БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (АЗ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (АЗ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (АЗ)" читать бесплатно онлайн.
Э. Абасова.
XVII. Танец. Балет
Процесс возникновения и формирования народного танцевального искусства в А. уходит корнями в глубь веков. Первыми танцами были ритуальные и охотничьи танцы. Сохранились наскальные изображения: «Охотничья сценка», «Силуэты группы танцующих людей», напоминающие древний хоровод «яллы» ( 5 — 3-е тыс. до н. э., Кобустан). Из глубины веков пришли также массовые обрядовые танцы, бытовавшие в народе ещё до недавнего прошлого,— «году-году», «коса-коса», «хыдыр ильяс» и др. В эпоху раннего средневековья из этих обрядовых танцев выкристаллизовываются различные виды народных танцев. При дворах князей и азербайджанских правителей существовали танцевальные ансамбли, славившиеся высоким мастерством танцовщиков.
Азербайджанские народные танцы разнообразны по тематическому содержанию; они делятся на трудовые («чобаны» — «пастушеские»), обрядовые (ритуальные, календарные, свадебные), бытовые («мирзаи», «тураджи»), героические — военные («дженги» — «боевой»), спортивные («зорхана»), хороводно-игровые («яллы», «халай») и другие. Наиболее популярные танцы: «таракяма"—кочевников, "гытгылыда"— хороводный женский, "иннаби», — исполняемый на свадьбах, девичьих вечеринках молодыми женщинами и девушками, «джейран-балла», «яллы» и др.
Азербайджанский народный танец, как правило, трёхчастный: первая часть стремительная, ход по кругу; вторая лирическая, танцовщик как бы застывает на одном месте («сюзма»), корпус строго и горделиво подтянут; третья — опять ход по кругу, стремительный, торжественный, с большим эмоциональным порывом. Женский и мужской танцы резко отличаются друг от друга. Развитие женского танца было обусловлено костюмом: длинная юбка определяла плавность движения ног, всё внимание танцовщицы сосредоточено на разработанной технике рук и верхней части корпуса (плечи, голова, мимика лица и др.). Мужской танец определяет техника ног. Танцовщик с лёгкостью встаёт на пальцы (танец «казахи»), стремительно опускается на колено и т. д. Музыкальный размер азербайджанских танцев — 6/8 и 3/4. Для женского танца наиболее характерен 3-дольный размер, а для мужского 2-дольный. Танцы обычно исполняются под аккомпанемент народных инструментов: трио зурначей (две зурны и одна нагара), трио сазандари (тар, кеманча, бубен) и др.
После установления в республике Советской власти (1920) народный танец обогатился новым содержанием, отражающим духовный мир, идеологию, трудовую деятельность нового человека («танец хлопкоробов», «урожайный танец», «танец рыбаков», «космический танец» и др.). Наряду со стремлением сохранить старинные женские танцы («мирзаи», «узундара») создаются новые. Так, на музыку песен «Басти» Г. Гусейнли и «Сурайя» С. Рустамова поставлены танцы девушек, приобрели популярность молодёжные танцы (совместно юноши и девушки) и др.
Первый профессиональный танцевальный коллектив в А. был создан в 1938 на базе самодеятельности. Этот ансамбль остаётся ведущим профессиональным танцевальным коллективом республики. Ансамбль выступает с разнообразным репертуаром, состоящим из старинных и современных народных танцев. Его деятельность связана с пропагандой танцевального искусства как в республике, в СССР, так и за рубежом. Среди ведущих исполнителей народный артист Азербайджанской ССР А. Дильбази, А. Абдуллаев, Б. Мамедов; заслуженный артист Азербайджанской ССР Р. Джалилова и др.
В 1959 в А. был создан девичий самодеятельный танцевальный ансамбль «Чинар» («Платан») под руководством А. Дильбази. Вскоре коллектив стал профессиональным народным ансамблем.
Б. Х. Гусейнли.
Зарождение современного профессионального балетного искусства связано с развитием национальной оперы и оперетты. С 1908 в театрах Баку ставились национальные оперы и музыкальные комедии, в которых исполнялись хореографические номера. Отдельно ставились сцены из классических балетов («Лебединое озеро» Чайковского, «Жизель» Адана). В сезон 1924—25 создан Театр оперы и балета (ныне Азербайджанский театр оперы и балета им. М.Ф. Ахундова). В репертуаре театра 20—30-х гг. балеты П.И. Чайковского, А.К. Глазунова, Л. Минкуса, Б.В. Асафьева, Р.М. Глиэра и др. В 1940 поставлен первый национальный балет «Девичья башня» А. Бадалбейли, затем «Гюльшен» С. Гаджибекова (1950), «Семь красавиц» (1952) и «Тропою грома» (1960) К. Караева, «Легенда о любви» А. Меликова (1962), «Лебединое озеро» Чайковского (1963), «Спартак» Хачатуряна (1967) и др. Балетную труппу театра возглавляет народный артист СССР Г. Алмасзаде. В числе ведущих артистов балета: народный артист СССР Л. Векилова; заслуженные артисты Азербайджанской ССР М. Мамедов, Р. Ахундова, Р. Измайлова, Ч. Бабаева; арт. Т. Ширалиева и др.
С 1933 функционирует Государственное хореографическое училище.
Лит.: Азербайджанские народные танцы, Баку, 1959.
К.А. Касимов.
XVIII. Драматический театр
Истоки театрального искусства азербайджанского народа — в древнейших народных празднествах и плясках. Элементы театральности содержались во многих видах народного творчества, сопровождавшего трудовые процессы. Были они и в календарных празднествах («новруз» — наступление весны, «кевседж» — подготовка к зиме) и в обрядах («году-году» — призывание солнца в ненастные дни и дождя в дни засухи) и др.
Первичные формы театральных представлений связаны с синкретическим творчеством ашугов; к ним относятся также коллективный мужской танец «яллы», выступления канатоходцев, фокусников (кяндирбазов), представления дервишей и др. С давних времён получили распространение представления азербайджанского народного театра — оюн и тамаша, из которых наиболее известны: «Кечал-пехлеван» («Плешивый богатырь»), «Кафтаркос» («Гиена»), «Марал оюну» («Оленья игра»), «Хан-хан» («Повелитель-судья»), «Тапдыг-чобан» («Пастух Тапдыг»), «Тенбель гардаш» («Брат-лентяй»), «Коса-коса» (игра в масках) и др. Древнейшим явлением театральной культуры А. был кукольный театр «Килим-арасы» («Из-за ковра»), представления которого высмеивали уродливые стороны быта, обличали социальное неравенство, несправедливость. В средние века возник и в дальнейшем получил широкое распространение азербайджанский религиозно-мистериальный театр, отражавший в своих представлениях («Шабих») идеологию феодального общества.
Воздействие прогрессивной культуры и искусства русского народа, усилившееся в начале 19 в. с присоединением Северного А. к России, способствовало возникновению профессионального театра в А. Основой развития национального театра стала драматургия родоначальника азербайджанской реалистической литературы, выдающегося писателя и драматурга М. Ф. Ахундова. Некоторые из его комедий были поставлены на русском языке ещё при жизни драматурга в Петербурге (1851) и Тифлисе (1852). В 1873 в Баку состоялись первые представления комедий Ахундова «Гаджи Кара» («Приключение скряги») и «Везир Ленкоранского ханства» (на азербайджанском языке), в которых участвовали видный общественный деятель Г. Зардаби и его ученики — будущие драматурги Н.Ф. Везиров, А. Адигезалов и др. Эта дата считается датой возникновения азербайджанского профессионального драматического театра.
К концу 19 в. спектакли на азербайджанском языке ставились во многих городах А. — в Гандже, Шуше, Шемахе, Нахичевани и др. Последователи Ахундова, выдающиеся азербайджанские просветители, драматурги Н.Ф. и Г. Везировы, Н.Н. Нариманов, А.Б. Ахвердов, С.С. Ахундов, Дж. Мамедкулизаде, У. Гаджибеков и др. были также активными организаторами театральных постановок. В репертуар азербайджанского дореволюционного театра входили пьесы этих авторов, включались также произведения русских (Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой) и западно-европейских (У. Шекспир, Мольер, Ф. Шиллер) драматургов. Драматургия А. 19 в. («Горе Фахреддина» Н.Ф. Везирова, «Разорённое гнездо», «Несчастный юноша», «Волшебница пери» Ахвердова и др.) была проникнута просветительскими и демократическими идеями, разоблачала нравы патриархально-феодального общества, религиозный фанатизм.
Огромное влияние на развитие азербайджанского театра оказала русская Революция 1905—07. В это время возникали новые театр, коллективы — «Товарищество мусульманских драматических артистов», труппа «Гамийет» («Содействие»), просветительного общества «Ниджат» («Спасение»), «Сафа» («Чистота») с театральными секциями при них, расширялся круг драматургов, актёров, возрастало значение театра в культурной жизни А. Значительный вклад в развитие театра внесли выдающиеся актёры Г. Араблинский, Дж. Зейналов и др.
После установления Советской власти в А. (1920) были созданы условия для подлинного расцвета азербайджанского театра. Правительство Азербайджанской ССР национализировало театры, объединило разрозненные театральные труппы. В 1920 был создан Объединённый государственный театр, ныне Азербайджанский театр им. М. Азизбекова, деятельность которого отражает развитие национальной театральной культуры Советского А. Значительное влияние на развитие азербайджанской советской драматургии и театра оказало творчество Гусейна Джавида, Дж. Джабарлы. Опираясь на лучшие национальные традиции, театр систематически обращался к постановке мировой классики, разрабатывал в сотрудничестве с азербайджанскими драматургами значительные темы современности. Работа над пьесами «Невеста огня», «Севиль», «Алмас», «В 1905 году», «Яшар» Дж. Джабарлы, отразившими пафос революционной борьбы и торжество социалистической революции, была важнейшим этапом в творчестве театра. В 1930 театр выступал на Всесоюзной олимпиаде национальных театров в Москве, где высокое признание получили драматургия Дж. Джабарлы и мастерство актёров А.М. Шарифзаде, У. Раджаба, М.А. Алиева, С. Рухуллы и др. В 30 — 40-е гг. театр поставил спектакли, разнообразные по жанру и стилю: «Князь» и «Сиявуш» Гусейна Джавида: «Хаят» М. Ибрагимова: «Вагиф», «Ханлар», «Фархад и Ширин» С. Вургуна; «Гачах Наби» С. Рустама; а также «Гроза» Островского, «Гибель эскадры», «Платон Кречет» Корнейчука, «Отелло», «Макбет» Шекспира и др. В годы Великой Отечественной войны героическую борьбу советского народа, его патриотизм отражали спектакли: «Вэфа» Расула Рзы, «Месть» З. Халила, «Львиное логово» М.Г. Тахмасиба и др. Оптимизмом были проникнуты постановки последующих лет: «Утро Востока» Э. Мамедханлы, «Светлый путь» И. Эфендиева, «Айдынлыг» С. Рахмана и др. В 50—60-е гг. театр стремился к созданию спектаклей, отражающих трудовые подвиги и будни советских людей, проблемы морали и нравственности, коммунистического воспитания молодого поколения: «Бухта Ильича» Д. Меджнунбекова, «Глазной врач» И. Сафарли, «На дальних берегах» Г. Сеидбейли и И. Касумова, «Пламя» М. Гусейна, «Деревенщина» М. Ибрагимова, «Ты всегда со мной» И. Эфендиева, «Без тебя» Ш. Курбанова и др. Театр постоянно обращается к русской и западно-европейской классике — «Живой труп» Л.Н. Толстого, «Антоний и Клеопатра», «Гамлет» Шекспира и др.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (АЗ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (АЗ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (АЗ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (АЗ)", комментарии и мнения людей о произведении.