БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (БА)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (БА)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (БА)" читать бесплатно онлайн.
Соч.: В рус. пер. — Избранное, М., 1945; Избранное, М., 1948; Стихи и поэмы, М., 1949; Избранное, М., 1954; Стихи и поэмы, М., 1957; Итальянские встречи, М., 1963; Полет сквозь бурю, М., 1967.
Лит.: Тарасенков А., Микола Бажан, М., 1950; Крижанвський С., Микола Бажан, К., 1954; Hicoнецький П., Микола Бажан, К., 1959; Адельгейм Е., Микола Бажан, К., 1965.
С. А. Крыжановский.
М. Бажан. "Полет сквозь бурю". Москва, 1967. Илл. О. Г. Верейского.
М. Бажан.
Бажанов Юрий Павлович
Бажа'нов Юрий Павлович [р. 10(23).4.1905, г. Казатин Киевской губернии], маршал артиллерии (1965). Член КПСС с 1929. Родился в семье железнодорожника. В 1920 добровольно вступил в Красную Армию. Окончил Киевскую артиллерийскую школу (1926) и Артиллерийскую академию (1936). В 1938—42 начальник 1-го Московского артиллерийского училища. В 1942—44 начальник оперативной группы гвардейских миномётных частей Северо-Западного и 1-го Прибалтийских фронтов. В августе 1944 — марте 1945 заместитель командующего артиллерией 1-го Прибалтийского фронта по гвардейским миномётным частям, в марте — августе 1945 командующий артиллерией армии. После войны с 1949 командующий артиллерией Приморского военного округа. Окончил Военную академию Генштаба (1953), затем командовал артиллерией Дальневосточного военного округа. С 1955 начальник Военно-инженерной радиотехнической академии ПВО имени маршала Советского Союза Говорова. Награжден 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Кутузова 1-й степени, орденом Суворова 2-й степени и Кутузова 2-й степени, 2 орденами Красной Звезды и медалями.
Ю. П. Бажанов.
Баженов Александр Николаевич
Баже'нов Александр Николаевич [23.8(4.9).1835, Городищи Пензенской губернии, — 30.9(12.10).1867, Москва], русский театральный критик и переводчик. Окончил словесное отделение Московского университета (1859). Регулярно помещал статьи и рецензии о московском театре в петербургских (с 1859) и московских (с 1861) периодических изданиях. В 1864 основал в Москве и до конца жизни редактировал театральную газету «Антракт». Б. боролся за очищение русской сцены от переводной буржуазной мелодрамы и утверждение на ней лучших пьес русской драматургии и высокой классики (особенно произведений У. Шекспира). Работы Б. касались различных сторон театрального дела, однако в центре внимания критика всегда был актёр (разборы игры А. Е. Мартынова, П. М. Садовского, С. В. Шумского, В. И. Живокини, В. В. Самойлова, Г. Н. Федотовой и др.). Б. переводил и публиковал работы Г. Э. Лессинга, И. В. Гёте, Аристотеля, Г. Гервинуса и других авторов о театре. Деятельность Б. способствовала повышению общей культуры русского театра.
Соч.: Сочинения и переводы А. Н. Баженова, тт. 1—2, М., 1869.
Лит.: Кугель А., Два критика, в его кн.: Театральные портреты, Л.—М., 1967; Зилов М., Александр Баженов и его «Антракт», «Театр», 1965, № 2.
Баженов Василий Иванович
Баже'нов Василий Иванович [1(12).3.1737 или 1738, с. Дольское, близ Малоярославца (по другим данным — Москва), — 2(13).8.1799, Петербург], русский архитектор, рисовальщик, теоретик архитектуры и педагог; представитель классицизма. Родился в семье дьячка. Учился: в Москве у Д. В. Ухтомского (1753—55) и в Московском университете (1755); в Петербурге — у С. И. Чевакинского (с 1756), в АХ (1758—60) у А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлен-Деламота; как пенсионер петербургской АХ — в Школе изящных искусств в Париже (1760—62) у Ш. де Вайи. В 1762—64 посетил Италию, где был избран профессором Академии св. Луки в Риме и членом АХ в Болонье и Флоренции. С 1765 академик, в 1799 вице-президент петербургской АХ.
Б. первым из русских архитекторов стал мыслить постройку в её связи с окружением, как объёмную композицию, активно организующую пространство города. Широтой градостроительного замысла отмечен его проект (1767—75) дворца для Московского Кремля (с одновременной реконструкцией всего ансамбля и Красной площади). Этим проектом Кремль превращался в грандиозный общественный форум с главной овальной площадью, к которой сходились основные радиальные улицы Москвы. Связь Кремля с городской застройкой усиливалась и выносом главного фасада дворца (заложен в 1773; деревянная модель — в Научно-исследовательском музее архитектуры им. А. В. Щусева в Москве) на линию кремлёвских стен. Вместе с тем мощный рустованный цоколь дворца и торжественная колоннада в высоту двух верхних этажей должны были скрыть за собой древние постройки Соборной площади, что существенно нарушило бы традиционный облик Кремля. В 1775 воплощение проекта было прервано из-за нежелания Екатерины II возвеличивать Москву. Это явилось для Б. тяжёлым ударом. Но частично свои градостроительные идеи Б. удалось осуществить в доме Пашкова в Москве (1784—86; ныне старое здание Библиотеки СССР имени В. И. Ленина ). Б. перерабатывает традиционную схему застройки усадьбы, ставя в один ряд на краю холма, противоположного Кремлю, центральное увенчанное бельведером здание и связанные с ним флигеля (которые в других постройках обычно выступают вперёд), что придаёт застройке городской облик. Вместо курдонёра (парадного двора) создан сад; главный вход помещен со стороны небольшого двора с парадными воротами, которому придан характер курдонёра с воронкообразно раскрывающимся пространством. Дом Пашкова не только достойно соседствовал с Кремлём, но и определил масштаб трёх улиц, на которые выходят его фасады. В доме Пашкова, как и в других московских постройках Б. (дом Долгова на 1-й Мещанской, ныне проспекте Мира, 1770; колокольня и трапезная церкви Всех скорбящих на Б. Ордынке и дом Юшкова на Мясницкой, ныне ул. Кирова, 1780-е гг.), праздничное богатство пластической разработки фасадов сочетается с гармонически ясной и логически продуманной соразмерностью всех частей здания. Благодаря мастерскому использованию цвета и фактуры материалов (камня, штукатурки, гипса) возникают утончённая живописность, сложная игра света и тени. Увлечение псевдоготикой, характерное для ряда архитекторов 2-й половине 18 в. и впервые проявившееся у Б. в увеселительных строениях на Ходынском поле в Москве (1774—75, известны по рисункам М. Ф. Казакова), вскоре перерастает в поиски им нового стиля; в архитектуре романтического по духу садово-паркового ансамбля в Царицыне (1775—85), а также усадебной церкви в Быкове под Москвой (1782—89) фантастически переработанные элементы древнерусского и готического зодчества своеобразно сочетаются с ордерными пропорциями. В планировке Царицына с её элементами классицистической чёткости тонко учтен рельеф местности: здания живописно расположены на разных уровнях. Белокаменный псевдоготический декор, зрительно облегчающий и пластически обогащающий сооружения из красного кирпича, придаёт им приветливость и нарядность; сочетание сложных по конфигурации помещений создаёт неожиданные контрастные эффекты при переходе из одного помещения в др. Постройки в Царицыне остались незавершёнными, поскольку Екатерина II враждебно отнеслась к ним при их осмотре на месте. В проекте Михайловского замка в Петербурге (1792—96; строили в 1797—1800 В. Ф. Бренна и Е. Т. Соколов), создавая по воле Павла I комплекс, отделённый каналами от города, Б. всё же сумел связать замок с городом, вынеся павильоны на линию Инженерной улицы. Б. одним из первых преодолел ограниченность теорий классицизма и дал высокую оценку отдельным памятникам средневекового зодчества, постоянно акцентировал историческое значение и общественное призвание русской архитектуры. Под редакцией Б. был издан русский перевод Витрувия . Б. — создатель архитектурной команды и школы при Экспедиции кремлёвского строения, где работали М. Ф. Казаков, К. И. Бланк, И. В. Еготов, Е. С. Назаров.
Соч.: Краткое рассуждение о Кремлёвском строе нии (ЦГИАЛ, фонд Академии художеств, 1770, дело 26, бумаги Баженова Каржавина); Слово на заложение Кремлёвского дворца, в кн.: Сумароков А. С., Полн. собр. всех соч., ч. 2, 2 изд., М., 1787; Мнения... о Кремлёвской перестройке, в кн.: Архитектурный архив, в. 1, М 1946, с. 119—121.
Лит.: Михайлов А.И., Баженов, М., 1951; Ильин М. А. , Баженов, М., 1954; История русского искусства, М., 1961, с. 85-129.
И. М. Глозман, О. В. Мамонтова.
В. И. Баженов.
В. И. Баженов. Проект перестройки Московского Кремля. 1767—75. План. Исторический музей. Москва.
В. И. Баженов. Деревянная модель Кремлёвского дворца в Москве (фрагмент). 1773. Научно-исследовательский музей архитектуры им. А. В. Щусева. Москва.
В. И. Баженов. «Хлебные ворота» в Царицыне (Москва). Между 1779 и 1787.
Бажин Николай Федотович
Ба'жин Николай Федотович (псевдоним Холодов, Серый) [23.6(5.7).1843, Вятка, — 3(16).10.1908, Свияжск Казанской губернии], русский писатель. Родился в семье офицера. Учился в Воронежском кадетском корпусе. Сотрудничал в журналах «Русское слово» и «Дело». Автор повестей «Степан Рулёв» (1864), «Чужие меж своими» (1865), «Житейская школа» (1865), «Три семьи» (1865), романа «История одного товарищества» (1869) и др. Б. — писатель-демократ, герои его произведений — разночинцы, готовящие себя к общественной борьбе.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (БА)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (БА)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (БА)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (БА)", комментарии и мнения людей о произведении.