АНДРЕЙ ЛЫЗЛОВ - СКИФИЙСКАЯ ИСТОРИЯ

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "СКИФИЙСКАЯ ИСТОРИЯ"
Описание и краткое содержание "СКИФИЙСКАЯ ИСТОРИЯ" читать бесплатно онлайн.
7 Белгородская Орда - полусамостоятельная часть Золотой, а затем Крымской Орды, концентрировавшаяся в степях вокруг Белгорода-Днестровского (Ак-Либо), захваченного татарами в XIII в., а в 1484 г. завоеванного турками (Аккерман); активно участвовала в военных действиях Крымского ханства и Оттоманской Порты против германской империи, Польско-Литовского государства и России; в XVI в. неоднократно громилась казаками.
8 Черкесы и пятигорцы отнесены к татарам ошибочно: общим наименованием «черкесы» в источниках обозначали обычно всех адыгов, народы северозападной группы кавказской языковой семьи (адыгейцы, кабардинцы, черкесы).
9 «Байрам» - название двух мусульманских праздников. Рамазанский байрам наступает после рамазана, девятого месяца мусульманского календаря - месяца поста, и продолжается три дня следующего месяца. Курбан-байрам длится четыре дня, с 10 по 13 зульхидже, двенадцатого месяца исламского календаря.
10 Т. е. крест-накрест, от польского krzyz - крест.
11 У А. Гваньини - kotarhy. Здесь: юрты, кибитки.
12 Имеется в виду великий древнеримский поэт Публий Овидий Назон (43 г. до н. э.- 18 г. н. э.), автор «Метаморфоз», «Науки любви», «Любовных элегий», «Скорбных элегий» и «Писем с Понта».
13 Здесь - породистые, ценные. {455}
14 Здесь - уклониться в сторону.
15 Римский папа Пий II (1458-1464 гг.).
16 Кызы-Кермен и Шах-Кермен - турецкие крепости XV-XVIII вв. в низовьях Днепра.
17 Ныне поселок Старые Кайдаки под Днепропетровском.
18 «Самара город» - крепость на месте современного г. Новомосковска, в 29 км к северу от г. Днепропетровска.
19 Матарийа - населенный пункт в Северном Египте, у которого 22 января 1517 г. произошло генеральное сражение турок с мамлюками. Эту битву называют чаще по имени другого населенного пункта (Риданийи) - Риданийской. Войскам Селима I удалось удачным обходным маневром окружить и полностью разгромить мамлюков.
20 Речь идет об одном и том же хане Менгли-Гирее I.
21 Калга-султан (Калга-богатырь) - не собственное имя, как считают некоторые авторы, а титул, обозначающий главнокомандующего, гетмана, в гражданской администрации - визиря.
22 Сокаль - современный г. Сокаль Львовской области.
23 А. И. Лызлов не различает о. Хортицу - самый большой днепровский остров (близ современного г. Запорожья), и о. Малую Хортицу, на котором в 1553- 1555 гг. возвел свой замок князь Дмитрий Вишневецкий (ныне остров затоплен).
24 Нападение отряда Д. Вишневецкого на Очаков произошло 25 июля 1566 г.;
в нем приняло участие 600 конных казаков и несколько сот воинов «судовой рати», спустившихся по Днепру на 18 челнах. При разгроме Очакова Вишневецкий потерял только 20 человек убитыми и 15 ранеными и сумел уйти, отбившись от преследовавших его войск Белгородской Орды во главе с турецким наместником Мустафа-агой.
25 Имеется в виду правый берег Днепра, по договору 1667 г. остававшийся еще под властью Речи Посполитой (кроме Киева).
26 Города Таманского полуострова: Тамань на берегу Керченского залива и Темрюк при устье р. Кубань.
27 Монастырский - остров на Днепре у современного г. Днепропетровска (ныне назван Комсомольским).
28 А. И. Лызлов повторил ошибку польского историографа; в действительности набег 1571 г. на Москву был совершен ханом Девлет-Гиреем I.
29 Набег на Русь совершили рати либо хана Мухаммад-Гирея II (1577-1584), либо Казы-Гирея II (1584-1588).
30 Весной 1591 г. крымский хан Казы-Гирей, нарушив свои клятвы и ограбив русского посла в Крыму Бибикова, скрытно двинул огромную орду к границам России. Выполняя волю Бориса Годунова, русские войска под руководством воеводы князя Ф. И. Мстиславского были стянуты к столице. Сбив символический заслон из 250-ти воинов, оборонявших р. Пахру, хан 4 июля подошел к Москве и стал против с. Коломенского. Его отряды двинулись на укрепленный лагерь русских полков, возведенный у Данилова монастыря, и до вечера секлись с вышедшими «на травлю» удальцами. Сосредоточив власть над войском в своих руках, Годунов решил единолично стяжать лавры спасителя столицы. Хитро подставленные им крымскому хану пленники сообщили об огромной силе русских и подходе к ним новых войск; ночью хан бежал, бросив обоз. 5 июля русская легкая кавалерия начала преследование орды, разгромила ее арьергард под Тулой и посекла остатки в степях. Только треть крымского войска, почти безлошадная, добралась до Крыма; раненного в руку хана привезли на телеге. Призвав к себе и обласкав Бибикова, Казы-Гирей сказал: «Был я на Москве, и меня там не потчевали, гостям не ради». На это русский посол заметил: «Вольный человек царь! Ты у государя нашего украл, ходил в его землю чрез свое слово, да и был ты в нашей земле и у Москвы постоял немножко, а если б ты постоял побольше, то государь наш умел бы потчевать!».
31 Речь идет о широкомасштабных мероприятиях по укреплению обороны южной границы Руси - «городовом строении», проводившемся русским правительством в последнем двадцатилетии XVI в. Помимо укрепления старой засечной черты за р. Окой, в южнорусских степях на Муравском шляхе были возведены кре{456}пости Ливны (1586 г.) и Белгород (1598 г.); крепости Оскол и Валуйки на р. Оскол 1586 г., 1599 г.), а также Воронеж (1586 г.). Привлекаемому туда населению и «служилым людям» правительство давало значительные льготы.
32 Ариане - последователи александрийского священника Ария (ум. в 336 г.), утверждавшего, в соответствии с древней традицией, что бог-сын Иисус Христос не единосущен богу-отцу, не вечен, но сотворен, «подобосущен». Несмотря на поддержку имп. Константина (ум. в 337 г.) и Констанция (337-361 гг.), ариане потерпели поражение в борьбе с высшими церковными иерархами и были осуждены как еретики на соборе 381 г. Арианства долгое время придерживались германские племена готов, вандалов и др. Последователи константинопольского епископа Нестория (ум. ок. 451 г.) считали, что Христос - человек, который через наитие святого духа стал мессией, а также отстаивали союз церкви с императорской властью. Объявленные на Эфесском соборе 431 г. еретиками, гонимые несториане расселились в Иране и Средней Азии, часть их добралась до Китая.
33 Рассказ об арианине Сергии и несторианине Иоанне был сочинен католическими авторами с целью дискредитации арианства и несторианства. Недостоверен также рассказ о встрече пророка Мухаммада с имп. Ираклием.
34 Религиозное учение манихеев (по имени его основоположника Мани, казненного в 276 г.) рассматривало окружающий мир как воплощение зла, борющегося с добром в человеческой душе. Создав стройную организацию сект, манихеи уже в III в. распространили свое учение из Месопотамии на весь Ближний Восток, Среднюю Азию, в Римскую империю, Индию и Китай. Демократическое направление в манихействе призывало к активной борьбе со злом, и прежде всего с социальным и имущественным неравенством, звало народ к восстанию. Несмотря на преследование этой «вреднейшей ереси» христианской и мусульманской церквами, она просуществовала до XIII в. и позже. В качестве официальной религии умеренное манихейство было в VIII в. провозглашено в Уйгурском каганате.
35 Первый поход арабских племен в Сирию был совершен еще при жизни Мухаммада; покорение ими Сирии относится к 634-638 гг., к правлению халифов Абу-Бакра и Омара.
36 При жизни Мухаммада Коран бытовал в устной форме; при Османе он был записан. Вслед за Д. Ботеро, А. И. Лызлов ошибочно считает «праведных халифов» основоположниками различных течений в исламе. Четыре мазхаба - школы теории мусульманского права, интерпретации Корана и сур для практической разработки норм жизни последователей ислама - сложились в IX- Х вв.: это ханафитский, шафиитский, маликитский суннитские мазхабы; шииты придерживаются особого, джафаридского мазхаба. Упоминаемые А. И. Лызловым далее «моровити» - это марабуты-аскеты, готовившие себя к войне за веру. Со временем марабутами стали называть мусульманских святых в Северной Африке, культ марабутов стал там своего рода народной религией.
37 Захара - Сахара, пустынный район Северной Африки.
38 Г. Триполи (арабский Тарабулус-эль-Гарб) был основан финикийцами в 1-й пол. I тыс. до н. э., в VI-VII вв. находился в составе Византии; с XII в. входил в Арабский халифат; в 1551-1911 гг. - в составе Османской империи; современная столица Ливии.
39 Алжирских.
40 Коран (араб. кур’ан - чтение) - главная священная книга ислама, первый письменный памятник арабской прозы, составленный из проповедей, установлений, заклинаний и молитв, дидактических рассказов и притч, произносившихся Мухаммадом в Мекке и Медине (610-632 гг.). По приказу халифа Османа основная редакция Корана была составлена по рукописям и устным свидетельствам между 650 и 655 гг. Она насчитывала 114 сур (глав) разного объема. Основные религиозно-философские идеи Корана и сюжеты многих текстов восходят к бытовавшим в Африке сектантским формам иудаизма, христианства, отчасти к зороастризму и манихейству.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "СКИФИЙСКАЯ ИСТОРИЯ"
Книги похожие на "СКИФИЙСКАЯ ИСТОРИЯ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "АНДРЕЙ ЛЫЗЛОВ - СКИФИЙСКАЯ ИСТОРИЯ"
Отзывы читателей о книге "СКИФИЙСКАЯ ИСТОРИЯ", комментарии и мнения людей о произведении.