БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (АР)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (АР)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (АР)" читать бесплатно онлайн.
Ветеринарное дело. Патология с.-х. животных А. отличается многообразием. В целом животноводство неблагополучно по ящуру (4286 вспышек в 1965 и 5225 в 1966), сибирской язве (1124 вспышки в 1965—66), эмфизематозному карбункулу (4154 вспышки в 1965—66). Ежегодные потери скота от бруцеллёза исчисляются в 5 млрд. аргентинских песо. В некоторых хозяйствах страны 75—100% коров больны бруцеллёзом; им поражено 12% крупного рогатого скота, 15,5% свиней, 20% коз. Широко распространены энцефаломиелит лошадей (венесуэльский тип вируса) и пастереллёз рогатого скота. В отношении некоторых трансмиссивных (передающихся через переносчиков) и других паразитарных болезней природные районы А. имеют определённые особенности. Северная часть страны и гористые районы эндемичны по пироплазмозам рогатого скота и лептоспирозу (у больных овец 39% смертельных исходов). На юге А., в степных и полупустынных районах, преобладают кожные заболевания животных и миазы. В высокогорных районах на В. страны отмечаются брадзот и инфекционная агалактия мелкого рогатого скота. Гельминтозы, особенно эхинококкоз, распространены повсеместно.
В А. 2200 ветеринарных врачей (1966). Специалистов высшей квалификации готовят на ветеринарных факультетах университетов. Имеется значительное число научно-исследовательских ветеринарных учреждений (институт патологии животных, институт зоонозов, ящурный институт), разрабатывающих вопросы борьбы с болезнями животных и повышения их продуктивности. Ветеринарной службой руководит Министерство сельского хозяйства и скотоводства. Разработаны программы борьбы с ящуром, эхинококкозом, маститами животных.
И. А. Бакулов, М. Г. Таршис.
X. Просвещение
Первые школы на территории А. были созданы миссионерами в начале испанской колонизации (16 в.). После провозглашения независимости А. (1816) стала постепенно складываться система школ, первоначально находившаяся в ведении университетов. В 1844 принят первый закон об обязательном начальном обучении. Большое значение для развития народного образования А. имела деятельность Д. Ф. Сармьенто (президент в 1868—74). Общее руководство народным образованием осуществляет Министерство просвещения и юстиции. Организацией специального образования занимаются также департаменты сельского хозяйства, транспорта, общественных работ и военное ведомство. В контроле за работой школ, особенно средних, участвуют национальные университеты. Сильное влияние на просвещение оказывает католическая церковь. Установлено обязательное бесплатное начальное обучение детей с 6 до 14 лет. Имеется значительное число частных школ (в основном конфессиональных). По официальным данным, грамотных — около 90%.
Начальное звено системы народного образования — дошкольные учреждения для детей от 3 до 6 лет. В 6 лет дети поступают в 7-летнюю начальную школу. Около 10% начальных школ, главным образом в сельских местностях, однокомплектные (все классы ведёт один учитель). Средняя школа — 5-летняя, состоит из 2 циклов (3 и 2 года обучения); первый цикл имеет общеобразовательный характер, второй подразделяется на классическое и реальное отделения. Окончание полной средней школы даёт право поступления в университет. В 1968 в дошкольных учреждениях воспитывалось около 177 тыс. детей. В 1968 уч. г. в начальных школах обучалось 3480,5 тыс. учащихся, в средних школах — свыше 887 тыс. учащихся. На базе начальной школы работают 5—6-летние профессиональные школы (промышленные, коммерческие, прикладного искусства и др.). Окончившие профессиональные школы пользуются правом поступления в отраслевой институт. В 1967 уч. г. в профессиональных школах обучалось 454,7 тыс. чел. Учителей начальных школ готовят 5-летние педагогические училища, в которые принимаются окончившие начальную школу. Выпускники педагогических училищ могут затем поступить в 4-летние педагогические институты, готовящие учителей средних школ.
В числе высших учебных заведений 13 государственных и 14 частных университетов, 3 высших технологических института, консерватория и др. Крупнейшие университеты: в Буэнос-Айресе (основан в 1821), Кордове (основан в 1613), Ла-Плате (основан в 1884) и Санта-Фе (основан в 1919). В 1968 уч. г. в вузах А. обучалось 265,3 тыс. студентов.
Крупнейшие библиотеки: Национальная (основана в 1810; св. 682 тыс. тт.), библиотека университета в Буэнос-Айресе (св. 870 тыс. тт.), библиотека Национального конгресса (основана в 1859; 300 тыс. тт.). Музеи: естественных наук (основан в 1823), художественный (основан в 1895), исторический (основан в 1889), школьный музей им. Сармьенто (основан в 1910) — все в Буэнос-Айресе, естественноисторический музей в Мендосе (основан в 1911) и др.
Л. Я. Белова.
XI. Наука и научные учреждения
1. Естественные и технические науки
До освобождения А. от испанского колониального владычества (1816) высшее образование и наука находились в руках католических монашеских орденов. Долгое время в стране имелся только один университет (основан в 1613 в Кордове), готовивший богословов и чиновников. В течение колониального периода (начало 16 — начало 19 вв.) некоторое развитие получили лишь географические исследования. К ним относятся 3 географические экспедиции в Кордильеры в 1662, 1703 и 1767, исследование бассейна р. Пилькомайо в 1721, побережья Патагонии в 1745 и др. Кроме того, отдельные монахи занимались астрономическими наблюдениями, изучением местной флоры и фауны, особенно лекарственных растений. Из учёных колониального периода известны Б. Суарес, аргентинец, получивший образование в Европе и опубликовавший несколько работ по астрономии, и доминиканский монах М. Торрес, открывший в 1787 первый полный скелет мегатерия, в дальнейшем подробно изученный Ж. Кювье.
После завоевания А. независимости были предприняты меры по расширению высшего образования и развитию исследований в области естествознания. В течение нескольких лет в стране были созданы Академия математики и военного искусства (основана в 1816), университет в Буэнос-Айресе (основан в 1821), Общество физико-математических наук (основано в 1822), Академия медицинских наук в Буэнос-Айресе (основана в 1822), начавшая с 1823 издавать свои «Анналы» — первый научный журнал в стране. В 1823 в Буэнос-Айресе был основан национальный музей, ставший центром развития геологических и биологических наук. Для преподавания естественных наук приглашались учёные из Европы. Среди них — физик и астроном итальянец О. Моссотти, занимавшийся также метеорологическими наблюдениями, и ботаник Э. Бонплан, известный спутник А. Гумбольдта в его путешествиях по Юж. Америке, в 1818 переселившийся в А. Среди немногочисленных учёных-аргентинцев 19 в. видное место занимает крупный палеонтолог и врач Ф. Муньис.
Становление национальной науки в А. происходило медленно. Экономическая отсталость ограничивала возможности развития науки. Перелом наступил после свержения диктатуры Росаса (1852). В 1870 по приглашению президента Д. Ф. Сармьенто в А. переселился американский астроном Б. Гулд, построивший в Кордове астрономическую обсерваторию и проводивший в ней в течение 15 лет исследования южного неба, до тех пор мало изученного. За время пребывания в Кордове Гулд опубликовал 3 звёздных каталога. Он много сделал также для организации метеорологических наблюдений в А. В 1872 было основано Национальное метеорологическое управление, впоследствии реорганизованное в Управление метеорологии, геофизики и гидрологии.
Быстрое развитие экономики А. во 2-й половине 19 и в начале 20 вв. потребовало создания научно-технической базы и расширения объёма научных исследований. В этот период создаётся ряд новых научных учреждений: Научное общество А. (основано в 1872), АН в Кордове (основана в 1868), до настоящего времени остающиеся ведущими научными учреждениями страны, Географический институт (основан в 1879), просуществовавший около полувека и выпустивший первый монументальный географический атлас страны, обсерватория в Ла-Плате (основан в 1882) и др. По инициативе Научного общества А. начали регулярно проводиться (с 1898) научные конгрессы, объединившие учёных Лат. Америки. Были основаны новые университеты.
В конце 19 и начале 20 вв. в общей структуре естествознания в А. выделяются уровнем своего развития геолого-географические и биологические науки, наиболее необходимые для исследования и использования природных ресурсов страны. Для развития естествознания в стране в этот период много сделали первый президент Национальной АН зоолог и палеонтолог К. Бурмейстер, палеонтолог Ф. Морено, ботаник П. Лоренц, положивший начало систематическому изучению флоры А., выходец из России зоолог К. Берг, палеонтолог и геолог Ф. Амегино, аргентинец, получивший международную известность своими трудами по филогенезу животных. С конца 19 в. начинают развиваться также прикладные и технические науки. В 1895 организуется Национальный технический центр, выходят первые технические журналы.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (АР)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (АР)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (АР)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (АР)", комментарии и мнения людей о произведении.