» » » » Джеймс Джойс - Улисс (часть 3)


Авторские права

Джеймс Джойс - Улисс (часть 3)

Здесь можно скачать бесплатно "Джеймс Джойс - Улисс (часть 3)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Проза. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Улисс (часть 3)
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Улисс (часть 3)"

Описание и краткое содержание "Улисс (часть 3)" читать бесплатно онлайн.








Ассоциация провода пуповин с монахами-мистиками может быть двоякой: во-первых, строгие францисканцы, во Франции так и прозванные "веревочниками" (кордельеры), ходили, связавшись вместе веревкой; во-вторых, многие техники мистической медитации (в том числе православный исихазм) предписывают устремлять взгляд в область пупа. Контекст говорит более в пользу второго.

Будете ли как боги? - об искушении Евы змием. Быт. 3, 5.

...Ноль, ноль, единица - передает акт творения из ничего.

Адам Кадмон - Человек Первый (др.-евр.), понятие каббалы, а затем многих философских, мистических и оккультных учений. Контекст предполагает, скорей всего, теософию, где Адам Кадмон - сотворенный первый человек в его совершенстве, до падения. Хева - жизнь (др.-евр.), более древний вариант имени Ева. Отсутствие пупка у Евы (и Адама) - популярный мотив оккультной и теософской литературы, а также средневековой и народной религиозности; еще в "Детстве" Горького в разговоре русского простонародья прочтем, что Адам и Ева "не родились, а созданы, стало быть, у них пупков нет".

Живот без изъяна... белой пшеницы - парафразы Песни Песней 4, 7 и 7, 2; пшеницы восточной и бессмертной, сущей от века и до века - парафраза англ. мистика Томаса Трейхерна (1637-1674), Сотницы медитаций, Сотница III, разд. 3.

Сотворен, не рожден: в Символе веры сказано о Христе, что Он "рожден, не сотворен".

Об Арии и единосущии. Согласно церковным авторам, смерть Ария произошла в общественном туалете. Вдовец вдовой епархии - в 321 г. Арий был отрешен от сана пресвитера Александрийской церкви.

Пощипывая кожу преизрядно - "Гамлет" I, 4.

Мананаан Мак-Лир - в ирл. мифологии бог моря, обладавший, подобно Протею, способностью менять облик.

Это слезы божьи... ей-ей! - обычные выражения отца Джойса в адрес Уильяма Мерри и его семейства.

Достопочтенные гондольеры - ироническое выражение из популярной комической оперы "Гондольеры" (1889) У.Гильберта и А.Салливена. Отец Джойса именовал так Уильяма Мерри и его брата Джона.

Иисус прослезился - Ин 11, 35.

Из-за угла иль выступа стены - "Макбет", 1, 6.

Ричи Гулдинг - неудачливый делец и юрист, оставшийся не у дел, но изображающий солидность и занятость. Мистер Недотеппи и мистер Тристрам Тэнди - иронические имена мнимых лиц, выражающие насмешку Стивена над пустыми играми Ричи. Тристрам Тэнди - смесь двух имен: ирл. революционера Нэппера Тэнди (1740-1803) и Тристрама Шенди, героя романа Стерна.

В странах Запада есть обычай вешать на стенах обрамленные тексты популярных стихов.

Alterta! - Ария из оперы Верди "Трубадур", акт I, сц. 1.

...в стоячем болоте библиотеки Марша, где ты читал... - в "Герое Стивене" этой строчке соответствует небольшой эпизод, где, в частности, читаем: "В своих блужданиях Стивен открыл библиотеку... основанную архиепископом Маршем... и ходил туда по нескольку раз в неделю читать старинные итальянские книги Треченто". В отличие от героя, автор посетил эту библиотеку всего дважды, 22 и 23 октября 1902 г.; читал же он там Иоахима Флорского (см. ниже).

Аббат Иоахим - Иоахим Флорский (ок.1145-ок.1202), итал. мистик, выдвинувший модель всемирной истории из трех эпох или царств, подчиненных трем Лицам Пресвятой Троицы: царство Отца - от сотворения мира до рождества Христова, царство Сына - от рождества Христова до 1260 г., царство Св.Духа - от 1260 г. до конца времен; в третью эпоху должно быть возвещено и новое откровение, Завет Св.Духа в дополнение к Ветхому завету (Отца) и Новому завету (Сына). Модель была созвучна религиозным исканиям европейской интеллигенции начала века, и Джойс в молодости некое время увлекался ею, вслед за Йейтсом и отчасти под влиянием его рассказа "Скрижали Закона" (1897). В это же время в России Третий завет проповедовали Мережковский и его круг.

Возненавидевший род свой... - мотив мизантропии, отталкивания от окружающих как от "черни" стоит, натурально, под знаком Свифта, присяжного мизантропа ирл. культуры (хотя, кажется, эта репутация и не отвечает реальности). Джонатан Свифт (1667-1745), писатель и аббат, настоятель дублинского собора Св.Патрика, - фигура, близкая Джойсу и важная для него. Согласно "Путешествиям Гулливера", он предпочитал людскому роду лошадей, гуигнгнмов; как считали в эпоху Джойса, к концу жизни он испытывал все растущую мизантропию, перешедшую в безумие; по завещанию он оставил средства на основание психиатрической больницы в Дублине. Переход от Иоахима к Свифту - отражение упомянутого рассказа Йейтса.

Кемпбелл-Лис, Остроскулый - прозвища о.Ричарда Кемпбелла, одного из преподавателей колледжа Бельведер, сохраненные в "Портрете художника" (гл. 4).

В сознании Стивена - протеические взаимопревращения двух неортодоксальных аббатов; от Свифта он возвращается к Иоахиму. Лат. цитата (несколько измененная) - из апокрифа XVI в. "Прорицания пап", который был приписан Иоахиму в том его издании (Венеция, 1589), которое читал Джойс в библиотеке Марша; в цитате - реминисценция текста 4 Пар. 2, 23-24. Глава, обреченная карам - аллюзия на преследования Иоахимова учения (не сам Иоахим, но его более радикальные последователи подверглись неоднократному осуждению в XIII в.).

Тучных от тучной пшеницы - Втор. 32, 14.

От церковной сцены мысль Стивена переходит к совершаемому в церквах таинству евхаристии (тема о нем есть и в эп. 1; видно, что Джойс о нем думал пристально и натуралистично, концентрируясь на его физической стороне). Есть проблема: как совмещается единственность Христа со множеством совершаемых пресуществлений? Стивен воображает это множество и вспоминает, что проблему решал Уильям Оккам (ок.1285-1349), англ. философ, один из крупнейших схоластов, прозванный "Непобедимым Доктором".

Кузен Стивен... - с заменой святого на поэта, а Стивена на Свифта фраза, сказанная последнему его кузеном, драматургом Джоном Драйденом, после знакомства с его поэтическими попытками.

Остров святых - средневековое прозвание Ирландии - "остров мудрецов и святых": в раннем средневековье оттуда на континент Европы являлось много подвижников, целый ряд из коих стали святыми.

Припомни свои эпифании - рождение этого жанра Джойс описывает в "Герое Стивене". Там развита и его эстетика, включающая такую, не слишком внятную, дефиницию: "Под эпифанией он понимал внезапное явление духовного, передающееся в вульгарности слова или жеста или же в какой-либо памятной фазе самого духа".

Махаманвантара - великий год (санскр.), по учению индуизма, мировая эпоха длиной в 4320 млн лет.

Пит Делла Мирандола (1463-1494) - одна из ярких фигур итал. Ренессанса, философ и ученый, юноша с огромными талантами и познаниями, с тягой к тайноведению, горделивый и амбициозный.

Ага, совсем как кит - "Гамлет", III, 2.

Читая одну за одной... - пародийная стилизация эссе "Пико делла Мирандола" Уолтера Пейтера (1839-1894), влиятельного английского культурфилософа, эссеиста, стилиста. Эссе вошло в его известную книгу "Ренессанс" (1873, рус. пер. 1912).

Что по несметной гальке шелестит - "Король Лир", IV, 6.

Обломки Армады - в 1588 г. испанский флот Великая Армада был разбит англичанами, и поздней некоторые из его судов потерпели крушение у берегов Ирландии.

Остров смертельной жажды - аллюзия на выражение "остров неутолимого голода" в песни IV "Одиссеи".

Голубятня - прозвание форта, где размещалась дублинская электростанция.

"Кто же тебя... Иосиф" - цитата из "Жизни Иисуса" (1884), одного из антирелигиозных сочинений, которые под псевдонимом Лео Таксиль выпустил француз Габриэль Жоган-Паже (1854-1907).

Дикими гусями называли ирландских политических эмигрантов, начиная со сторонников Якова II, покинувших страну в конце XVII в.; большую часть их составляли военные, а поздней - террористы.

Имеется в виду, вероятно, книга "Женщина" знаменитого французского историка Жюля Мишле (1798-1874).

Мясо из котлов фараоновых - Исх. 16, 3.

Буль-Миш - изображая заправского парижанина, Стивен употребляет фамильярное название бульвара Сен-Мишель, любимого места студентов и богемы.

В ночь на семнадцатое... - реминисценция дела об убийстве, бывшего в феврале 1904 г. в ирл. газетах. Мотив преступника - двойника Стивена, возможно, связан с тем, что убийство произошло на Стивен-стрит. Комментаторы с большой фантазией видят тут серию из русских аллюзий: "другой я... пальто, нос" - на "Двойника" Достоевского, "Шинель" и "Нос" Гоголя.

"Он - это я" - ироническая адаптация афоризма "Государство - это я" Людовика XIV; вероятен и отзвук Флоберовой вариации этого афоризма, тоже иронической: "Мадам Бовари - это я" (постмодернистское наслоение многократной и многонаправленной иронии).

...Кто-то там обездоленный. - Тема обездоленности, лишенности законного достояния и наследства - важный элемент самоощущения Стивена, и темы отца и сына в романе. Начало темы - в "Портрете", дальнейшее продолжение - в эп. 9, где этот мотив - одна из параллелей Стивена с Гамлетом. Ср. также "Зеркало", эп. 10.

Фиакр и Скот - наряду с Колумбаном, известнейшие из ирл. миссионеров. Св.Фиакр - умер ок. 670 г.; Скот - Иоанн Дунс Скот (ок.1266-1308), крупнейший философ-схоласт; ирл. происхождение его - спорный факт. Джойс говорит об обоих в лекции "Ирландия, остров святых и мудрецов"; образ святых в небесах на табуретках - из заметок к "Портрету" ("Триестская записная книжка").


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Улисс (часть 3)"

Книги похожие на "Улисс (часть 3)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Джеймс Джойс

Джеймс Джойс - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Джеймс Джойс - Улисс (часть 3)"

Отзывы читателей о книге "Улисс (часть 3)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.