» » » » БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (АТ)


Авторские права

БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (АТ)

Здесь можно скачать бесплатно "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (АТ)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Энциклопедии. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (АТ)
Рейтинг:
Название:
Большая Советская Энциклопедия (АТ)
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (АТ)"

Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (АТ)" читать бесплатно онлайн.








  Воздушный транспорт играет главную роль в пассажирском сообщении через А. о. между Европой и Сев. Америкой; в 1968 по воздуху в обоих направлениях перевезено св. 5 млн. чел., или 5/6 общего числа пассажиров, перевезённых по этим направлениям воздушным и морским транспортом. Воздушные грузовые перевозки между Европой и Сев. Америкой составили 200 тыс. т в 1967. Б. ч. трансатлантических авиалиний проходит через Северную Атлантику (через острова Исландия и Ньюфаундленд) и связывает Лондон, Париж, Амстердам и другие европейские столицы с Нью-Йорком и другими городами США и Канады; другое направление авиасообщения между Европой и Сев. Америкой проходит через Лисабон, Азорские и Бермудские острова. Авиатрасса из Европы в Юж. Америку идёт через Лисабон, Дакар и далее через самую узкую часть А. о. в Рио-де-Жанейро. Москва связана через А. о. беспосадочными авиалиниями с Нью-Йорком, Монреалем, Гаваной. Авиатрасса, связывающая США с Африкой, проходит через Багамские острова, Дакар и Робертсфилд (Либерия).

  Телеграфная связь через А. о. осуществляется по густой сети подводных кабелей общей протяжённостью св. 200 тыс. км, в том числе 16 трансатлантических кабелей (из которых США принадлежит 7, Великобритании — 6 и Франции — 3) связывают Европу с Америкой. Первый подводный кабель между Европой и Сев. Америкой был проложен в 1866, а в 1882 кабель соединил Европу и Юж. Америку. Кабели проложены также между Зап. Европой и Юж. Африкой (в 1888), США и Юж. Америкой; Дакаром и Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айресом и Кейптауном. Между Великобританией и США действует 128-канальный телефонный кабель. На побережье и островах А. о. расположено большое число радиостанций; с 1965 для связи США с Зап. Европой началось использование спутника «Эрли Бёрд».

  Через Северную Атлантику (Гебридские острова — Фарерские острова — Исландию — Гренландию — полуостров Лабрадор) проходит действующая в рамках системы оповещения и связи НАТО линия тропосферного рассеивания, которая соединяет между собой наземные радиорелейные и кабельные линии НАТО на прилегающих к А. о. территориях стран Зап. Европы и Сев. Америки.

  М. Н. Соколов.

  Рыболовство и морской промысел. В бассейне А. о., занимающего 27% от площади всего Мирового океана, вылавливается (1967) 22 млн. т морских водных объектов (без китов), т. е. 41,3% мирового улова в морских водах. Хотя в послевоенный период общий вылов в Тихом океане стал более высоким, чем в атлантическом бассейне, средний улов с 1 км2 в А. о. (0,21 т) значительно превышает улов в Тихом (0,14 от) и Индийском (0,03 т) океанах.

  Наибольшая часть улова (86%) состоит из рыб и прежде всего из представителей сельдевых (сельдь, менхеден, сардины и др.), тресковых (треска, пикша, мерлуза, сайда, мерланг, навага и др.), окуневых (морские окуни), камбаловых (камбалы, палтусы) и др., составляющих около 70% общего вылова. Существенное значение в общем вылове имеют беспозвоночные — около 8% — особенно различные моллюски (устрицы, мидии, кальмары) и ракообразные (омары, крабы). Киты и ластоногие дают 5% улова, растения — 1%.

  Наиболее интенсивный и результативный промысел осуществляется в северо-восточной части океана, включая Баренцево, Норвежское, Северное и Балтийское моря (улов 10,2 млн. т, главным образом сельди, трески, мерлузы и морского окуня). Крупномасштабный лов трески, сельди, мерлуз и других рыб (4 млн. т) ведётся в северо-западной части океана и на Ньюфаундлендских банках, вблизи берегов Гренландии, полуостровов Лабрадор и Новая Шотландия; в западной части океана — Карибском море, Мексиканском заливе и вдоль побережья Флориды вылавливается (1,3 млн. т) преимущественно эстуарная сельдь — менхеден; в юго-восточной части — вблизи юго-западных берегов Африки в уловах (2,5 млн. т) преобладает южноафриканская сардина. За последние годы интенсивно развивается промысел мерлуз, морских карасей и других рыб на Патагонском шельфе, протянувшемся вдоль восточного побережья Юж. Америки и являющемся наиболее перспективным районом для дальнейшего развития промысла. Бой китов ныне осуществляется в приантарктических водах, где добываются главным образом финвалы, сейвалы, кашалоты; на льдах Белого, Норвежского и Баренцева морей добываются тюлени. Интенсивный промысел привёл в ряде районов северной части А. о. к уменьшению запасов некоторых промысловых объектов (китов, камбалы в Северном море, морского окуня на Ньюфаундлендских банках, тунца в центральной части океана и др.). В бассейне А. о. создано и действует несколько международных конвенций по рыболовству, ставящих своей целью рациональное и эффективное использование биологических ресурсов, на основе применения научно обоснованных мер по регламентации промысла.

  В А. о. разнообразный морской промысел ведут 115 стран, наибольший вылов (в млн. т) получают (1967): СССР (2,70), Норвегия (2,21), США (1,40), Испания (1,43), Исландия (0,90), Великобритания (1,03), Дания (1,07), Франция (0,82) и Канада (0,78).

  П. А. Моисеев.

  Использование минеральных и энергетических ресурсов А. о. находится в начальной стадии: ведётся добыча нефти на материковых шельфах Мексиканского залива, в южной части Карибского моря, Бискайского залива, Средиземного моря, в Северное море, где разведаны также большие запасы газа; открыта морская нефть у побережья Зап. Африки (Габон, Нигерия, Ангола); промышленную добычу серы ведут в Мексиканском заливе и железной руды у о. Ньюфаундленд. На материковом шельфе Юж. Африки из морских россыпей добывают алмазы. Вблизи полуострова Флорида материковый шельф богат фосфоритовыми конкрециями; большое внимание уделяют возможности использования железо-марганцевых конкреций, приуроченных к днищам океанических котловин. Построена приливная электростанция в Сен-Мало (Франция) и разработаны проекты приливных электростанций в устьях рек Ране (Франция), Северн (Великобритания), на побережье США и Канады.

  М. Н. Соколов.

  Историко-политический очерк. После географических открытий 15—16 вв. на американском и африканском побережьях А. о. возникли первые колонии; первые колониальные державы — Испания и Португалия заняли господствующее положение на А. о. С этого времени А. о. стал важнейшим районом морских сообщений и мировой торговли. В эпоху первоначального накопления капитала по А. о. из Европы на З. к берегам Америки отправлялись каравеллы с отрядами конкистадоров и возвращались, нагруженные серебром и золотом; на Ю. вокруг Африки шли купеческие суда в страны Юж. Азии за пряностями. От берегов Зап. Африки на невольничьих кораблях везли рабов на плантации Вест-Индии. С конца 16 в. первенство на А. о. у слабевшей Испании оспаривали Нидерланды и Англия. К концу 17 — началу 18 вв. Англия потеснила Нидерланды, а в 18 в. и другого своего соперника на море — Францию. В 19 в. в борьбу за господство на А. о. вступают США. В начале 20 в. они добиваются господствующего положения в Западной Атлантике. В восточной части А. о. наиболее прочные позиции к этому времени заняли Великобритания и Франция, которые в результате колониального раздела и передела мира захватили обширные территории на побережье Африки. Накануне 1-й мировой войны грузопотоки А. о. составили до 3/4 мировых морских перевозок. После 2-й мировой войны Великобритании и Франции, а также Нидерландам удалось в условиях крушения колониальной системы империализма сохранить отдельные, главным образом островные, владения в западные части А. о.

  В эпоху империализма резко возросло политическое и стратегическое значение А. о. Он являлся важным морским театром военных действий в период 1-й и 2-й мировых войн. Его стратегическое значение обусловливалось в первую очередь исключительно большой ролью морских перевозок военных грузов (особенно для Великобритании) и войск (главным образом из США), а также необходимостью обороны побережья государств, омываемых А. о. Это определяло деятельность немецкого военно-морского командования, которое во время 1-й и 2-й мировых войн развернуло активные действия подводных лодок и отчасти крейсеров на морских коммуникациях в А. о., что вызвало широкие ответные мероприятия: организация конвоев и противолодочной обороны, активная борьба с подводными лодками и крейсерами противника, постановка минных заграждений и т.п.

  А. о. играет важную роль в военных планах НАТО (см. Организация Североатлантического договора). Во время 2-й мировой войны США приобрели или закрепили свой контроль примерно над 70 млн. км2 акватории А. о. и создали в его бассейне разветвленную систему военно-морских и авиационных, а затем и ракетно-ядерных баз. США распоряжаются (на правах аренды с 1940 сроком на 99 лет) базами на Бермудских, Багамских и Антильских островах; базой Гуантанамо на о. Куба; по соглашению с Испанией и Португалией после 2-й мировой войны созданы американской военной базы в восточной части А. о.: на Азорских и Канарских островах, о. Фернандо-По и на побережье Рио-Муни. Специальные базы для обслуживания атомных подводных лодок с ракетным вооружением построены в Холи-Лох в Шотландии (Великобритания) и Роте (Испания). В Северной Атлантике расположены авиабазы стратегической авиации: Гус-Бей (на полуострове Лабрадор), Кеблавик (в Исландии). На побережье Гренландии, Шотландии, Норвегии и островах Северной Атлантики создана система радиолокационных станций дальнего обнаружения самолётов и ракет. Акватория центральной части А. о. (от ракетодрома на мысе Кеннеди во Флориде в юго-восточном направлении к о. Вознесения) используется США для испытания стратегических межконтинентальных ракет и космических кораблей.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (АТ)"

Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (АТ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора БСЭ БСЭ

БСЭ БСЭ - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (АТ)"

Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (АТ)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.