на плоскости горизонта между нордовой частью меридиана и линией, указывающей на предмет. Курсы и пеленги отсчитываются от нордовой части меридиана по часовой стрелке от 0 до 360° и могут иметь наименование истинных (ИК, ИП), магнитных (МК. МП) и компасных (КК, КП).
Направление, отличающееся от истинного (магнитного, компасного) пеленга на 180°, называется обратным истинным (магнитным, компасным) пеленгом и обозначается соответственно ОИП, ОМП, ОКП.
Рис. 21. Истинные, магнитные и компасные курсы и пеленги, курсовой угол: NH — SИ — меридиан истинный; Nм — Sм — меридиан магнитный; NR — SK — меридиан компасный; ИК — истинный курс; КК — компасный курс; МК — магнитный курс; ИП — истинный пеленг; МП — магнитный пеленг; КП — компасный пеленг; КУ — курсовой угол; а — магнитное склонение-, б — девиация; Дк — общая поправка компасаНа морской карте всегда прокладываются истинные направления, а рулевому для удержания корабля на истинном курсе рассчитывается и задается компасный курс. Поэтому очень важно знать величины и знаки склонения и девиации, уметь правильно переходить от компасных направлений к истинным и обратно. Переход от компасных направлений к истинным называется исправлением румбов, а переход от истинных направлений к компасным — переводом румбов. Для перевода и исправления румбов существуют следующие формулы:
ИК = КК+Дк и КК=ИК-Дк.Чтобы проложить на карте пеленги, снятые по компасу, их надо исправить общей поправкой компаса, действующей на курсе, которым шел корабль в момент взятия пеленгов:
ИП=КП+ДК; КП=ИП — Дк.Перевод и исправление румбов считается очень ответственной работой судоводителя, поэтому ее следует выполнять со всей тщательностью, небрежность и ошибка в расчете могут привести к навигационной аварии. Чтобы избежать возможных ошибок в знаках d и б при расчете по приведенным формулам, судоводителю для наглядности рекомендуется производить графическое построение.
Существует и другой способ указания направления — от линии курса корабля. Угол между диаметральной плоскостью корабля и линией, направленной на предмет, называется курсовым углом (УК). Он считается до 180° вправо и влево от носа корабля, который в этом случае принимается за 0°. Указывая направление на какой-либо предмет, называют борт и число градусов, например: «Справа 30 — белая пирамида» или «Слева 25 — плавающий предмет» и т. п.
ИП = ИК+КУ п. б. (правого борта); ИП=ИК — КУ л. б. (левого борта).4. Морские меры длины и скорости
Единицей измерения расстояния на море является морская миля, равная линейной длине одной минуты меридиана, т. е. одной минуте широты. В СССР и ряде других стран принята миля, равная 1852,3 м(6080 футов). 1/10 часть мили называется кабельтов, он равняется 185,2 м. При решении практических задач кораблевождения принимают стандартную международную милю, длина которой принята равной 1852 м, что соответствует длине дуги одной минуты меридиана в средних широтах полушария. Для измерения расстояний на море могут также применяться следующие единицы:
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Учись морскому делу"
Книги похожие на "Учись морскому делу" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Борис Багрянцев - Учись морскому делу"
Отзывы читателей о книге "Учись морскому делу", комментарии и мнения людей о произведении.