» » » » Сергей Витте - КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ О НАРОДНОМ И ГОСУДАРСТВЕННОМ ХОЗЯЙСТВЕ


Авторские права

Сергей Витте - КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ О НАРОДНОМ И ГОСУДАРСТВЕННОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Здесь можно скачать бесплатно "Сергей Витте - КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ О НАРОДНОМ И ГОСУДАРСТВЕННОМ ХОЗЯЙСТВЕ" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство "Начала", год 1997. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Витте - КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ О НАРОДНОМ И ГОСУДАРСТВЕННОМ  ХОЗЯЙСТВЕ
Рейтинг:
Название:
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ О НАРОДНОМ И ГОСУДАРСТВЕННОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Издательство:
"Начала"
Год:
1997
ISBN:
5-88581-025-7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ О НАРОДНОМ И ГОСУДАРСТВЕННОМ ХОЗЯЙСТВЕ"

Описание и краткое содержание "КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ О НАРОДНОМ И ГОСУДАРСТВЕННОМ ХОЗЯЙСТВЕ" читать бесплатно онлайн.



"Конспект лекций…", выдержавший три издания (в 1903, 1912 и 1914 гг.), представляет собой одно из самых удачных учебных пособий по экономике начала XX века. Наряду с теоретическими вопросами здесь весьма обстоятельно рассматриваются экономическая история и экономическая политика России.

Выход настоящего издания приурочен к 100-летию российской денежной реформы, проведенной под руководством СЮ. Витте в 1895–1897 гг.






Изложенное показывает, какое значение может иметь независимая организация эмиссионного банка, когда дело идет о насущнейших интересах государства. Вообще вопрос о том, какая форма организации лучше — государственная в чистом виде или смешанная, — не может получить безусловного разрешения. Ответ зависит от обстоятельств данного случая и прежде всего от строя государства. У нас, при самодержавной форме правления, центральный банк должен быть непременно государственным. При самодержавии не может быть опасности, что банк будет служить интересам той или другой политической партии, но есть полная гарантия, что на первый план будут поставлены интересы общегосударственные; с другой стороны, обусловленное вмешательством частных акционеров ограничение свободы действий банка, направленных под руководством облеченного высочайшим доверием лица, к удовлетворению общегосударственных интересов, совершенно не соответствует принципу самодержавия.

Итак, на вопрос — какова должна быть организация русского центрального банка — не может быть двух ответов: этот банк должен быть банком государственным в тесном смысле слова.

Центральные банки Англии, Франции, Германии и Австро-Венгрии, как уже упомянуто, образованы на акционерном начале; тем не менее все они (кроме Английского банка) подчинены в значительной степени высшей правительственной власти.

Устройство управления вышеупомянутыми эмиссионными банками представляет много общего. Во главе каждого банка стоит коллегиальное учреждение — совет или правление, председатель которого есть вместе с тем управляющий банком. Затем установлены общие собрания акционеров, ведению которых подлежат главным образом утверждение годового отчета, избрание некоторых должностных лиц и обсуждение изменений устава. Но, несмотря на эти общие черты, подробности организации каждого банка представляют существенные особенности.

Наиболее свободным от влияния правительства является Английский банк. Его управляющий и члены совета (24 директора) избираются акционерами. Во Франции управляющий и его товарищи назначаются правительством, а члены совета, так же как в Англии, избираются акционерами. Та же постановка в Австрии: управляющий и его товарищи назначаются императором по представлению министров финансов обеих половин монархии, а члены генерального совета избираются общим собранием. Из состава совета выделяется особый комитет под председательством управляющего банком для заведования текущими делами. Для правительственного надзора установлены должности двух правительственных комиссаров, которые присутствуют на общих собраниях и заседаниях совета, причем их протест приостанавливает исполнение решения. Еще более усилен государственный элемент в управлении Германским банком. Там не только управляющий банком, но и члены правления назначаются императором, причем акционеры имеют лишь право избрания депутатов для присутствия в совете с совещательным голосом. Банк поставлен под непосредственное наблюдение имперского канцлера, при котором для этой цели состоит особая коллегия (Bank-Kuratorium) из членов по назначению императора и имперского союзного совета. Отчетность банка подлежит ревизии государственного контроля.

Таким образом, организация управления эмиссионными банками от полной независимости в Англии постепенно переходит в Германии к принципам государственного банка в чистом его виде.

Что касается местных учреждений, то только Английский банк очень централизован — он имеет всего 10 отделений. Другие банки учредили целую сеть отделений, охватывающую всю страну.

Основные капиталы эмиссионных банков ныне составляют: в Англии — 14,5 млн фунтов стерлингов, во Франции — 182,5 млн франков, в Германии — 180 млн марок и в Австрии — 90 млн гульденов.

Операции, предоставленные эмиссионным банкам, весьма однородны, а именно: 1) учет благонадежных краткосрочных векселей; 2) краткосрочные ссуды под ценные бумаги, драгоценные металлы, а в некоторых банках (в Германском и Австро-Венгерском) также под товары и товарные документы; 3) прием беспроцентных вкладов до востребования и на текущий счет, с производством транспортов со счета на счет и переводов (операции giro); 4) разные комиссионные операции (получение и производство платежей, покупка процентных бумаг по данным поручениям и т. п.); 5) прием вкладов на хранение; 6) покупка и продажа золота и серебра.

Организация эмиссионной операции перечисленных банков представляет три различные системы. В Англии определяется не покрытое металлом количество банкнот, которое безусловно не может быть превышено; избыток против этого количества должен быть покрыт на равную сумму металлом. В Германии и Австрии система более сложная. Во-первых, определяется отношение металлического покрытия к выпущенным банкнотам (в Германии — 1/3, в Австрии — 2/5); во-вторых, устанавливается предельная сумма непокрытых банкнот, свыше которой выпуск банкнот допускается не иначе, как с уплатой с излишка 5-процентного налога в пользу казны. Наконец, проще всего система во Франции. Здесь ограничиваются требованием, чтобы количество выпущенных банкнот не превышало 5 млрд франков.

Другие постановления, касающиеся эмиссионной операции, сводятся к следующему: 1) центральные банки пользуются монопольным правом выпуска банкнот (кроме Германии и Англии, где еще вымирают остатки прежних частных банков); 2) банкноты разменны на звонкую монету (кроме Австрии, где размен был приостановлен и денежная реформа, имеющая целью его восстановить, еще не закончена); 3) банкноты обязательны к приему во все платежи, также и между частными лицами (кроме Германии); 4) мелкие купюры банкнот не допускаются.

Все эмиссионные банки несут обязанности по оборотам с казенными суммами (прием их на текущий счет и выдачи), оплачивают купоны по государственным фондам и даже непосредственно заведуют государственным долгом (Англия). Что касается позаимствований для нужд казначейства, то свободен от них только Германский банк. В Англии значительная часть основного капитала выдана в ссуду правительству (свыше 11 млн фунтов стерлингов). Французский банк по договорам 1857 и 1878 годов выдал казне ссуды в 140 млн франков, которые не погашены до сих пор, причем при продлении привилегии в 1897 году они обращены в беспроцентные и, сверх того, выдана еще ссуда в 40 млн франков. В Австрии по-заимствования имели хронический характер, и от них остался постоянный долг в 80 млн гульденов.

Кроме Английского банка, прочие центральные банки уплачивают казне за пользование привилегиями определенную сумму. Так, по новому соглашению Французский банк должен платить известную долю прибыли от учета, но не менее 2 млн франков в год; в Германии и Австрии правительству принадлежит известное участие в общих прибылях в зависимости от размера дивиденда, получаемого акционерами.

Русский Государственный банк образован в 1860 году из бывшего Коммерческого банка, который возник в 1817 году из государственных кредитных учреждений прошлого столетия.

Эти учреждения, начало которым положено в 1754 году, были четырех типов: во-первых, учреждения поземельного кредита для выдачи долгосрочных ссуд под недвижимые имения (Дворянский заемный банк 1754 года, сохранные казны 1772 года, приказы общественного призрения 1775 года), во-вторых, учреждения коммерческого кредита — вексельного и подтоварного (первоначальный Коммерческий банк 1754 года, упраздненный в 1782-м, учетные конторы 1797 года); в-третьих, банки для ссуд под ручные залоги (ссудные казны 1772 года), и в-четвертых, эмиссионные банки (променные банки и Ассигнационный банк 1768–1769 годов).

В 1817 году были приняты решительные меры к преобразованию наших государственных кредитных установлений. К этому году относится прежде всего учреждение Совета кредитных установлений (просуществовавшего до 1896 года), в видах введения гласности и общественного контроля в деле государственного кредита. Совет этот был образован из председателя Государственного Совета, министра финансов и государственного контролера, шести депутатов от дворянства и стольких же от купечества. Одновременно был учрежден новый Коммерческий банк, получивший из казны основной капитал в 30 миллионов рублей. Банку было предоставлено учитывать векселя, выдавать ссуды под товары, принимать вклады для обращения и на хранение, а также вклады для перевода по текущим счетам (операция giro). Во главе банка поставлены управляющий и правление, состоящее из восьми директоров — четырех от правительства и четырех от купечества. В последующие годы было открыто восемь контор этого банка, в Москве и других больших городах.

Коммерческий банк не оправдал возлагавшихся на него надежд. Из всех разрешенных ему операций огромное развитие получили вклады, другие же операции выражались ничтожными сравнительно цифрами.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ О НАРОДНОМ И ГОСУДАРСТВЕННОМ ХОЗЯЙСТВЕ"

Книги похожие на "КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ О НАРОДНОМ И ГОСУДАРСТВЕННОМ ХОЗЯЙСТВЕ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Витте

Сергей Витте - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Витте - КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ О НАРОДНОМ И ГОСУДАРСТВЕННОМ ХОЗЯЙСТВЕ"

Отзывы читателей о книге "КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ О НАРОДНОМ И ГОСУДАРСТВЕННОМ ХОЗЯЙСТВЕ", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.