БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (АП)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (АП)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (АП)" читать бесплатно онлайн.
Лит.: Герценберг Е. Я., Апокриянке железы и их патология, М., 1928 (библ.); Rothnan S., Physiology and biochemistry of the skin, [Chi., 1954], p. 168.
Апокриновая секреция
Апокри'новая секре'ция, один из видов секреции, при котором одновременно отделяется часть цитоплазмы (а иногда и оболочки) железистой клетки без её гибели. В зависимости от степени эластичности оболочки происходит либо её разрыв и гранулы секрета вместе с частью цитоплазмы выделяются из клетки, либо в апикальной части клетки, куда перемещается секрет, образуется каплеобразная окруженная оболочкой выпуклость, которая отшнуровывается и попадает в просвет железы. Ср. Голокриновая секреция, Мерокриновая секреция.
«Апокрисис»
«Апо'крисис» (греч. apokrisis — ответ), полемическое сочинение, направленное против инициаторов Брестской унии 1596; написано лицом, скрывшим своё имя под псевдонимом Христофора Филалета (греч. philalethes — любящий истину). Впервые издан в 1597 в Вильно на польском языке; в 1598 или 1599 опубликован на западнорусском книжном языке. Автор «А.» защищает принцип «демократичности» церкви, т. е. участие в церковных соборах не только духовенства, но и мирян; резко критикует высшее православное духовенство, пошедшее во имя своих корыстных интересов на сговор с Ватиканом и польскими феодалами.
Публ.: Апокрисис Х. Филалета в пер. на совр. рус. яз., К., 1870.
Лит.: Яременко П. К., Хто був автором «Апокрисиса»?, «Науковi зап. Львiвського державного педагогич. iнституту. Сер. фiлологiчна», 1958, т. 13.
Апокрифы
Апо'крифы (греч. apokryphos — тайный, сокровенный), произведения иудейской и раннехристианской литературы, не включенные церквами в канон (не используются при богослужении). Не все произведения, не включенные в канон иудейской церковью, считаются А. христианской церковью; более того, существует различие между отдельными христианскими церквами в отнесении того или иного сочинения к числу А. Термин «А.» впервые был употреблен в одном из папских декретов конца 4 в., тогда же и был составлен христианской церковью первый список апокрифических сочинений. А. делятся на ветхозаветные, новозаветные, житийные. Ветхозаветные А. — памятники иудейской литературы преимущественно 2—1 вв. до н. э. К ним относятся 1—3-я книги Маккавеев, Послание Иеремии, Мудрость Соломона, Юдифь, Мудрость Иисуса сына Сирахова, 3-я книга Ездры, Товит и ряд др. Христианская церковь (исключая лютеранскую) внесла часть ветхозаветных А. в свой канон, поэтому некоторые из них, будучи утерянными в еврейском оригинале, сохранились в греческом переводе. Некоторые ветхозаветные А. написаны, очевидно, на греческом языке (3-я книга Маккавеев, Моление Манассии и др.), а также на арамейском языке (Товит). Фрагменты из ветхозаветных А. найдены среди кумранских рукописей, обнаруженных в 1947—65 в пещерах на побережье Мёртвого моря. Новозаветные А. включают многочисленные евангелия (Петра, Фомы, Первоевангелие Иакова и др.), послания (Климента, Поликарпа, Варнавы и др.). Ряд новозаветных А. (евангелие Фомы, Истины и др.) в коптском переводе был найден в 1946 при раскопках в Хенобоскионе (Египет). На грани между новозаветными и житийными Л. — апокрифические деяния апостолов (Павла, Андрея и др.), повествующие о распространении христианства и о страданиях первых его проповедников.
В средние века распространение и создание А. чаще всего были связаны с народными антифеодальными движениями, ересями. Так, в Болгарии движение богомилов вызвало расцвет апокрифической литературы. Христианская церковь в борьбе с ересями осуждала большую часть А. как еретические, в то время как некоторые А. (не противоречащие канону) церковью не только не осуждались, но рекомендовались для чтения верующим. В Древней Руси одновременно с распространением христианства широко распространились и А., так называемые отречённые книги; многие из них, проникнув через Болгарию, являлись переводами и переработкой греческих А. («Хождение богородицы по мукам», А. о Соломоне и Китоврасе и др.). Русские тексты А. дошли до нас в списках (самые ранние относятся к 11 в.). В Изборнике Святослава 1073 перечислены книги «сокровенные», т. е. апокрифические. Однако некоторые А. вошли в 16 в. в такое церковно-официальное собрание, как «Великие Четьи Минеи». Многие А. сохранились в списках в монастырских библиотеках (например, в Соловецком монастыре). А. нашли отражение в живописи (иконы «Сошествие в ад» и др.), в фольклоре (духовные стихи, заговоры, гадания), в музыке (опера А. Серова «Юдифь» и др.).
Лит.: Яцимирский А. И., Библиографический обзор апокрифов в южнославянской и русской письменности, П., 1921; Свенцицкая И. С., Запрещенные евангелия, М., 1965; Гудзий Н. К., История древней русской литературы, М., 1966, с. 28—35; Eissfeld О., Einleitung in das Alte Testament, 3 Aufl, Тübingen, 1964.
А. П. Каждан, Н. Н. Розов, М. И. Занд.
Аполиды
Аполи'ды, в между народном праве лица, не имеющие гражданства, чаще именуются апатридами.
Аполитичность
Аполити'чность (от греч. а — отрицательная частица и политика), пассивное, безразличное (действительное или мнимое) отношение к общественной жизни и политической деятельности. А., распространённая среди наиболее отсталых, несознательных слоев населения капиталистических стран, часто является результатом преднамеренно насаждаемого идеологического воздействия господствующего класса. А. может быть не только проявлением отсталости, но и сознательным выражением безразличия, индифферентности. От А. как проявления отсталости следует отличать преднамеренную пропаганду А. идеологами реакционных и консервативных классов, стремящихся скрыть, завуалировать классовое содержание своей идеологии, имеющей целью сохранение и упрочение господства буржуазии и отвлечение трудящихся от борьбы за их классовые интересы. Такого рода А. выступает в виде проповеди «беспартийности», «нейтральности» и «надклассовости» права и государства, «чистой» науки, «искусства для искусства». Пропаганда индивидуализма, потребительской психологии, мещанского уюта с помощью пустых развлекательных или гангстерских фильмов, комиксов, порнографической литературы и т.д. служит целям отвлечения масс от острых политических проблем.
Марксизм-ленинизм противопоставляет А. научно обоснованное учение об общественном долге каждого, о партийности и классовом характере всех форм идеологии. Коммунисты всего мира решительно борются против А. и безыдейности во всех областях культуры и жизни. Решения ЦК КПСС и других марксистско-ленинских партий по вопросам идеологии воспитывают народ в духе коммунистической партийности, идейности и принципиальности, призывают всех трудящихся быть активными участниками политической жизни страны, революционной борьбы, строительства коммунистического общества.
Аполлинер Гийом
Аполлине'р (Apollinaire) Гийом [псевдоним; настоящие имя и фамилия Гийом Аполлинарий Костровицкий (Kostrowicky)] (26.8.1880, Рим, — 9.11.1918, Париж), французский поэт. Сын обедневшей польской аристократки. С 1899 жил в Париже. Лирике А. присущи мужественная искренность, трагическое ощущение жестокости жизни (цикл «Бестиарий, или Кортеж Орфея», 1911), слитое с радостью её приятия, противостояния утратам и времени (стих. «Мост Мирабо», 1912). В книге стихов «Алкоголь. 1898—1913» (1913) — интонации народной песни, и эпический голос большого города, и призыв испить вселенную «глоткой Парижа» («Вандемьер»), и размышление поэта о тюремной неволе (цикл стихов «В тюрьме Сантэ»; в тюрьму А. попал по ложному обвинению в 1911). В творчестве А. столкнулись формалистическое экспериментаторство и новаторское развитие классической традиции. И если ныне А. воспринимается как один из тончайших лириков 20 в. (цикл «Vitam impendere amori» — «Жизнь посвятить любви», 1917), то прежде всего потому, что влияние модернистских школ, будь то символизм (повесть А. «Разлагающийся чародей», 1908), кубизм («Эстетические размышления. Художники-кубисты», 1913), футуризм («футуристическая антитрадиция, манифест-синтез», 1913) или сюрреализм (драма «Сосцы Тиресия», пост. 1917, изд. 1918), не смогло сковать творчество А. Он выходил из очередных тупиков на свою дорогу — доверия к будущему, вкуса к жизни (цикл новелл «Ересиарх и К°», 1910), гротескного осмеяния буржуазного одичания (книга иронической прозы «Поэт убиенный», 1916), к «новому» реализму («Новый смысл и поэты», речь А. 26 ноября 1917).
Накануне 1-й мировой войны А. предвидел, что грядет «время революций». В войне он видел бессмысленное уничтожение человека человеком, но в 1914 добровольцем вступил во французскую армию: стремление освободить Польшу — одна из причин этого решения. Был тяжело ранен. Первые военные стихи, адресованные «прекрасной даме», в традициях куртуазной лирики, окрашены воинственным презрением к врагу (сборник «Послания к Лу», 1915, изд. 1955). Но А. создал и лирическую хронику трагического восприятия войны («Каллиграммы. Стихотворения Мира и Войны. 1913—1916», 1918). Итоговое раздумье А. в мистерии-буфф «Цвет времени» (1918, опубл. 1920) над собственническим миром звучит как грозное обвинение эпохе самоубийственного индивидуализма. Формалистические эксперименты А. канонизировали дадаисты и сюрреалисты, а трагедийный лиризм поэта и его оптимистическую веру в торжество «зари над сумерками» восприняли П. Элюар, В. Незвал и Л. Арагон.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (АП)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (АП)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (АП)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (АП)", комментарии и мнения людей о произведении.