» » » » БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (АЛ)


Авторские права

БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (АЛ)

Здесь можно скачать бесплатно "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (АЛ)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Энциклопедии. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (АЛ)
Рейтинг:
Название:
Большая Советская Энциклопедия (АЛ)
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (АЛ)"

Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (АЛ)" читать бесплатно онлайн.








  Периодическая печать возникла в А. во 2-й половине 19 в. Ввиду преследований турецкими властями албанского национально-освободительного движения, первые албанские газеты и журналы издавались албанскими патриотическими организациями за рубежом. С 1912, после провозглашения независимой А., периодические издания начинают выходить внутри страны. Особое развитие албанская печать получила после народно-демократической революции. В 1967 в А. издавалось более 50 центральных газет, журналов и др., разовым тиражом более 300 тыс. экземпляров.

  Важнейшие газеты: «Зери и популлит» («Zёri i popullit», с 1942), орган ЦК Албанской партии труда (АПТ): «Башкими» («Bashkimi», с 1943), орган Демократического фронта А. (ДФА); «Лайко вима» («Laiko vima», с 1945), орган для греческого национального меньшинства; «Пуна» («Puna», с 1945), орган Центрального совета албанских профсоюзов; «Зери и ринисе»(«Zёri i rinisё», c 1952), орган Союза трудовой молодёжи А.; «Дрита» («Drita»), еженедельная литературная газета. Журналы: «Руга э партисе» («Rruga e partisё», с 1954), орган ЦК АПТ; «Шкиптарья э ре» («Shqiptarja е re», с 1943), орган Союза албанских женщин; «Хостени» («Hosteni», с 1945), орган Союза журналистов А.; «Нендори» («Nendori», с 1954), еженедельный литературно художественный и общественно-политический журнал, орган Союза писателей и деятелей искусства А. Имеется албанское телеграфное агентство, АТА (Agjensia Tclegrafike Shqiptar — ATSh, основаное в 1944).

  Существует государственная организация «Албанское радиовещание и телевидение» («Radiodifuzioni dhe Televizioni Shqiptar»). В 1949 в А. построена радиостанция «Тирана», являющаяся центральной. Действуют также радиостанции в некоторых районных центрах (Корча, Шкодер и др.). Вещание ведётся на албанском, а также на иностранных языках Телевидение — с 1960.

  П. Никитин.

  XIII. Литература

  В А. имеется богатый фольклор — эпические поэмы о богатырях, исторические песни. Первый сохранившийся памятник албанской письменности — «формула крещения» (1462) епископа Паля Энгели. В 1555 вышла первая книга на албанском языке — «Мэшарн» Гьона Бузуку. В 16—17 вв. писали гуманисты П. Буди, ф. Барде, П. Богдани, М. Барлети («История жизни и подвигов Скандербега», 1508—10). В 18 в. в гг. Воскопое, Эльбасане и Верате развивалась дидактико-религиозная литература на греческом языке (Т. Кавальоти, Д. Тодри). Стихи и поэмы поэтов-"бейтеджи" 18—19 вв. (писавших на албанском языке арабским алфавитом) Н. Фракулы, Х. Зюко Камбери, М. Чами сыграли значительную роль в борьбе против турецкой ассимиляции, С 16 в. развивается т. н. литература ароерешей (албанских эмигрантов в Южной Италии).

  Литература эпохи национального возрождения развивалась под знаком романтизма. Борьба албанского народа против турецкого ига усилила интерес к народному творчеству. Среди албанских писателей 19 в. выделяются И. Де Рада (поэмы «Песни Милосао», 1836; «Песни СерафиныТопии», 1839—43; « Несчастный Скандербег», 1886), Г. Дара-младший (поэма «Последняя песнь Балы», 1887), 3. Серембе, А. Сантори, В. Стратико, а также прозаик и переводчик К. Кристофориди, фольклористы Т. Митко и С. Дине, публицист Сфрашери, поэт В. Шкодрани (П. Васа).

  Одним из основоположников новой литературы был Н. Фрашери (поэма «Стада и пашни», 1886; поэтический сборник «Летние цветы», 1890; поэма «История Скандербега», 1898).

  Выдающимися поэтами-реалистами начала 20 в. были А. Чаюпи, выступивший за объединение албанцев, против религиозной розни, с призывами к борьбе за национальную свободу (сборник «Отец Томори», 1902, памфлет «Салоникский клуб», 1908; комедия «Четырнадцатилетний жених», 1902) и Н. Мьеды (поэма «Плач соловья», 1887; сб. «Ювенилия», 1917). Видные поэты А. — Асдрени (А. С. Дренова) (сборники «Лучи солнца», 1904, «Мечты и слёзы», 1912, «Псалмы изгнанника», 1930), Ф. Широка, Л. Гуракучи, Р. Силичи; прозаики М. Грамено и др. Шовинистические тенденции характерны для творчества поэта Г. Фишты. Прогрессивную литературу представлял Ф. Ноли, автор «Истории Скандербега» (1921), лирических и политических стихов. В 20—30-е гг. выступили прозаики Ф. Постоли, Х. Стермили, поэт и прозаик-реалист Мигени (М. Д. Никола, 1911—38; сборник «Свободные стихи», 1936). В 30-х гг. в литературе утверждаются социальные мотивы,

  В годы 2-й мировой войны 1939—45 в А. развивалась национально-освободительная партизанская поэзия; известна поэма Ш. Мусараи «Эпопея Балы Комбетар» (1944). После освобождения от оккупации в литературе А. продолжает разрабатываться тема народной войны против итало-немецких фашистов (поэма Ф. Гьяты «Песня о партизане Бенко», 1950; роман Д. Шутеричи «Освободители», 1952—55; П. Марко «Последний город», 1960). Одновременно возникает тема социального преобразования жизни (поэтический сборник И. Кадаре «Мой век», 1961; роман С. Спассе «Они были не одни», 1952; «Афродита снова в деревне», 1955; Ф. Гьяты «Болото», 1959; «На берегу озера», 1961). В конце 50—60-х гг. появляются автобиографические повести и романы, книги, затрагивающие различные события истории А.: повесть Д. Шутеричи «Гурнецка» (1957), романы В. Коконы «На волнах жизни» (1961), Я. Дзодзы «Мёртвая река» (1965).

  Лит.: Historia е letёrsisё shqipe, v. 1 — 2, Tirane, 1959; Серкова Т.Ф., Поэзия итальянских арберешей и проблемы албанского романтизма. Сообщение на 1 конгрессе балканских исследователей, М.,1966.

  Т.Ф. Серкова.

  XIV. Архитектура и изобразительное искусство.

  Древнейшие художественные памятники на территории современной А. относятся к 1-му тыс. до н. э. (иллирийские укрепления из крупных необработанных каменных блоков; литые бронзовые украшения, найденные в могильниках). От античной эпохи (с 7 в. до н. э.) сохранились остатки оборонительных сооружений, общественных и жилых зданий, архитектурных деталей, мозаик, керамики на месте греческих колоний (Аполлония Иллирийская, Бутринт, Дуррес и др.) и римских укрепленных городов (Эльбасан и др.). В средние века в церковной архитектуре А. в центральном и южном районах преобладали сооружения византийского типа — церкви в сёлах Лявдари (местность Опари), Мборья (обе 13—14 вв.), в г. Воскопоя (17—18 вв.), а в северных районах, где сильно было влияние католицизма, — романского типа (собор в с. Шаси, церкви в сёлах Вау-и-Дейес, Оботи, все — 13 в.). С распространением ислама (с 15 в., но главным образом с 17 в.) в городах А. появляются дворцы знати (сараи), закрытые рынки (безистени), мечети (в Эльбасане, Шкодере, Тиране и др. городах). До середины 20 в. в большинстве городов А. преобладали 2-этажные жилые дома, каменные или с каменным нижним и дощатым или фахверковым верхним этажом, крытые черепицей. В лесистых районах дома были дощатыми, в приморских — глинобитными, саманными или тростниковыми с глиняной обмазкой, В антисейсмических целях в каменную кладку городских и сельских домов вводились деревянные брусья, В горных районах до начала 20 в. наряду с 1—2-этажными каменными домами, возводились «кулы» — башнеобразные З-этажные строения с навесными бойницами,

  Живопись средневековой А. развивалась под сильным влиянием Византии. Ранние памятники фресковой живописи относятся к 12—14 вв. (росписи церкви Троицы в Лявдари, церквей в монастырях близ сёл Рубику и Пояни и др.). С 16 в. византийские традиции ослабевают, в А. проникают отзвуки итальянского Возрождения. Художники-монументалисты (мастер Онуфрий из Неокастра, его сын Николай и др.) работают в более реалистичной манере, варьируя традиционные композиции. Реалистические тенденции нарастают в творчестве живописца Давида из Селеницы (росписи церкви Николая в Воскопое, 18 в.). С середины 18 в. монументальная живопись переживает упадок. Ведущую роль приобретает иконопись; до начала 20 в. остававшаяся основным видом изобразительного искусства А. и продолжавшая сохранять византийские традиции. В период т. н. национального возрождения (2-я половина 19 в.), в связи с ослаблением влияния ислама, препятствовавшего изображению живых существ, впервые появляется станковая живопись (портрет и пейзаж), а в 1920-х гг. — скульптура. Б это время выдвигается ряд художников, получивших профессиональное образование, — С. Дзега, С. Рота и др.

  В современных городах А. сосуществуют кварталы, сохранившие средневековый облик, кварталы, возникшие в первые десятилетия 20 в., регулярно распланированные и более благоустроенные, и современная застройка: 3—5-этажные дома, кирпичные, с балконами-лоджиями. В сёлах и рабочих посёлках — малоэтажные дома, построенные по типовым проектам.

  В изобразительном искусстве А. 2-й половине 40-х — 50-х гг. 20 в. укреплялось реалистическое направление. В живописи получили развитие различные жанры: исторический, бытовой, портрет, пейзаж (С. Рота, В. Мио, Н. Займи, С. Кацели и др.). В 40-х гг. появились первые произведения графики(карикатура, книжная иллюстрация, плакат). Скульпторы О. Паскали, Я. Пачо, К. Хоши, А. Мано и др. выступили с портретами, жанровыми композициями, монументальной скульптурой. Народное декоративно-прикладное искусство А. представлено традиционными филигранными серебряными украшениями для одежды, шерстяными, главным образом безворсовыми коврами, деревянными бытовыми предметами, покрытыми мелким полихромным узором. Сквозная и высокорельефная деревянная резьба в интерьерах культовых и жилых сооружений заменяется в 19 в. гипсовой лепкой и декоративной росписью стен.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (АЛ)"

Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (АЛ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора БСЭ БСЭ

БСЭ БСЭ - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (АЛ)"

Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (АЛ)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.