БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (АК)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (АК)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (АК)" читать бесплатно онлайн.
Лит.: Деревья и кустарники СССР, т. 4, М. — Л., 1958; Willis J. С., A dictionary of the flowering plants and ferns, 7 ed., Camb., 1966; Uphof J. C. Th., Dictionary of economic plants, 2 ed., Wurzburg, 1968.
М. Э. Кирпичников.
Акация сенегальская.
Акбайтал
Акбайта'л, перевал на Восточном Памире в Таджикской ССР. Высота 4655 м. Расположен в водораздельной перемычке, связывающей хребты Сарыкольский и Музкол и отделяющей верховья р. Музкол (бассейн озера Каракуль) от верховья р. Южный Акбайтал (бассейн Оксу — Мургаба). Через А. проходит автомобильный тракт Ош — Хорог.
Акбар Аллахабади Саид Хусейн
Акба'р Аллахаба'ди Саид Хусейн (16.10.1846, близ Аллахабада, — 1921, Аллахабад), индийский поэт. Писал на урду. Родился в бедной семье. Юрист по образованию. Участвовал в «мушаирах» (состязаниях поэтов); его дом был центром литературной жизни Аллахабада. В конце 80-х гг. выступил с критикой западной буржуазной культуры. В аллегорических сатирических стихах высмеивал английских колонизаторов. Многие его стихи связаны с религиозно-философской (в т. ч. суфийской) и эпической тематикой. В последние годы жизни создал большую поэму, посвященную М. Ганди, в которой поддержал борьбу против колониализма. Однако по желанию автора поэма при его жизни не была опубликована. Соч. А. А. объединены в 4 тт. Многие образные выражения из его газелей сохранились в урду как пословицы и поговорки.
Лит.: Глебов Н., Сухочев А., Литература урду, М., 1967; Sadiq М., A history of Urdu literature, L., 1964.
Акбар Джелаль-ад-дин
Акба'р Джелаль-ад-дин (1542 — 1605), правитель Могольской империи в Индии с 1556. Упрочил власть Могольской династии и расширил путём завоеваний пределы государства так, что они охватывали территорию от Балха на С. до р. Годавари на Ю. (включая Кашмир и нынешний Афганистан) и от моря на 3. до моря на В. В борьбе с сепаратизмом феодалов провёл ряд мер, ограничивших самовластие крупных джагирдаров, предпринял в 1574 попытку ликвидировать систему джагиров и вместо раздачи земли крупным военачальникам выплачивать им жалование из казны, а сбор налога со всех земель поручить государственным чиновникам. Эта политика А. вызывала сопротивление мусульманских феодалов-джагирдаров. Стремясь расширить базу господства Моголов в Индии и привлечь на свою сторону верхушку индусского общества, А., в отличие от предыдущих мусульманских правителей, стал выдвигать индусов на важные государственные посты, династическими браками укрепил связи с раджпутскими княжествами, конница раджнутов стала основой армии А. Ввёл новую религию «дин-и илахи» («божественную веру»), являвшуюся эклектичной смесью верований и обрядов, почерпнутых в основном из ислама, индуизма, парсизма и джайнизма. Главой новой религии признавался А., соединивший в своём лице светскую и религиозную власть. А. был выдающимся государственным деятелем, смелым, способным военачальником, любознательным (хотя и неграмотным) человеком.
Лит.: Антонова К. А., Очерки общественных отношений и политического строя Могольской Индии времён Акбара (1556—1605), М., 1952; Smith V. А., Akbar, the Great Mogul, Oxf., 1917.
К. А. Антонова.
Акбар.
Акбеит
Акбеи'т, посёлок городского типа в Астраханском районе Целиноградской области Казахской ССР. Расположен в 18 км к В. от ж.-д. ст. Жалтыр (на линии Карталы — Целиноград). 2,6 тыс. жителей (1968). Добыча золота.
Ак-Бешим
Ак-Беши'м, городище в 8 км к Ю. от г. Токмак в Киргизской ССР. Расположено в Чуйской долине. Раскопками (главным образом в 1950-е гг.) открыты остатки обнесённого двойным рядом стен города (5—10 или 12 вв.); за пределами первых стен — 2 буддийских храма (6—7 вв. и конца 7 — начала 8 вв.) из битой глины и сырцового кирпича, с фрагментами росписей и скульптуры. Открыты также замок (6—7 вв.) и христианский храм (8 в.).
Лит.: Кызласов Л. Р., Археологические исследования на городище Ак-Бешим в 1953 — 54 гг., в кн.: Труды Киргизской археолого-этнографической экспедиции, т. 2, М., 1959; 3яблин Л. П., Второй буддийский храм Ак-Бешимского городища, Фрунзе, 1961.
Буддийский храм в Ак-Бешиме. 6 — 7 вв. План.
Акбулак
Акбула'к, посёлок городского типа, центр Акбулакского района Оренбургской области РСФСР. Расположен в долине р. Илек (приток Урала). Ж.-д. станция на линии Илецк — Актюбинск, в 127 км к Ю.-В. от Оренбурга. 16 тыс. жителей (1967). Сыродельный завод, кирпично-меловой завод, предприятия ж.-д. транспорта. В окрестностях — разработки мела.
Ак-Булак
Ак-Була'к, посёлок городского типа в Тюпском районе Киргизской ССР. Расположен в северо-восточной части Иссык-Кульской котловины, в 176 км к С.-В. от ж.-д. ст. Рыбачье, на автомобильной дороге Рыбачье — Пржевальск. 2,9 тыс. жителей (1968). Курментинский цементный завод.
Аквадаг
Аквада'г, суспензия графита в воде, применяемая для образования на внутренней поверхности электроннолучевой трубки электропроводящего слоя.
Акваланг
Аквала'нг (от латинского aqua — вода и английского lung — лёгкое), автономный дыхательный аппарат для дыхания человека под водой воздухом, автоматически подающимся из баллонов, в которых он находится в сжатом состоянии. А. изобретён в 1943 французами Ж. И. Кусто и Э. Ганьяном. Широкое распространение А. получил в подводном спорте, для спасательных работ, подводных научных исследований и др. В зависимости от глубины плавания А. позволяет находиться под водой от несколько минут (на глубине около 40 м) до часа и более. Спуски с А. на глубины более 40 м не рекомендуются из-за наркотического действия сжатого азота во вдыхаемом воздухе.
Лит.: Мазуров И. и Сташевский В., Устройство акваланга, М., 1968.
Акваланг: 1 — оголовье; 2 — ремни крепления; 3 — баллоны со сжатым воздухом; 4 — дыхательный автомат.
Аквамарин
Аквамари'н (от латинского aqua marina — морская вода), разновидность минерала берилла, представляющая собой прозрачные кристаллы светло-голубого, голубовато-зелёного, зеленовато-синего или серо-голубого цвета. Драгоценный камень 2-го класса. Применяют в ювелирном деле. Наиболее ценные А. добывают из пегматитовых и грейзеновых месторождений, известных в СССР, Бразилии, США, на острове Мадагаскар и в Индии.
Акваметрия
Акваметри'я (от латинского aqua — вода и греческого metréō — измеряю), методы количественного определения воды в различных веществах.
Акванавт
Аквана'вт, то же, что гидронавт.
Акваплан
Аквапла'н (от латинского aqua — вода и planum — плоскость), спортивный плотик, служащий для передвижения спортсмена по воде на буксире за самоходными судами. Наивыгоднейшая скорость буксировки А. 30—45 км/ч. Буксировка производится посредством прочного шнура длиной 10—15 м, за который держится спортсмен. Во время движения на А. спортсмены выполняют различные гимнастические упражнения. Буксировка на А. — также хорошее средство тренировки горнолыжников в период межсезонья.
Акваплан (частичный разрез; размеры в мм).
Акварель
Акваре'ль (франццузское aquarelle, от итальянского acquerello, от латинского aqua — вода), краски (обычно на растительном клее), разводимые водой, а также живопись этими красками. Живопись непрозрачной А. (с примесью белил, см. Гуашь) была известна в Древнем Египте, античном мире, средневековой Европе и Азии. Чистая А. (без примеси белил) стала широко применяться в начале 15 в. Её основные качества: прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (главным образом бумаги, редко — шёлка слоновой кости), чистота цвета. А. совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения). Специфические приёмы А. — размывы и затёки, создающие эффект подвижности и трепетности изображения. А. бывает монохромной: сепия (коричневая краска), бистр, «чёрная А.», тушь. В А., выполняемую кистью, часто вводится рисунок пером или карандашом.
В 15—17 вв. А. служила главным образом для раскраски гравюр, чертежей, эскизов картин и фресок (прикладное значение А. отчасти сохранилось и до настоящего времени в архитектурных рисунках и др.). Известны отдельные самостоятельные А. — пейзажи А. Дюрера, голландских и фламандских художников 17 в. Со 2-й половины 18 в. А. стала широко применяться прежде всего в пейзажной живописи, т.к. быстрота работы А. позволяет фиксировать непосредственные наблюдения, а воздушность её колорита облегчает передачу атмосферных явлений. Появляются профессиональные художники-акварелисты (А. и Дж. Р. Козенс, Т. Гёртин и др. в Англии). Их неяркие по цвету пейзажи (на увлажнённой бумаге, залитой одним общим тоном, которому подчинены все цветовые градации, с рисунком тонким пером, с размывами) повлияли на масляную живопись того времени, способствуя высветлению и облегчению колорита. В 18 в. А. распространяется также во Франции (О. Фрагонар, Ю. Робер), России (пейзажи Ф. А. Алексеева, М. М. Иванова). В связи со стремлением к передаче материальности, пластичности формы в Италии возникла во 2-й четверти 19 в. манера плотной, многослойной живописи А. по сухой бумаге. Эта манера строится на звучных контрастах света и тени, цвета и белого фона бумаги; появляются рефлексы и цветные тени. В этой манере работали К. П. Брюллов и А. А. Иванов. Своеобразна техника портретной акварели П. Ф. Соколова с виртуозной моделировкой форм мелкими штрихами и точками и широкими цветовыми заливками. В 19 в. к А. обращаются художники разных стран и школ: Э. Делакруа, О. Домье, П. Гаварни, А. Менцель, И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. А. Врубель; продолжается расцвет английской школы А. (У. Тёрнер, Дж. С. Котмен, Р. Бонингтон, У. Кэллоу и др.). У многих художников А. обладают большей живостью и свежестью, чем картины маслом; это различие значительно стирается в конце 19 в. у неоимпрессионистов — П. Синьяка и др. (А. которых присущи лёгкость и светоносность, сочетание чистых и ярких пятен цвета с белизной бумаги). В конце 19 — начале 20 вв. А. всё чаще употребляется в сочетании с белилами, гуашью, темперой, пастелью, углём, бронзовой краской и т.д. (например, в работах Вал. А. Серова, художников «Мира искусства»). В 20 в. А. привлекает многих художников, которые стремятся к импульсивной эмоциональности цвета, — представителей экспрессионизма, А. Матисса (А. которого отличаются солнечностью и жизнерадостностью колорита) и др.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (АК)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (АК)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (АК)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (АК)", комментарии и мнения людей о произведении.