Тензин Гьяцо - «Ясная картина мира»: беседа Его Святейшества Далай-ламы XIV c российскими журналистами
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "«Ясная картина мира»: беседа Его Святейшества Далай-ламы XIV c российскими журналистами"
Описание и краткое содержание "«Ясная картина мира»: беседа Его Святейшества Далай-ламы XIV c российскими журналистами" читать бесплатно онлайн.
В мае 2005 года, в преддверии 70-летнего юбилея Его Святейшества Далай-ламы, группа российских журналистов, представляющих такие издания, как журнал «Итоги», газеты «Новые Известия» и «Московский Комсомолец», радиостанция «Эхо Москвы», получила уникальную возможность встретиться с духовным лидером Тибета в его резиденции в Дхарамсале. Встерча была организована Центром тибетской культуры информации, пресс-службой республики Калмыкия и главой буддистов Калмыкии Тэло Тулку Римпоче. Ниже мы приводим наиболее полную версию этой обстоятельной беседы, которая получила широкое освещение в российской прессе.
В своей книге «Открытое сердце», вы говорите, что вы – такой же обычный человек, как и все остальные. Не считаете ли вы, что это довольно необычное заявление для духовного лидера такого ранга? Едва ли мы можем услышать что-то подобное из уст Папы Римского или Патриарха Всея Руси…
Когда человек становится Папой Римским, он вынужден вести себя в соответствии со своим статусом. Но он не был Папой Римским с самого детства. До того, как его избрали, он вел обычную жизнь, был обычным ребенком.
То же касается и Патриарха русской православной церкви. Конечно, когда ему на голову водружают белый головной убор, ему приходится соблюдать все формальности.
Если говорить обо мне, то я – беженец. И поскольку я – беженец, у меня есть все возможности вести себя неформально. Мои братья и сестры, они абсолютно такие же, как я. Все они – очень открытые люди, постоянно смеются. Может быть, эту привычку я перенял от своих родителей.
Я часто думаю, что излишние формальности создают ненужные барьеры, и в них нет ничего хорошего. Возможно, этим я отличаюсь от остальных.
Вы - настолько неформальный человек, что давали интервью «Плэйбою», снимались в рекламе. До какой степени открытости вы готовы дойти, чтобы о Тибете и о вашей религии узнали другие люди? Есть ли пределы, которые вы не переступите никогда?
Здесь есть две области. Если брать область духовную, то я – буддийский монах. И хотя у меня никогда не возникало желания выпить вина или выкурить сигарету, но даже если бы я захотел это сделать, я бы не смог.
Следующая область – политическая. Порой, когда вопрос слишком сложен, когда возникает слишком много противоречий, я думаю – лучше промолчать. Вот те, границы, которые я сам для себя наметил.
Если же говорить обо мне как личности, то определенные ограничения здесь налагает мое собственное неведение. Иногда буддисты называют меня «всеведущим», но, в действительности, во мне очень много неведения. Есть немало сфер, которые мне неизвестны. Поэтому я усматриваю противоречие между этим именем «Всеведущий» и реальным положением вещей. По меньшей мере, это преувеличение. Вот калмыки полагают, что из-за моего визита люди перестали болеть. Это явное преувеличение. [Смеется]
Ваше Святейшество, как вы себя чувствуете в роли живого Будды? Не хотелось ли Вам когда-нибудь побыть простым человеком?
Я всегда говорю о себе, я – простой буддийский монах.И, по-моему, тибетцы знают, что здесь не все так просто. Они называют меня «Всеведущим», но при этом у них есть от меня секреты. Противоречивая ситуация.
Они признают человека перевоплощенцем, но в то же время назначают ему хороших учителей. Мой учитель считал меня перевоплощением Далай-ламы, но при этом всегда держал при себе кнут для непослушного ученика. Когда я был маленьким, то очень боялся своего учителя, потому что этот кнут всегда был при нем. Желтого цвета - для Далай-ламы. Далай-лама – святой, значит, кнут нужен соответствующий. Священного желтого цвета.
Порой я думаю, что это имя «Далай-лама» дает мне прекрасную возможность служить большому количеству людей, и в этом – источник радости.
Вы никогда не думали, что бы стало с вами, если бы в двухлетнем возрасте Вас не признали воплощением Далай-ламы? Какую бы профессию вы избрали, какой была бы ваша семья?
Я родился в отдаленной деревушке, в крестьянской семье. Там не было школ. Скорее всего, я был бы земледельцем. А поскольку во мне явно прослеживался интерес к технике, то, быть может, я бы дорос до тракториста.
Многое ли в жизни человека предначартано, предопределено?
Если я рождаюсь тибетцем, то размер моего тела, цвет моих глаз, цвет моих волос, - все это предопределено с момента зачатия. Но все остальное находится в постоянном изменении. Все зависит от обстоятельств и от наших собственных действий. Обстоятельства то и дело меняются, и нам приходится поступать сообразно им. Все меняется: из-за причин меняются следствия. Так что, какие-то области нашей жизни предопределены, а какие-то нет.
Если же рассуждать с буддийской точки зрения, то неизбежно встает вопрос о следующих жизнях. Что за жизнь ожидает нас в дальнейшем? До последней минуты, последнего вздоха, этот вопрос не решен. Даже после смерти, когда мы оказываемся в переходном состоянии «бардо», обычно даже там возможно кое-что изменить.
Известно, что Гитлер в поисках тайных знаний посылал в Тибет целые экспедиции. Как найти эти тайные знания, и существуют ли они вообще?
Сколько вы пробудете в Индии? Четыре дня? Ищите эти тайные знания! И если вы сумеете их обнаружить, пожалуйста, сообщите мне. Мне про них ничего неизвестно.
Когда я был маленьким, мне доводилось слышать об экспедициях, якобы посылаемых Гитлером в Тибет. Видимо, эта мысль возникла из-за свастики. В Индии индуисты часто используют свастику, и в Тибете она тоже присутствует. До буддизма в Тибете существовала древняя традиция бон, обычно мы описываем ее как «юндрун бон», то есть учение свастики.
Так что, с самого детства я слышал про этот интерес нацистов к свастике. Я знал, что она у них на государственном флаге. Это вызывало во мне любопытство, но никаких подробностей я так и не выяснил.
Впоследствии появились книги Лобсанга Рампы, которые превратили Тибет в мистическую страну.
О буддизме и секулярной этике
Вы всегда говорите, что нам необходима секулярная этика. Не религиозная, но светская. Но порой люди оказываются целиком и полностью во власти эмоций, они чувствуют гнев, ненависть и не знают, что делать. Мы знаем, что религиозная этика может помочь в этом случае, но что если человек придерживается секулярной этики, как ему справляться с эмоциями? Он понимает, что должен быть хорошим, но что это значит, быть хорошим, когда ты целиком во власти эмоций?
Вы задали очень хороший вопрос. Контрмеры против негативных эмоций… Я не уверен, но, мне кажется, что это две вещи. Вот приходит очень сильный гнев. Если мы - буддисты, мы обращаемся с молитвами к Будде, вспоминаем Будду. Думаем: я – буддист, я не должен гневаться. Или: я – христианин, я - последователь Иисуса, я не должен проявлять негативных эмоций. Это первая возможность, и она отсутствует в секулярной этике.
Как же неверующим людям преодолеть негативные эмоции, вот вопрос. Им нужно размышлять. Я лично думаю, что этот метод более эффективен. Даже являясь буддистом, я обычно тщательно анализирую ситуацию, спрашиваю себя: в чем польза негативных эмоций? Гнев дает лишь кратковременное удовлетворение. Вот я испытал сильный гнев, я сказал что-то очень неприятное другому человеку, и в этот момент я испытываю удовлетворение: я с ним расквитался! Но по прошествии времени приходит сожаление, становится неловко. Это означает, что, находясь во власти негативных эмоций, мы терять способность различать - что хорошо, что плохо.
Теперь [рассмотрим это] с точки зрения здоровья. Из-за постоянного гнева мы теряем сон и аппетит. В конечном итоге гнев оказывает негативное воздействие на мое тело в целом. А приносит ли мой гнев какой-либо ощутимый вред моему врагу? Нет. Вывод: мои негативные эмоции в конечном итоге нарушают мой покой и мое счастье.
Если мы действительно хотим предотвратить неблагие деяния наших врагов, мы должны внимательно проанализировать ситуацию, но без гнева. И если вы выясните в процессе анализа, что ваш враг поступает несправедливо, вы должны принять соответствующие меры. Сначала мы объективно оцениваем ситуацию, а затем принимаем меры, но без ненависти. Вы привезли нам книги [Его Святейшество имеет в виду его собственные труды, выпущенные на русском языке и подаренные ему издателем Олегом Вавиловым], в этих книгах как раз и говорится о том, как трансформировать свои эмоции. Такой подход является весьма научным, и он включает секулярную этику, о которой вы спрашивали.
Сейчас ученые начинают признавать, что эмоции имеют огромное значение для нашего здоровья. Позитивные эмоции, например, сострадание, способствуют бесперебойному функционированию нашего мозга, и наоборот, негативные эмоции, такие, как гнев, наносят ущерб работе мозга.
Такой подход к решению эмоциональных проблем я считаю наиболее эффективным. Это то, что я называю аналитической медитацией. Если ты буддист, применяй аналитическую медитацию и возноси молитвы к Будде. Христиане могут поступать точно также. Если же брать секулярный подход, то убираем молитвы, но все остальное мы вполне можем применять.
Мы знаем, что когда буддизм пришел в Тибет из Индии, тибетцы создали свои собственные практики со своими тантрическими божествами. Сегодня буддизм уже около 50 лет существует на западе. Означает ли это, что мы можем ожидать появления каких-то особых «западных» практик?
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "«Ясная картина мира»: беседа Его Святейшества Далай-ламы XIV c российскими журналистами"
Книги похожие на "«Ясная картина мира»: беседа Его Святейшества Далай-ламы XIV c российскими журналистами" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Тензин Гьяцо - «Ясная картина мира»: беседа Его Святейшества Далай-ламы XIV c российскими журналистами"
Отзывы читателей о книге "«Ясная картина мира»: беседа Его Святейшества Далай-ламы XIV c российскими журналистами", комментарии и мнения людей о произведении.