» » » » Николай Анциферов - Быль и миф Петербурга


Авторские права

Николай Анциферов - Быль и миф Петербурга

Здесь можно скачать бесплатно "Николай Анциферов - Быль и миф Петербурга" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство М. Книга : Ред.-изд. центр N 2 «Канон»., год 1991. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Николай Анциферов - Быль и миф Петербурга
Рейтинг:
Название:
Быль и миф Петербурга
Издательство:
М. Книга : Ред.-изд. центр N 2 «Канон».
Год:
1991
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Быль и миф Петербурга"

Описание и краткое содержание "Быль и миф Петербурга" читать бесплатно онлайн.



В настоящей книге, возвращаясь к теме отражения мифа в «Медном всаднике», исследователь стремится выявить источники легенд о строителе города и проследить процесс мифологизации исторической реальности.

Петербургский миф — культурологич. термин, обозначающий совокупность преданий и легенд, связанных с возникновением СПб и образом города в сознании людей и в иск-ве. Петербургский миф тесно связан с историей СПб и его ролью в истории страны. Реальные события возникновения СПб обрастали мифологич. образами уже в сознании современников. Невиданный размах стр-ва дал пищу для мифа о постройке СПб на пустом месте.

Составление и комментарии: К. А. Купман, А. М. Конечного






Великие силы вызвали к жизни Петербург, страшные препятствия стояли на пути его развития, но с ясною верою можно и нам вместе с Пушкиным взирать на его будущее.

Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия,
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия;
Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра!

ЛИТЕРАТУРА

Начало Петербурга.

Гассерт, К Города М. 1912 г.

Райков, В. Е. На чем стоит Петербург?

Немиров, Гр. Петербург до основания.

Петров, П. Н. История Санкт-Петербурга.

Князьков, С. Очерки из истории Петра Великого.

Грабарь, И. История русского искусства (выпуск XIII).

Столпянский. П. Н. Санкт-Питербурх.

Его же. Петропавловская крепость.

Курбатов, В. Я. Петербург.

Божерянов, И. Невский проспект.

Миф о строителе чудотворном.

Вундт, Миф и религия.

Брикнeр, А. Г. История Петра Великого.

Соловьев, С. М. История России от древнейших времен, т.т. XIV–XVI.

Смирнов, П. С. Споры и разделения в русском расколе в первой четверти XVIII в.

Грабарь. История русского искусства (выпуск IX).

Собко, Н. Фальконе. Библ. словарь.

Белинский, В. Г. Сочинения Александра Пушкина.

Мережковский, Д. С. Вечные спутники. Пушкин.

Брюсов, В. Медный Всадник. Пушкин, т. III. Изд. Брокгауз-Ефрон.

Текст Медного Всадника по изд. Брокгауз-Ефрон и по изданию Комитета популяризации художественных изданий (с рис. Александра Бенуа).

КОММЕНТАРИИ. Быль и миф Петербурга

Данное исследование Н. П. Анциферов — приверженец метода «наглядного познания истории»[214] — облекает в форму экскурсионной разработки. В предисловии он указывает, что книга основана на двух типах экскурсий: культурно-исторической («Начало Петербурга»[215]) и литературной («Медный всадник»[216]), и соответственно состоит из двух частей.

Как отметил в своей рецензии И. М. Гревс, работа носит характер «удавшегося пособия для экскурсий по городу».[217] В первой части книги, отталкиваясь от общих методологических принципов учителя и собственных «экскурсиеведческих» опытов, Анциферов предлагает «план сложной экскурсии» из трех циклов, дает рекомендации по ее проведению, останавливается на условиях и истории возникновения Петербурга.

Вторая часть — «Миф о «строителе чудотворном» — является «вполне оригинальным созданием» ее автора.[218] Она представляет собой специальное обращение Анциферова к петербургскому мифу, «получившему свое преломление в «Медном всаднике» (с. 57).

Первое мифологическое «прочтение» пушкинской поэмы намечено Анциферовым уже в «Душе Петербурга» (с. 66–71), где дается скорее не научная, а поэтическая интерпретация «петербургской повести»: космогонический миф и его поздние разновидности (легенды об основании города и его демиурге, о борьбе Георгия Победоносца со змием) «соположены» здесь пушкинскому тексту, «просвечивают» сквозь него и отраженный в нем памятник Петру I.

Подобный подход к поэме «Медный всадник» не случаен: его следует сопоставить с пробудившимся в начале XX в. в науке, искусстве и литературе особым интересом к мифу. Напомним, что символисты видели в нем воплощение мирового всеединства, «мерцающего» сквозь различные личины мира. Это представление, легшее в основу их литературного творчества, нашло отражение в устремлении «прозревать черты древнего мифа» в художественных текстах нового времени.

Особая «мифологизирующая аура» создалась в эти годы вокруг «петербургской повести». Как отметил современный исследователь, «в эпоху экспансии символизма «Медный всадник» — и поэма Пушкина и монумент Фальконе, в образ которого неизбежно был инкорпорирован пушкинский сюжет, воспринимался под знаком «мифа».[219] Таким образом, первоначальная анциферовская трактовка поэмы Пушкина выдержана в ключе символистских неомифологических тенденций.

В настоящей книге, возвращаясь к теме отражения мифа в «Медном всаднике», исследователь стремится выявить источники легенд о строителе города и проследить процесс мифологизации исторической реальности.

Сводя воедино варианты мифа о всемирном потопе, Анциферов рассматривает легенду о «строителе чудотворном» как новейшую модификацию этого древнего мифа, который подобно «потоку реки… исчезает под почвой, во мраке струит свои незримые воды и внезапно выступает из-под земли» (с. 60). О мифогенной природе петровского времени свидетельствуют бытовавшие тогда слухи, апокрифы, пророчества, приведенные на страницах книги. Опираясь на работы о мифе теоретика символизма В. И. Иванова и этнопсихолога В. Вундта, автор настоящего исследования приходит к мысли о существовании особого «мифотворческого сознания», которое проявляется в переломные, кризисные периоды истории. «Из… соприкосновения исторических событий с мифотворческим сознанием родился миф о строителе чудотворном, получивший гениальное оформление в поэме Пушкина — Медный всадник» (с. 55).

Последняя глава книги посвящена анализу пушкинской поэмы с точки зрения выявления контура мифа о потопе в ее тексте. Не трудно заметить, что и предшествующие анализу размышления, и сам подход к тексту «Медного всадника» в определенной мере предвосхитили бытующие в современной науке поиски ритуально-мифологических моделей в произведениях новой и новейшей литературы. Перед нами первый опыт научной мифопоэтической интерпретации художественного текста XIX в., опирающийся на идею мифа — подпочвы и вечного источника искусства.[220]

Впоследствии Анциферов неоднократно возвращался к «петербургской повести» Пушкина, включая свое мифопоэтическое толкование в контекст иных возможных интерпретаций поэмы. На сохранившейся в его архиве неопубликованной книге «Проблемы изучения «Медного всадника» (машинопись, 100 с.) стоят знаменательные даты: «Спб., 1923 — Москва, 1950».[221]

СПИСОК ПЕРЕИМЕНОВАННЫХ ТОПОНИМОВ ПЕТЕРБУРГА

Александрийская площадь — площадь Островского
Александровский парк — парк Ленина
Английская набережная — набережная Красного флота
Английский проспект — проспект Маклина
Белозерская Большая улица — улица Воскова
Белозерская Малая улица — улица Кропоткина
Березовый остров — Петроградский остров
Благовещенская площадь — площадь Труда
Вознесенский проспект — проспект Майорова
Вторая рота Измайловского полка — Вторая красноармейская улица
Галерная улица — Красная улица
Геслеровский переулок — Чкаловский проспект
Глухой переулок — переулок Пирогова
Городской остров — Петроградский остров
Гороховая улица — улица Дзержинского
Графский переулок — переулок Марии Ульяновой
Гребецкая (Ямская) улица — улица Достоевского
Гребецкая Большая улица — Пионерская улица
Гулярная улица — улица Лизы Чайкиной
Дворянская Большая улица — улица Куйбышева
Дворянская Малая улица — Мичуринская улица
Демидов переулок — переулок Гривцова
Екатерингофский проспект — проспект Римского-Корсакова
Екатерининский канал — канал Грибоедова
Забалканский (Обуховский) проспект — Московский проспект
Итальянская Большая улица — улица Ракова
Итальянская Малая улица — улица Жуковского
Кадетская линия — Съездовская линия
Казанская улица — улица Плеханова
Каменноостровский проспект — Кировский проспект
Кирочная улица — улица Салтыкова-Щедрина
Конногвардейский бульвар — бульвар Профсоюзов
Конный переулок — переулок Гривцова
Кривуши (река) — канал Грибоедова
Лиговская улица (Лиговка) — Лиговский проспект
Максимилиановский переулок — переулок Пирогова
Малый проспект (Петроградская сторона) — проспект Щорса
Матросская улица (в Павловске) 1-я, 2-я, 3-я — Красноармейская улица, 1-я, 2-я, 3-я
Мещанская Большая улица — улица Плеханова
Мещанская Малая улица — Казначейская улица
Мещанская Средняя улица — Гражданская улица
Миллионная улица — улица Халтурина
Монетная Большая улица — улица Скороходова
Морская Малая улица — улица Гоголя
Мья (река) — Мойка
Николаевский мост — мост Лейтенанта Шмидта
Петербургская сторона — Петроградская сторона
Покровская площадь — площадь Тургенева
Полицейский мост — Народный мост
Полозова улица — улица Анны Ульяновой
Посадская Малая улица — улица Братьев Васильевых
Рождественские улицы — Советские улицы
Роты Измайловского полка (Измайловские Роты) — Красноармейские улицы
Роты Семеновского полка — улицы: Бронницкая, Серпуховская, Подольская, Верейская, Можайская, Рузовская и Звенигородская
Ружейная Большая улица — улица Мира
Ружейная Малая улица — улица Мира
Садовая улица (в Павловске) — улица Революции
Семеновский плац — Пионерская площадь
Сенатская площадь (площадь императора Петра Великого) — площадь Декабристов
Сенная площадь — площадь Мира
Симеоновский мост — мост Белинского
Спасская Большая улица — улица Красного курсанта
Столярный переулок — улица Пржевальского
Таиров переулок — переулок Бринько
Театральная улица — улица Зодчего Росси
Теряева улица — улица Вс. Вишневского
Троицкая площадь — площадь Революции
Троицкий мост — Кировский мост
Тучкова набережная — набережная Макарова
Фомин остров — Петроградский остров
Французская набережная — набережная Кутузова
Чернышев мост — мост Ломоносова
Царицын луг — Марсово поле
Шестилавочная (Надеждинская) улица — улица Маяковского
Ямская улица — улица Достоевского

В левом столбце приведены старые названия, встречающиеся в книгах Н. П. Анциферова, в правом — их современные эквиваленты. Составные названия, начинающиеся со слов «Большая», «Малая», «Средняя», включены в список по второму значащему слову, например: «Малая Дворянская» — см. на «Дворянская Малая»


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Быль и миф Петербурга"

Книги похожие на "Быль и миф Петербурга" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Анциферов

Николай Анциферов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Анциферов - Быль и миф Петербурга"

Отзывы читателей о книге "Быль и миф Петербурга", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.