БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (БЕ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (БЕ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (БЕ)" читать бесплатно онлайн.
Белореченский
Белоре'ченский, посёлок городского типа в Лутугинском районе Ворошиловградской области УССР, в 4 км от железнодорожной станции Сборная (на линии Родаково — Лихая). 9,1 тыс. жителей (1969). Добыча угля, обогатительная фабрика.
Белоречка
Белоре'чка, посёлок городского типа в Свердловской области РСФСР, в 9 км к З. от железнодорожной станции Нейво-Рудянская (на линии Нижний Тагил — Свердловск). 1,6 тыс. жителей (1968). Электротехнический завод.
Белоруссия
Белору'ссия, см. Белорусская Советская Социалистическая Республика .
Белорусская гряда
Белору'сская гряда', полоса грядово-холмистого рельефа на С.-З. БССР. Протягивается с З. — Ю.-З. на В.— С.-В. на расстояние около 500 км. Состоит из отдельных возвышенностей: Гродненской, Волковысской, Новогрудской, Минской (наиболее высокая — до 345 м ). Оршанской, Витебской и др. Сложена моренными суглинками, частично водно-ледниковыми наносами.
Белорусская железная дорога
Белору'сская железна'я доро'га, образована в мае 1953. Управление в Минске. Пролегает в основном по территории БССР (свыше 97%) и частично по территории УССР и Литовской ССР. Дорога граничит с Октябрьской железной дорогой (станции Алеща и Езерище), с Прибалтийской железной дорогой (станции Бигосово, Гудогай, Пабраде, Поречье и Стасилаи); с Московской железной дорогой (станции Закопытье, Заольша, Красное, Сураж и Шестеровка); с Юго-Западной железной дорогой (станции Новобелицкая, Овруч и Тереховка) и Львовской железной дорогой (станции Вербка и Лунинец). На западе Б. ж. д. подходит к государственной границе СССР и граничит с польскими железными дорогами (станции Лососна, Берестовица, Свислочь, Высоко-Литовск и Брест). Эксплуатационная линия Б. ж. д. в современных (1970) границах — 5400 км, или 4% от протяжённости всей сети железных дорог СССР. Б. ж. д. связывает районы Северо-Запада и Прибалтики с районами Юго-Запада, Донбасса и Приднепровья, а также обеспечивает транспортные связи СССР с ПНР и ГДР.
Основные направления Б. ж. д. — старейшие на сети. Так, линия Смоленск — Минск — Брест закончена строительством в 1871, линия Гомель — Лунинец — Брест — в 1882—86; Вильнюс — Минск — Гомель — в 1873, Невель — Полоцк — Молодечно — Волковыск — в 1906. За годы Советской власти построены: Лепель — Орша — Кричев — Сураж, Шестеровка — Могилёв — Осиповичи, Барановичи — Слуцк.
В период Великой Отечественной войны 1941—45 и оккупации БССР немецко-фашистскими захватчиками железнодорожное хозяйство республики было разрушено, однако уже к 1950 Б. ж. д. была в основном восстановлена.
В 1969 грузооборот Б. ж. д. составил свыше 46 млрд. т·км, или ок. 2% от сетевого. Более половины грузооборота Б. ж. д. освоено тепловозной тягой. Б. ж. д. преимущественно транзитная. В общем объёме грузооборота транзит составляет 56%, ввоз 22%, вывоз 7% и местное сообщение 15%. Во ввозе преобладают уголь, металлы, стройматериалы, отдельные виды нефтепродуктов, продукция лёгкой и пищевой промышленности, хлебные грузы, в вывозе — в основном автомобили, тракторы, нефтегрузы, продукция сельского хозяйства. В местном сообщении по железным дорогам преимущественно перевозят строительные грузы, торф, лесоматериалы, продукты сельского хозяйства. Грузонапряженность Б. ж. д. относительно невелика — примерно 7,8 млн. т. км/км, что вдвое меньше среднесетевой, однако отдельные участки железной дороги (Тереховка — Гомель — Минск — Гудогай; Орша — Минск — Брест; Закопытье — Гомель — Брест и др.) имеют большую грузонапряженность. Наиболее крупные пункты отправления и прибытия грузов: Полоцк, Брест, Витебск, Могилёв, Калий, Лососна, Кричев.
Б. ж. д. осуществляет интенсивные пассажирские перевозки как во внутриреспубликанском, так и в транзитном сообщении между районами Прибалтики и Северо-Запада с Южными и Юго-Западными районами страны. В сообщениях через Брест ежегодно увеличиваются международные пассажирские перевозки. Общий пассажирооборот в 1969 составил 6,7 млрд. пасс. -км, или 2,6% от сетевого. В нём транзит составляет 26%. Большой удельный вес занимают пригородные перевозки пассажиров (20%).
Г. С. Райхер.
Белорусская железная дорога, схема.
Белорусская крестьянско-рабочая громада
Белору'сская крестья'нско-рабо'чая грома'да (БКРГ), Беларуская сялянска-рабочая грамада, массовая революционно-демократическая национально-освободительная легальная организация трудящихся в Западной Белоруссии в 1925—27. Организована в условиях тяжёлого социального и национального гнёта с целью освобождения Западной Белоруссии из-под власти буржуазно-помещичьей Польши. В июне 1925 депутаты польского сейма от Западной Белоруссии Б. Тарашкевич, С. Рак-Михайловский, П. Метла и П. Волошин под влиянием компартии Западной Белоруссии порвали отношения с так называемой белорусской национальной фракцией польского сейма (Белорусский посольский клуб), стоявшей на буржуазно-националистических и соглашательских позициях, и образовали ядро БКРГ. Компартия Западной Белоруссии оказала им помощь в организации работы. Несмотря на репрессии со стороны правительства Ю. Пилсудского, БКРГ к середине 1926 превратилась в массовую организацию. В январе 1927 насчитывалось более 2 тыс. первичных организаций (около 120 тыс. чел.). БКРГ объединяла трудящихся крестьян, которые составляли её большинство, а также рабочих, городскую бедноту и прогрессивную часть интеллигенции. Председателем ЦК Громады был Б. Тарашкевич, секретарём — М. Бурсевич. Программа БКРГ содержала требования: самоопределение Западной Белоруссии и объединение всех белорусских земель в республике крестьян и рабочих, создание крестьянско-рабочего правительства и установление демократических свобод; конфискация помещичьих и церковных земель, переход всех этих земель в собственность государства и раздел их между беднейшими крестьянами и батраками; поощрение сбытовой и производственной кооперации; установление 8-часового рабочего дня и введение рабочего контроля над производством и др. Компартия Западной Белоруссии использовала легальное положение Громады для развития массового революционного движения. БКРГ провела ряд крупных политических выступлений и многолюдных собраний трудящихся: за освобождение политзаключённых, за создание белорусских школ, против налогового гнёта, организовала стачки и выступления крестьян. В конце марта 1927 БКРГ была разгромлена правительством Пилсудского, сотни её активистов арестованы.
Лит.: Борьба трудящихся Западной Белоруссии за социальное и национальное освобождение и воссоединение с БССР. Документы и материалы в 2-х тт., т. 1 (1921—1929 гг.), Минск, 1962; Революционный путь компартии Западной Белоруссии (1921—1939 гг.), Минск, 1966; Палуян В. А., Беларуская сялянска-рабочая грамада, Miнск, 1967.
В. А. Полуян.
Белорусская операция 1944
Белору'сская опера'ция 1944, одна из крупнейших стратегических операций Великой Отечественной войны 1941—45, проведённая 23 июня — 29 августа. Белорусский выступ, образовавшийся в результате продвижения советских войск на полоцком и ковельском направлениях зимой 1944, имел важное значение в системе вражеской обороны, т.к. прикрывал кратчайшие пути к границам Германии. Для удержания выступа противник привлек войска правого фланга 16-й армии группы армий «Север», группу армий «Центр» (3-я танковая, 4-я, 9-я и 2-я армии; командующий генерал-фельдмаршал Э. Буш, с 28 июня генерал-фельдмаршал В. Модель) и левофланговые соединения 4-й танковой армии группы армий «Северная Украина» — всего 63 дивизии и 3 бригады (свыше 800 тыс. чел. без учёта тыловых частей, около 10 тыс. орудий, 900 танков и штурмовых орудий, свыше 1300 самолётов). Противник занимал заранее подготовленную и хорошо организованную оборону, которая опиралась на развитую систему полевых укреплений и естественные рубежи, в том числе крупные реки — Западная Двина, Днепр, Березина; глубина обороны достигала 250—270 км .
Целью Б. о. был разгром группы армий «Центр» и освобождение Белоруссии. Основной замысел операции: одновременный прорыв обороны противника на 6 участках, окружение и уничтожение фланговых группировок врага в районах Витебска и Бобруйска, а затем развитие стремительного наступления в глубину с целью окружения и уничтожения 4-й немецкой армии в районе Минска. Для Б. о. привлекались войска 1-го Прибалтийского (генерал армии И. Х. Баграмян), 3-го Белорусского (генерал-полковник И. Д. Черняховский), 2-го Белорусского (генерал армии Г. Ф. Захаров) и 1-го Белорусского (генерал армии К. К. Рокоссовский) фронтов — всего 166 дивизий, 9 стрелковых бригад и полевых укрепленных районов (1,4 млн. чел. без фронтовых и армейских тылов, 31,7 тыс. орудий и миномётов, 5200 танков и самоходно-артиллерийских установок, свыше 6 тыс. самолётов). В тылу противника активно действовали белорусские партизаны.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (БЕ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (БЕ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (БЕ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (БЕ)", комментарии и мнения людей о произведении.