А. Венгер - Психологические рисуночные тесты

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Психологические рисуночные тесты"
Описание и краткое содержание "Психологические рисуночные тесты" читать бесплатно онлайн.
Необходимость прятаться — свидетельство боязни окружающего мира. Утверждение, что прятаться животному нужно «от дождя» — явно формальная отговорка. Довольно необычны желания животного. Два из них направлены на сохранение существующей ситуации (продолжать сторожить дом и пользоваться помощью тигра). Это говорит о боязни перемен, пессимистической позиции. Указание на то, что полулев-полулошадь живет на Олимпе, преследует одновременно две цели: продемонстрировать свою осведомленность и возвеличить придуманное животное. Обе эти цели говорят о высокой демонстративности. В настоящем тесте не наблюдается других проявлений демонстративности, а одного этого недостаточно для того, чтобы делать выводы, однако другие методики подтверждают, что уровень демонстративности у Аркадия весьма высок.
Таким образом, основные психологические особенности, проявившиеся в данном рисунке, — это неконформность мальчика, нестандартность его подхода к миру, низкий уровень социализированности, нарушения общения. Представления Аркадия о действительности не вполне адекватны, встречается неточное использование понятий.
В совокупности все это позволяет говорить о шизоидной акцентуации. Для мальчика характерны боязнь окружающего мира, пессимистический взгляд на жизнь. Имеются признаки высокой демонстративности, подтверждаемые другими тестами.
Родители отмечают, что у Аркадия очень плохо складываются отношения с одноклассниками. Часты конфликты. Аркадий жалуется, что мальчики его обижают, бьют, хотя, по наблюдениям родителей, это не соответствует действительности. Аркадий с большим трудом усваивает школьную программу.
Как жалобы мальчика, так и трудности в учебе могут быть объяснены недостаточной адекватностью его представлений. С Аркадием начата психокоррекционная работа, направленная на повышение уровня адекватности и на социализацию мальчика.
Выраженные нарушения социализации и адекватности наблюдаются у пятнадцатилетней Нади Б. (рис. 88). Она сопроводила нарисованное ею человекообразное животное следующим описанием: «Это животное я назвала смертью. Если внимательно посмотреть, то можно увидеть: сигареты, наркотики, выпивку, мусор и многое другое, что является смертью для человека.
Три желания: Забыть людям о существовании наркотиков, выпивки и т. п. Не иметь на руках топора, т. е. не убивать. Встретить животное, противоположное этому.
Живет оно в каждом человеке, и многие с ним дружат, а другие не имеют с ним связей. Питается оно плохими поступками и привычками человека. Таких животных нужно уничтожать. Враги: доброта, будущее, веселье, счастье».
Как в рисунке, так и в рассказе доминирует антисоциальная тематика (наркотики, алкоголь). Подобная тематика, независимо от моральных оценок, даваемых обследуемым, типична для людей с асоциальными или антисоциальными тенденциями. Неадекватность при выполнении задания проявилась, во-первых, в символизации: вместо животного, имеющего тот или иной образ жизни, представлено символическое воплощение определенной идеи (поскольку эта идея крайне банальна, говорить о творческом подходе к заданию здесь не приходится). Во-вторых, вместо желаний, которые могли бы быть у придуманного животного, сообщаются пожелания самого автора рисунка. Символизация выявляется и на уровне языка: «не иметь на руках топора».
Как неадекватность, так и символизация говорят о том, что нарушения социализации в данном случае могут быть следствием психического заболевания. Эту гипотезу поддерживают и результаты выполнения Надей других методик. В связи с этим рекомендована консультация психиатра.
Агрессивность
Наиболее полную информацию об уровне агрессивности обследуемого дает сопоставление классического варианта методики «Несуществующее животное» с дополнительным вариантом «Злое животное». В частности, такое сопоставление позволяет выявить скрытые, в том числе сознательно скрываемые, агрессивные тенденции.
Показателем отсутствия таких тенденций служит отсутствие агрессивной символики (орудий нападения) в основном рисунке и незначительное повышение агрессивных аксессуаров при переходе к «Злому животному». Примером этого могут служить рисунки восемнадцатилетней Полины Ш. В качестве обычного несуществующего животного она сделала рисунок, соответствующий общепринятой схеме, лишенный признаков агрессии (рис. 89).
Агрессивность совершенно отсутствует также в описании образа жизни животного, которое Полина назвала кругляк-полосатик: «Очень доброе и милое животное, очень предан людям. Любит есть траву, питается яблоками и лесной ягодой. Очень умное создание. Обитает в основном в деревнях ближе к лесу. Сам он ярких красок, и его видно издалека. Сам он произошел в гибриде от разных самых красивых животных. Живет он в шалаше вместе со своей семьей и детьми».
В рисунке «самого злого и страшного» животного появляется очень умеренная символика вербальной агрессии: зубастый рот (рис. 90).
В рассказе о своем животном-колдуне Полина снабдила его множеством отрицательных характеристик, однако агрессия среди них отсутствует: «Это существо обитает в далеком космосе, подальше от людей. Грубый, высокомерный предатель и лгун. Очень большой притворщик — хамелеон. Ненавидит людей и стремится уничтожить землю. Питается мелкими организмами, которые обитают на его планете, где он живет один, под названием Колдумания».
Утверждение о том, что «самое злое и страшное» животное «питается мелкими организмами» — признак весьма низкого уровня агрессивности. Иногда сходные утверждения (например, о том, что животное питается овощами и фруктами) появляются у обследуемых, сознательно скрывающих свою агрессивность. Однако в данном случае такое предположение было бы крайне сомнительным, поскольку Полина добро совестно снабдила свое животное отрицательными признаками и даже сообщила, что оно «ненавидит людей и стремится уничтожить землю». Само же это сообщение не является признаком агрессивности, так как девочка ни на рисунке, ни в рассказе не дала животному никаких средств, которые позволили бы ему реализовать его античеловечные стремления.
ПОВЫШЕННАЯ АГРЕССИВНОСТЬОдин из наиболее распространенных признаков повышенной агрессивности в рисунке несуществующего животного — это наличие острых выступов и выростов, независимо от того, что они изображают (рога, уши, щупальца, клешни). Примером такого рисунка может служить драморобот, изображенный восьмилетним Артуром С. (рис. 91). Наиболее острые выросты, направленные вверх, — это руки. Как объяснил Артур, «у него руки железные. Они ударяют. Голова может головы кому-то отрывать. У него слюня — яд. Если кто-то против него воюет, он сразу расплавляется (то есть его противники расплавляются от ядовитой слюны). Когда он отрывает голову, вытекает кровь, он питается кровью». На вопрос о том, что любит делать драморобот, мальчик ответил: «Атакует врагов. Сам-то он страшный и мощный. Атаковывает он в незаметку. С дерева может напасть». На вопрос, зачем ему нападать «в незаметку», был получен ответ: «Потому что враги тоже нападают, могут убить. Они как бы отомщают другим врагам». На вопрос, кто его враги, Артур ответил: «Не знаю. Может, киборги», а о друзьях сказал, что они «такие же как он и чуть другого вида». Он сообщил также, что драморобот живет в другой галактике и что три вещи, которые
бы он попросил у волшебника, — это: «Чтобы очень мощные были войска, чтобы атаковать врагов»; «Бесконечную жизнь, чтобы его очень трудно было убить»; «Чтобы он стал больше — видом, ростом».
Столь яркое проявление агрессивных тенденций в рассказе об образе жизни животного встречается сравнительно редко. Обычно оно тормозится в силу социального контроля.
В данном случае социальный контроль ослаблен, поскольку у Артура имеются серьезные нарушения социализации. Они комментировались при анализе сделанного им рисунка человека (см. рис. 45). Кроме того, Артуру только восемь лет, а в этом возрасте механизмы контроля еще далеко не достигают полного развития. В приведенном рассказе, кроме собственных агрессивных тенденций, проявляется также боязнь ответной агрессии со стороны окружающих. Можно полагать, что эта боязнь приобретена в результате накопления негативного опыта. Вероятно, именно она привела к тому, что в последнее время (последние год-полтора) мальчик, по словам родителей, стал драться значительно меньше, чем раньше.
Четырнадцатилетний Володя С. по стандартной инструкции (нарисовать несуществующее животное) изобразил боксера (рис. 92), написав о нем предельно короткий рассказ: «Это боксер. Он всех побеждает» (что отмечено и в надписи на самом рисунке: «ура — Победа»),
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Психологические рисуночные тесты"
Книги похожие на "Психологические рисуночные тесты" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "А. Венгер - Психологические рисуночные тесты"
Отзывы читателей о книге "Психологические рисуночные тесты", комментарии и мнения людей о произведении.