» » » » БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (АЗ)


Авторские права

БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (АЗ)

Здесь можно скачать бесплатно "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (АЗ)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Энциклопедии. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (АЗ)
Рейтинг:
Название:
Большая Советская Энциклопедия (АЗ)
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (АЗ)"

Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (АЗ)" читать бесплатно онлайн.








  В 1932 основан Союз советских писателей Азербайджана — объединение писателей, стремящихся активно участвовать в социалистическом строительстве, 30-е гг. были периодом роста азербайджанской литературы, всех её жанров: поэзии, драматургии, прозы.

  В стихах Самеда Вургуна отразились характерные черты азербайджанской советской поэзии, её народность, гуманизм и интернационализм («Комсомольская поэма», ч. 1, 1933, «Басти», 1937, и др.). В годы Великой Отечественной войны и после неё выросли талантливые поэты: Н. Бабаев (Хазри), Б. Вахабзаде, Г. Гусейнзаде, Б. Азероглы, К. Касумзаде, А. Кюрчайли, А. Бабаев, И. Сафарли, И. Габил и др.

  Актуальны стихи Сулеймана Рустама — пионера азербайджанской советской поэзии («От печали к радости», 1927; «Два берега», 1949; «Русскому брату», 1964, и др.). Певцом советского строя был поэт Микаил Мюшфик (сборники «Ветры», 1930; «Стихи», 1934). Пролетарским интернационализмом пронизаны стихи Расула Рзы («Иракская тетрадь», «Баллада о негритёнке Вилли» и др.). За поэму «Ленин» (1950) поэту присуждена Государственная премия СССР (1951). Поэзии Расула Рзы присущи философские размышления («Дни испытаний», «Краски», 1962). Высокие моральные качества советских людей воспевает в своих лирических и эпических произведениях Мамед Рагим. Чувством патриотизма проникнуты стихи поэтов О. Сарывелли, А. Джамиля, З. Халила, М. Дильбази, Р. Нигяр. Пафос созидательного труда, дружба народов, борьба за мир и демократию — основные мотивы азербайджанской советской поэзии.

  Азербайджанская советская драматургия развивает богатые традиции национальной и руской драматургии. В драмах Дж. Джабарлы («Невеста огня», «Севиль», опубликованы 1929, «Алмас», пост. 1931; «В 1905 году», пост. 1931) нашли отражение важные вехи истории и современной жизни азербайджанского народа. Джабарлы, показавший рождение и развитие положительного героя, был одним из первых представителей социалистического реализма. М. Ибрагимов, продолжая реалистические традиции Джабарлы, в пьесах «Хаят» (пост. 1935), «Махаббет» (пост. 1942), «Деревенская девушка» (1962) и др. отразил ростки коммунизма в сознании людей. Талантливый комедиограф С. Рахман создал для азербайджанского театра ряд комедий на бытовые темы («Свадьба», пост. 1939; «Счастливцы», пост. 1941; «Ложь», 1966, и др.). Комедии Рахмана обладают сатирической остротой, направлены против рецидивов мещанства, бюрократизма и тунеядства. Репертуар театра обогатил своими историческими героико-романтическими пьесами С. Вургун («Вагиф», 1937; «Ханлар», 1939, «Фархад и Ширин», 1941, и др.). Мехти Гусейн создал исторические пьесы «Низами» (1940), «Джаваншир»; С. Рустам — пьесу «Гачах Наби» (пост. 1940). Злободневностью тематики, лиризмом отмечены пьесы И. Эфендиева «Вешние воды» (пост. 1948), «Семья Атаевых» (1955), «Ты всегда со мной» (1965), комедия Э. Мамедханлы «Ширванская красавица» (1957) и его пьеса «Утро Востока» (1947). Известность получили пьесы И. Касумова («Заря над Каспием», 1951; «Человек бросает якорь», 1965, и др.). Ставятся пьесы Дж. Меджнунбекова, И. Сафарли, Ю. Азимзаде и др.

  Значительны успехи азербайджанской прозы. Романы А. Абульгасана «Подъёмы» (1930), «Мир рушится» (1933), М. С. Ордубады «Тавриз туманный» (1933 — 48), «Подпольный Баку» (1940), Мир Джалала «Манифест молодого человека» (1940), М. Гусейна «Утро» (ч. 1 — 2, 1950 — 53), С. Рагимова «Шамо» (т. 1 — 3, 1931 — 64), П. Макулу «Саттархан» (1953, отд. изд. 1957) и др. отразили переломные моменты в истории азербайджанского народа, вступившего в революционную борьбу за новую жизнь. О самоотверженном труде бакинских нефтяников рассказывают романы М. Гусейна «Апшерон» (1947 — 50) и «Чёрные скалы» (1957). Советской деревне, её трудностям и успехам в социалистическом строительстве посвящены романы С. Рагимова «Сачлы» (1940—48), А. Велиева «Гюльшен» (1949), «В нашем Чичекли» (1951), М. Ибрагимова «Великая опора» (1957, в рус. пер. «Слияние вод», 1958), И. Гусейнова «Самед Амирли» (1960), рассказы И. Эфендиева, повести Б. Байрамова, И. Шыхлы, Ю. Ширвана и др. М. Ибрагимов в романе «Наступит день» (1948) отобразил революционно-освободительную борьбу трудящихся Ирана.

  Тема народного героизма в годы Великой Отечественной войны нашла отражение в романах И. Касумова и Г. Сеидбейли «На дальних берегах» (1954), А. Абульгасана «Война» (кн. 1 — 2, 1947 — 50, кн. 3 — «Бастионы дружбы», 1955—56), С. Велиева «Спорный город» (1957—58, отд. изд. 1962), Г. Абасзаде «Генерал» (1962) и др. О недавнем прошлом азербайджанского народа рассказывают романы Э. Абасова «Зангезур» (1956), Г. Мусаева «Восстание в крепости» (1959) и «Северный ветер» (ч. 1 — 2, 1958—63) и др. Для детей и юношества много пишут М. Сеидзаде, М. Рзакулизаде, Г. Мусаев, Т. Алиев (Эльчин), Х. Хасилов, Х. Алибейли и др. В последние годы стали известны прозаики Анар, Самедоглы, Меликзаде, Максуд и Рустам Ибрагимовы, Айлисли и др.

  Успешно развиваются литературная критика и литературоведение. Известны работы Г. Араслы, М. Арифа, М. Джафара, Дж. Джафарова, Ф. Касимзаде, С. Мумтаза, М. Рафили, А. Султанлы, Дж. Хандана, М. Кулизаде, А. Шарифа, А. Мирахмедова и К. Талыбзаде. Издана 3-томная «История азербайджанской литературы» (1957—60). Созданы монографии об азербайджанских классиках (Низами, Физули и др.), выпускаются труды по истории азербайджанской литературы, публикуются научно-критические тексты памятников народного творчества. Много сделали для ознакомления русских и армянских читателей с лучшими образцами азербайджанской литературы И. Оратовский, А. Плавник, М. Давитян, С. Григорян и др.

  Лит.: Кочарлинский Ф., Литература азербайджанских татар, Тифлис, 1903; Сеидзаде А. А., Мирза Шафи или Боденштедт?, Баку, 1940; Рафили М., Древняя азербайджанская литература, Баку, 1941; Ариф М., Литература азербайджанского народа, Баку, 1958; Касимзаде Ф., Очерки по истории азербайджанской литературы XIX в., Баку, 1962: Курбанов Ш., Этапы развития азербайджано-русских литературных связей в XIX в.. Баку, 1964; его же, Пушкин и Азербайджан, Баку, 1959; Залеман К. Г., Четверостишия Хакани, СПБ, 1875; Вертельс Е.Э., Низами, М., 1956; Араслы Г., Великий азербайджанский поэт Физули, Баку, 1958: Рафили М., М. Ф. Ахундов, Баку, 1957; его же, Мирза Шафи в мировой литературе, Баку, 1958; Джафаров Д ж., Драматургия Ахундова, Баку, 1958: Садыхов М., Писатели-декабристы и Азербайджан, Баку, 1967; Очерк истории азербайджанской советской литературы, М., 1963; Араслыh., XVII—XVIII эср Азэрбаjчан эдэбиjjaты тарихи, Бакы, 1956; Азэрбаjчан эдэбиjjaты тарихи, ч. 1—3, Бакы, 1957—60; Чэфэр М., Азэрбаjчан эдэбиjjaтында романтизм, Бакы, 1963; Ариф М., Сэмэд Вургунун драматуркиjacы, Бакы, 1964; Гулузадэ М., Фузулинин лирикасы, Бакы, 1965; Талыбзадэ К., ХХ эср Азэрбаjчан эдэби тэнгиди, Бакы, 1966; Азэрбаjчан совет эдэбиjjaты тарихи, ч. 1—2; Бакы, 1967.

  М. Ариф.

  XV. Архитектура и изобразительное искусство

  Развитие архитектуры и изобразительного искусства А. отразило его насыщенную политическими и военными потрясениями историю и положение на путях, издревле соединяющих Восток с Западом. Локальные условия исторического бытия на протяжении веков породили самобытность искусства А., определив его специфическое место в художественном наследии Переднего Востока, а общность судеб с соседними и близрасположенными странами способствовала взаимосвязи их художественных культур.

  Памятники искусства А. имеют древнюю историю. К 8—7-му тыс. до н. э. восходят ранние произведения огромной «галереи» наскальных изображений (доходящих до зрелого средневековья) в Кобустане (Беюкдаш, Кичикдаш и др.) с искусно награвированными сценами труда, быта, ритуальных обрядов. Мегалитические и циклопические сооружения в предгорьях Малого Кавказа и на территории Нахичеванской АССР, остатки доисторического жилья (прообраз народного жилища — карадам), материалы раскопок городищ и инвентарь захоронений (зооморфные керамические сосуды, украшения, глиняные и каменные фигурки животных) характеризуют строительство и художественную культуру эпохи энеолита и ранней бронзы. искусство последних веков до н. э. и первых веков н. э., преимущественно северных областей А. (Албании Кавказской), представлено художественными изделиями из металла, мелкой пластикой, расписными чёрнолощёными керамическими и стеклянными сосудами. Сохранились остатки сооружений г. Кабалы, крепости Чирах-Кала (6 в.), а также культовых сооружений, в том числе базиликального храма в с. Кум и круглого храма в с. Лекит (5—6 вв.; булыжный камень, известняк, обожжённый кирпич), вместе со сходными памятниками Армении и Грузии этого времени принадлежащих к закавказскому художественному кругу; интересны руины храмового комплекса в Мингечауре (7 в., кирпич-сырец).

  Арабское завоевание (7 в.) и распространение ислама вызвали появление новых типов сооружений (мечети, минареты, медресе, мавзолеи), а ограничение изображения живых существ определило преимущественное развитие орнаментальных форм декоративного искусства.

  Ослабление (9—10 вв.) Арабского халифата обусловило возникновение множества небольших государств, в городах которых (Барда, Шемаха, Байлакан, Ганджа, Нахичевань и др.) складывались локальные художественные и архитектурные школы. Важнейшие из них — нахичеванская, ширвано-апшеронская, позднее тебризская. Памятники нахичеванской школы поражают великолепием керамического «одеяния» сооружений, первоначально одноцветного, а впоследствии многоцветного. Для ширвано-апшеронской школы традиционен контраст глади каменных стен с пластикой скупо применяемых архитектурных элементов. Лучшим произведениям тебризской школы свойственны парадность архитектурность строя, многообразие приёмов и средств декора.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (АЗ)"

Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (АЗ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора БСЭ БСЭ

БСЭ БСЭ - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (АЗ)"

Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (АЗ)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.