БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (БА)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (БА)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (БА)" читать бесплатно онлайн.
Б. т. возник в 14 в. в Италии в силу благоприятных условий (разнообразной общественной жизни развивающихся городов). Здесь происходит теоретическая разработка правил Б. т. Затем Б. т. распространился во Франции. В 16—17 вв. Франция становится законодательницей Б. т.
Первоначально Б. т. не имел четко установленной формы. Преобладали т. н. низкие танцы (басседансы) с поклонами, реверансами, салютами, часто в виде шествий со свечами и факелами, сопровождаемые пением самих танцующих или игрой на лютне, флейте, тамбурине, арфе, трубе. Через искусство жонглёров и труверов на балы проникали народные танцы, соответственно приспособлявшиеся к чопорности и этикету двора и аристократии. Обычно танцы объединялись: например, эстампида или басседанс с сальтареллой, павана с гальярдой и т. д. Большой популярностью в Италии и особенно во Франции пользовались французский Б. т. бранль, а также вольта (14—16 вв.).
В 17 в. Б. т. распространился по всей Европе. В каждой из стран он приобретал различные оттенки, национальную стилистику, обогащался и непрерывно видоизменялся. Популярными Б. т. становятся бурре , гавот , аллеманда , чаконна, жига , сарабанда . Господствующее положение занимал менуэт . В 1661 в Париже была основана Академия танца, которая регламентировала стиль и манеру исполнения Б. т. (парадность, запрещение импровизации, соблюдение определ. порядка в зависимости от ранга танцующих и др.). Б. т. обучаются у специальных учителей или в школах танца.
В 18 в. получили распространение новые, более свободные танцы: паспье, мюзет, ригодон, контрданс, экоссез, лендлер. В 1715 в Париже состоялся первый общественный платный бал. Такие балы приобретают большую популярность (например, в 1797 в Париже состоялось 684 публичных бала). В 1768 в Париже было открыто первое специальное помещение для Б. т.
Великая французская революция оказала значительное воздействие на общественную и культурную жизнь всей Европы, в том числе и на Б. т. Социально-общественные изменения, внесённые Французской революцией, способствовали развитию многих массовых Б. т. 19 в., ритмически живых и естественных: тампет, матредур, большое число разновидностей французских кадрилей, вальс с его многочисленными вариантами и др. Повсеместное распространение получают танцы лансье , лендлер , галоп , канкан и, наконец, полька , мазурка , полонез . С середины 19 в. самым популярным Б. т. становится вальс , вытеснивший гавот и менуэт. История вальса неразрывно связана с творчеством венских композиторов И. Штрауса-отца , И. Ланнера, И. Штрауса-сына.
В конце 19 — начале 20 вв. значительное влияние на развитие Б. т. начинают оказывать страны Сев. и Юж. Америки. Появляются танцы: вальс-бостон, ту-степ , уан-степ, блюз , фокстрот , квик-степ, чарл-стон и др.
Для развития Б. т. в России большое значение имели учрежденные по повелению Петра I ассамблеи (1718), которые можно считать первыми русскими балами.
Под влиянием петровских указов Б. т. получил в России широкое распространение и к середине 18 в. входил как обязательный предмет в программу многих учебных заведений.
Расцвет русского балета повлиял на бытовой танец в России, особенно в конце 19 — начале 20 вв. Бытовой танец всегда обогащал балетный театр. В свою очередь многие Б. т., создаваемые в эти годы артистами русского балета, несли в себе элементы и стилистические особенности классического и народно-сценического танца. Именно в эти годы были созданы такие танцы, как падеграс (Е. Иванов), падетруа (А. Бычков), падепатинер (Н. Яковлев и Н. Гавликовский), па д’эспань (А. Царман) и др.
Среди советских Б. т. сохраняются лучшие танцы старой русской бальной школы, а также вальс, мазурка, полька, краковяк. Появляются новые танцы: молдавская полька, полянка, качели, ёлочка, инфиз, тер-ри-кон, русская лирическая, рид-рито, казанова, леста, каблучки, вечерний ритм и др. Распространены также фокстрот, танго, медленный вальс, новые зарубежные танцы: твист, сиртаки, лимбо, и-ха-ха, хали-гали, шейк и др. Этот перечень не является стабильным и время от времени пополняется новыми танцами.
Для современных Б. т. характерно импровизационное исполнение, когда танцующие, зная основные элементы танца, свободно варьируют ими (в отличие от танцев определённой композиции — миньон, падекатр, хали-гали). Импровизационные танцы были известны и раньше (мазурка, вальс, чарльстон), но со 2-й половины 20 в. интерес к импровизационным танцам значительно возрос. Большинство заруб. и сов. танцев 60-х гг.— танцы свободной композиции (зарубежные — липси, твист, редлав; советские — казанова, дружба и др.).
Б. т. могут быть разделены на парные и массовые. В отличие от парного танца (блюз, чардаш, шейк), массовые танцы исполняются группой танцующих, образующих круг или линию (летка-енка, сиртаки и др.). В массовых танцах каждый исполнитель не имеет определённого партнёра по танцу.
Для Б. т. 50—60-х гг. характерны частая смена модных танцев, возрастающая роль группового массового танца, появление (за рубежом) танцев образно-тематического характера (уош — стирка, манки — обезьяна, мешт потейтос — мять картошку и др.), отказ от ограничений, определяющих и устанавливающих положения или движения рук в танце, исполнение танца на расстоянии (в отличие от традиционного для парного Б. т. «положения в паре»).
Лит.: Ивановский Н. П., Бальный танец. XVI—XIX вв., Л.—М., 1948; Васильева-Рождественская М. В., Историко-бытовой танец. (Учебное пособие), М., 1963; Вie О., Der Tanz, 3 Aufl., В., 1925; Sachs С., Eine Weitgeschichte des Tanzes, B., 1933; англ. пер. — N. Y., 1937; L., 1938; франц. пер. — Р., 1938; Conte P., Les arts dynami-ques: la danse et ses lois. Р., 1952.
Л. С. Школьников, С. П. Панкратов.
Бальсас
Ба'льсас (Balsas), река в Мексике. Длина 724 км, площадь бассейна 113,1 тыс. км2 . Берёт начало в южной части Мексиканского нагорья, на всём протяжении протекает в горах, в верхнем течении называется Атояк, в среднем — Мескала. Впадает в Тихий океан. Отличается быстрым течением, в русле — многочисленные пороги и стремнины. Основные притоки слева — Мистеко, Тлапанеко, справа — Нехапа, Куцамала, Такам-баро, Тепалькатепек. На Б. — г. Пуэбла.
Бальсис Эдуардас
Ба'льсис Эдуардас (р. 20.12.1919, г. Николаев), советский композитор и общественный деятель, народный артист Литовской ССР (1965). В 1950 окончил консерваторию в г. Каунасе (класс А. Рачюнаса), в 1953 — аспирантуру при Ленинградской консерватории (класс В. В. Волошинова). Автор балета «Эгле — королева ужей» (1960, Литовский театр оперы и балета, Вильнюс), произведений для симфонического оркестра, концертов для скрипки, «Драматических фресок» для скрипки, фортепиано и оркестра (1965), камерных произведений, песен, музыки к фильмам. С 1953 преподаёт композицию (с 1959 заведующий кафедрой) в Литовской консерватории (Вильнюс), председатель правления Союза композиторов Литвы (1962). Депутат Верховного Совета Литовской ССР 6-го и 7-го созывов. Награжден орденом «Знак Почёта».
Бальфур Артур Джеймс
Ба'льфур (Balfour) Артур Джеймс (25.7.1848, Уиттинджем, — 19.3.1930, Фишер-Хилл, графство Суррей), английский государственный деятель, лорд с 1922, один из лидеров Консервативной партии. В 1887—91 министр по делам Ирландии, проводил политику жестоких репрессий против ирландского национально-освободительного движения. В 1891—92 и в 1895—1902 министр финансов. В 1902—05 премьер-министр. Правительство Б. поддерживало Японию в русско-японской войне 1904—05. Оно заключило соглашение с Францией (1904), ставшее основой Антанты . В 1915—16 Б. морской министр, в 1916—19 министр иностранных дел. Явился автором т. н. «декларации Б.» (ноябрь 1917) о создании еврейского «национального очага» в Палестине, отражавшей стремление британского империализма к сохранению господства на Бл. Востоке. С марта 1918 активно участвовал в осуществлении антисоветской интервенции. В 1919—22 и 1925—29 входил в состав правительства. Возглавлял английскую делегацию на Вашингтонской конференции 1921—22 .
Лит.: Young К., A. J. Balfour..., L., [1963]; J udd D., Balfour and the British empire, L.—N. Y., 1968 (библ.).
Бальфур Фрэнсис Мейтленд
Ба'льфур (Balfour) Фрэнсис Мейтленд (10.11.1851, Эдинбург, — 19.7.1882), английский зоолог и эмбриолог, член Лондонского королевского общества (1878). С 1876 работал в Кембриджском университете, с 1882 профессор, руководил кафедрой морфологии животных. Б. развивал эволюционное направление в эмбриологии; ему принадлежат: исследование о развитии пластинчатожаберных (акуловых) рыб, очерки из морфологической лаборатории в Кембридже и одно из первых руководств по сравнительной эмбриологии. Трагически погиб в Швейцарских Альпах.
Соч.: A monograph on the development of Elasmobranch fishes, L., 1878; A treatise on comparative embryology, v. 1—2, L., 1880—81; The works, v. 1—4, L., 1885.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (БА)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (БА)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (БА)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (БА)", комментарии и мнения людей о произведении.