Сергей Витте - КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ О НАРОДНОМ И ГОСУДАРСТВЕННОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ О НАРОДНОМ И ГОСУДАРСТВЕННОМ ХОЗЯЙСТВЕ"
Описание и краткое содержание "КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ О НАРОДНОМ И ГОСУДАРСТВЕННОМ ХОЗЯЙСТВЕ" читать бесплатно онлайн.
"Конспект лекций…", выдержавший три издания (в 1903, 1912 и 1914 гг.), представляет собой одно из самых удачных учебных пособий по экономике начала XX века. Наряду с теоретическими вопросами здесь весьма обстоятельно рассматриваются экономическая история и экономическая политика России.
Выход настоящего издания приурочен к 100-летию российской денежной реформы, проведенной под руководством СЮ. Витте в 1895–1897 гг.
Регалии представляют собой один из древнейших способов добывания государственных доходов. Среди промыслов, к которым государство предъявляло свои регальные права, первым по времени должно считать звериный промысел. В Древней Руси, например, князю и царю принадлежало право охоты повсюду, с частных же звериных промыслов взимался особый сбор. По завоевании Сибири обширная область звериных промыслов стала собственностью государства, уступавшего частным лицам право охоты за уплату из добычи определенного количества мехов. В таком же виде осуществлялась и рыбная регалия. Воды морей, озер и рек считались собственностью государства, и ловля рыбы разрешалась под условием поставки известного количества рыбы к княжескому или царскому столу или уплаты определенного оброка. И в настоящее время казна отдает у нас на откуп свои рыбные ловли, например, в Каспийском море. Затем собственностью государства считались недра земли со всеми содержащимися в них рудными богатствами; на этом основании добывание руд могло быть предпринимаемо лишь с разрешения правительства и с уплатой горной подати. Из тех же оснований вытекали права государства на добычу соли, получаемой из соляных озер или из недр земли; отсюда возникновение соляной регалии. Наконец, в прежнее время государство сосредоточивало в своих руках и многие другие промыслы, например, производство селитры, пороха, гонку смолы, сбор ревеня и пр.
Возникновение регалий, как источника государственных доходов, объясняется стремлением изыскать новые способы получения доходов в те времена, когда государственная власть вследствие своей примитивной организации не могла еще воспользоваться сложной системой налогов. Таким образом, регалии занимают среднее место между частноправовыми и общественно-правовыми источниками государственных доходов. С частноправовыми источниками, например, с государственными имущества-ми, регалии сходны в том отношении, что в обоих случаях государство действует в качестве частного хозяина-предпринимателя; с общественно-правовыми источниками доходов, например с налогами, у регалий та общая черта, что и те и другие носят принудительный характер.
Соответственно цели, для которой устанавливается регалия, различают две категории регалий. К первой категории принадлежат промыслы, которые государство исключает из сферы частной деятельности ради общественной пользы; это так называемые полицейские регалии — почта, телеграф, монетное дело. Вторую категорию составляют промыслы, которые изъемлются из частной деятельности исключительно ради фискальных целей; таковы, например, промыслы: соляной, питейный, табачный, спичечный и др. В последних случаях регалии являются лишь особой формой взимания налогов и носят название фискальных регалий.
О фискальных регалиях мы уже говорили при изложении учения о налогах, так что здесь мы остановимся лишь на полицейских регалиях.
К этой категории относится прежде всего монетная регалия, заключающаяся в исключительном праве государства чеканить монету, выпускать ее в обращение и переделывать. Монета может исполнять свою функцию всеобщего менового посредника лишь при условии полного доверия к ее доброкачественности. Между тем при допущении частной чеканки появление худой монеты, то есть порча монеты, была бы неизбежна. Это подтверждается опытом средних веков, когда отдельные феодалы и города чеканили свою монету и в действительности пользовались чеканкой как источником неблаговидного дохода. В обращении находились тогда монеты самого разнообразного вида и качества. Торговый оборот этим весьма затруднялся, так как приходилось каждый раз весьма тщательно исследовать монету, прежде чем принимать ее в уплату. Весьма важно, чтобы монета страны отличалась единством системы и чтобы она внушала полное доверие к себе не только внутри страны, но и при международных расчетах. Таким требованиям может вполне удовлетворять лишь государственная чеканка монеты. Ввиду этого чеканка монеты производится везде распоряжением государственной власти; в некоторых случаях частные лица могут приносить свой металл на монетные дворы для передела в монету, но самовольная чеканка ее воспрещается под угрозой уголовной кары.
Установив за собой исключительное право на чеканку монеты, государство, однако, не должно смотреть на эту регалию как на источник дохода. Доверие к государственной чеканке именно и зиждется на том, что она гарантирует полное соответствие внутренней ценности монеты с ее нарицательным достоинством. Государство не должно понижать внутреннюю стоимость монеты против ее нарицательной цены с целью извлечения в свою пользу дохода от чеканки, иначе полицейско-хозяйственная цель государственной чеканки не будет достигнута. Исключение из этого правила может составлять лишь чеканка разменной монеты. При изложении учения о деньгах мы указывали уже основания, в силу которых разменную монету удобнее чеканить или из неблагородного металла, или из низкопробных сплавов драгоценных металлов. До предела, не переходящего размера действительной потребности в такой монете, правительство может производить выпуски разменной монеты и разницу между номинальной и действительной стоимостью этой монеты брать в доход государства. В России, в период времени с 1890 по 1895 год доход от передела серебра в разменную монету и от выделки медной монеты составлял в среднем 623,3 тысячи рублей в год, а за последние четыре года среднее годовое поступление этого дохода возросло до 14,6 миллиона рублей. Такое увеличение монетного дохода объясняется главным образом производившейся в последнее время усиленной чеканкой серебряной монеты, которая заменила собой кредитные билеты мелких достоинств, изъятые из оборота для упрочения у нас металлического денежного обращения. Второй вид монетного дохода образует у нас плата за обработку и передел в монету золота, приносимого с этой целью на монетный двор частными лицами. Основные положения монетной регалии содержатся в действующем у нас монетном уставе 1899 года*.
К числу полицейских регалий принадлежит также почтовая регалия. В пользу регальности почтового дела могут быть приведены следующие соображения. Во-первых, почта является необходимым орудием правительственной власти. Управление страной из одного центра немыслимо без правильных систематических сношений между верховной властью и местными административными органами. Во-вторых, только государство может при устройстве почты отрешиться от соображений о доходности каждой отдельной линии и, следовательно, покрыть всю страну равномерной сетью почтовых трактов и пунктов. В-третьих, только государство может ввести единство в организации почтовых учреждений и в системе почтовых тарифов, а также установить правильные и постоянные международные почтовые сношения. В-четвертых, государство более чем частные лица внушает доверие в смысле обеспечения тайны переписки и сохранности пересылаемых ценных пакетов и денег*.
Хорошо устроенная почта, служа важным фактором экономического и культурного развития страны, вместе с тем может служить для казны и финансовым ресурсом, как это и имеет место почти во всех странах. В 1899 году почтовый доход составил у нас 28,8 млн, телеграфный (вместе с телефонным) — 18,3 млн, всего 47,1 млн рублей, а расход по почтово-теле-графному ведомству 34,5 млн рублей.
Основания регальности телеграфа однородны с основаниями почтовой регалии. Телеграф представляет собой весьма важное орудие власти, и только правительственная эксплуатация может гарантировать сохранение тайны корреспонденции. Сосредоточение эксплуатации в одних руках дает возможность планомерной, систематической организации и создает большую экономию в издержках; соединением же почты с телеграфом государство получает возможность достигнуть еще более значительной экономии в расходах. Телеграфный доход (валовой) составил в 1899 году 16,7 млн, а телефонный — 1,6 млн рублей.
Среднее место между полицейскими и фискальными регалиями занимает горная регалия, под которой разумеется исключительное право государства на недра земли и заключающиеся в них рудные богатства, независимо от принадлежности поверхности земли тому или другому владельцу. Установление горной регалии имеет своей целью не только фискальную выгоду, но и интересы горной промышленности. Признав за собой право собственности на недра земли, государство может или само эксплуатировать их, или же уступать право горного промысла частным лицам за уплату особой горной подати или под условием сохранения за собой права преимущественной покупки добытых руд за установленную, несколько пониженную плату*.
Вопрос о регальности горного дела представляется довольно спорным. Под влиянием стремления землевладельцев распространить свое право собственности и на недра земли многие отстаивают интересы землевладельцев во имя права полной собственности. В Англии с давних времен отдельными актами парламента была ограничиваема, а затем и вовсе отменена существовавшая там в начале средних веков горная регалия. Юридическому началу права владельца поверхности земли на ее недра противопоставляют, однако, экономическое начало "горной свободы", заключающееся в свободе всякого и в особенности первого открывателя производить горный промысел на чужой земле с вознаграждением владельца за пользование ею. Обыкновенно начало горной свободы соединяется с началом горной регалии, и первая является до некоторой степени последствием второй. Признав за собой право на недра земли и обложив горный промысел известным налогом, государство объявляет добывание ископаемых свободным для всех желающих. Такой порядок принят горным законодательством Германии и в настоящее время считается наиболее соответствующим интересам горной промышленности и вообще народного хозяйства.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ О НАРОДНОМ И ГОСУДАРСТВЕННОМ ХОЗЯЙСТВЕ"
Книги похожие на "КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ О НАРОДНОМ И ГОСУДАРСТВЕННОМ ХОЗЯЙСТВЕ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Витте - КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ О НАРОДНОМ И ГОСУДАРСТВЕННОМ ХОЗЯЙСТВЕ"
Отзывы читателей о книге "КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ О НАРОДНОМ И ГОСУДАРСТВЕННОМ ХОЗЯЙСТВЕ", комментарии и мнения людей о произведении.