БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (АР)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (АР)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (АР)" читать бесплатно онлайн.
В 1926 в Ереване начались первые радиопередачи. В 1956 начал работать ереванский телецентр. В 1968 Республиканское радиовещание и телевидение вели передачи на армянском, русском, азербайджанском, курдских языках по 2 радио- и 1-телепрограммам. Ведутся передачи также на армянском и арабских языках для слушателей за рубежом. Время вещания составляет по всем вещательным радиопередатчикам 254 часа в сутки. Ретрансляционные устройства позволяют смотреть телепередачи почти на всей территории республики. В 1965 вступила выстрой радиорелейная линия Москва — Сочи — Тбилиси — Ереван, по которой А. принимает телепередачи из Москвы и других городов СССР, а также программы «Интервидения».
А. В. Акопян.
XIV. Литература
Армянский фольклор. Из глубины веков до нас дошли памятники народного творчества, хранящие сведения о жизни и борьбе племён древней А. Высокой поэтической культурой отличаются мифические сказания о предке армян Гайке, об Ара Прекрасном, Ваагне, эпические отрывки об Арташесе и Сатеник, о Тигране и Аджааке, использованные армянским историком Мовсесом Хоренаци в его знаменитой книге «История Армении». У армянских историков сохранились также отрывки из эпических циклов «Персидская война» и «Таронская война». Популярный жанр армянского фольклора — народные сказки о борьбе добрых и злых сил, о светлом и тёмном царствах, о бесстрашных богатырях. Историко-познавательная и художественная ценность представляют исторические предания, легенды и эпические песни о царях, полководцах, философах, историках, писателях. Вершиной армянского народного творчества является эпос «Давид Сасунский», в котором дано художественное обобщение героической борьбы народа против ига Арабского халифата. В эпосе выражены высокие идеалы и свободолюбивый дух армянского народа.
В песенном творчестве особое место занимает поэзия гусанов — народных певцов, о которых упоминается ещё в армянских литературных памятниках 5 в. Несмотря на церковные запреты, гусаны продолжали традиции народной поэзии языческих времён. В века сельджукского, монголо-татарского, а затем турецкого и иранского владычества распространение нашли песни пандухта — скитальца, изгнанного с родной земли. В трудовых песнях, пословицах, поговорках, магических заклинаниях запечатлено тяжёлое историческое прошлое армянского народа.
После Великой Октябрьской социалистической революции в армянском фольклоре отразилось политическое, экономическое и духовное возрождение народа, воспеты создатели и герои новой жизни. Известный армянский сказ «Ленин-вождь» по праву считается одним из лучших произведений современного устного творчества народов СССР.
А. Т. Ганаланян.
Древнеармянская литература. Армянское письменное слово начинается с клинописных надписей (начало 1-го тыс. до н. э.), дошедших до нас от урартов. В 1 в. до н. э. в период расцвета в А. эллинистической культуры в столицах Тигранакерте и Арташате ставились трагедии на греческом языке и, по всей вероятности, гусанские представления на армянском языке.
С провозглашением в А. официальной религией христианства (301), уничтожались памятники языческой культуры. В церковном богослужении использовались греческий и сирийский языки. Задачу создания письменности на армянском языке осуществил учёный и политический деятель Месроп Маштоц. В 5 в. получила распространение оригинальная и переводная литература. Большое значение для развития художественной литературы имели труды историографов Агатангехоса (Агафангела), Павстоса Бузанда, Егише, Лазара Парбеци, Мовсеса Хоренаци.
В 7 — начале 8 вв., когда страна находилась под игом Арабского халифата, преобладали схоластико-догматическая литература, религиозные песни (шараканы). Тем не менее светская литература продолжала развиваться (Давтак Кертог), творили талантливые историки-писатели (Себсос, Овнан Мамиконян, Мовсес Каганкатваци, Гевонд).
После освобождения от ига Халифата в 10 в. возникли предпосылки для армянского Возрождения. В литературе оно связано с именем гениального поэта средневековья Григора Нарекаци, который выразил гуманистические идеалы в лирической поэме «Книга трагедий» и в «Песнях». Нарекаци отделил поэзию от церковного богослужения, воспел реальный мир, природу, красоту человека. Носителями политических идеалов армянского Возрождения стали историки-писатели 10 в. Ованес Драсханакертци, Товма Арцруни.
С вторжением в страну византийцев в 11 в., затем сельджуков развитие А. вновь затормозилось; условия изменились лишь в 12 в., когда в А. стали править изгнавшие сельджуков Захариды. В Киликии, на юго-западе М. Азии, образовалось независимое феодальное армянское царство (1080—1375). Появились крупные поэты — Ованес Имастасер (Иоанн Саркаваг), Нерсес Шнорали («Элегия на взятие Эдессы»), Григор Тга («Элегия на взятие Иерусалима»), Нерсес Ламбронаци; видными баснописцами были Мхитар Гош и в начале 13 в. Вардан Айгекци, автор «Лисьей книги», вобравшей в себя народную сатиру, направленную против феодализма.
Прогрессивно мыслящие поэты уже с 13 в. начали писать на разговорном народном языке — среднеармянском; Фрик заложил основы поэзии социального протеста, Константин Ерзнкаци явился зачинателем любовной лирики. Они были выдающимися представителями гуманистической поэзии.
Начиная с 16 в. армянское книгопечатание развивалось в Венеции, Константинополе, Риме, Амстердаме, Мадрасе, Калькутте и др. местах, где существовали армянские колонии.
Большое значение в поэзии имела тема скитальчества (пандухтства) с выражением тоски по родине. Ованес Ерзнкаци (13 в.), Ованес Тулкуранци (14—15 вв.), Мкртыч Нагаш (14—15 вв.), Григор Ахтамарци (16 в.), Нерсес Мокаци и самый видный представитель светской поэзии Наапет Кучак (16 в.) вносили жизнеутверждающие настроения, противостоявшие церковному мировосприятию.
В 13—16 вв. достигает высокого развития жанр поэмы, выдающимися представителями которого явились Григор Церенц, Хачатур Кечареци, Аракел Сюнеци (его «Адамова книга» ставит под сомнение религиозные догмы), Аракел Багишеци, Симеон Апаранци и др. Говоря о жизнеутверждающей силе средневековой армянской поэзии, возникшей в эпоху монголо-татарского и сельджукских нашествий, в высшей степени неблагоприятную для всех вообще проявлений литературной деятельности, В. Я. Брюсов писал: «... Средневековая армянская лирика есть истинное торжество армянского духа во всемирной истории» («Поэзия Армении», Ер., 1963, с. 351).
В 18 в. в литературу вошли Багдасар Дпир, Петрос Кафанци, Нагаш Овнатан и великий поэт-ашуг Саят-Нова, в своей любовной лирике отразивший противоречие гуманистических идеалов и феодальной действительности. Произведения многих армянских деятелей сохранились в манускриптах. Из них более 500 авторов вошло в историю армянской литературы 5—18 вв.
М. Мкрян.
Новая армянская литература. В литературе 2-й половины 18 — начала 19 вв. главенствующим направлением был классицизм. Его представители — О. Ванандеци, П. Минасян, А. Багратуни, Е. Томачян, Э. Гюрмюзян и др., воссоздавая страницы борьбы армянского народа с иноземными поработителями, пробуждали национальное самосознание.
Древний армянский язык (грабар) был недоступен широким кругам читателей. Литературу на понятном языке представляла ашугская поэзия, получившая особое распространение в 1-й половине 19 в. С 20-х гг. появились писатели т. н. «переходного периода», которые откликались на насущные вопросы современности и пытались перейти к новоармянскому языку — ашхарабару (А. М. Аламдарян и М. Д. Тагиадян). В 40—50-х гг. выразителем идей национального пробуждения в поэзии выступил поэт Г. Алишан. Утверждение прогрессивного романтизма в армянской литературе связано с именем просветителя-демократа Хачатура Абовяна. Венец творчества Абовяна — исторический роман «Раны Армении» (1841—43, 1 изд., 1858), рисующий героическую борьбу армянского народа против иранского ига и освобождение Восточной А. с помощью России. Традиции Абовяна продолжало литературное поколение 50—60-х гг. Прогрессивные силы армянской общественности группировались вокруг журнала «Юсисапайл» («Северное сияние»), издававшегося в Москве под редакцией С. Назаряна. В журнале сложилась гражданская поэзия С. Шахазиза. Ему принадлежит замечательная поэма «Скорбь Левона» (опубл. 1865).
В развитии армянской общественной мысли и литературы значительную роль сыграл революционер-демократ М. Налбандян, идейный соратник Н. Г. Чернышевского, А. И. Герцена и Н. П. Огарева.
В Западной А. в 50—60-х гг. 19 в. выступили публицисты М. Мамурян, Г. Чилинкирян, С. Воскан и соратник Налбандяна — А. Свачян. Утверждение романтизма в литературе западных армян связано с творчеством М. Пешикташляна и П. Дуряна, отразивших пафос национально-освободительного движения.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (АР)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (АР)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (АР)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (АР)", комментарии и мнения людей о произведении.