» » » » БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (БЕ)


Авторские права

БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (БЕ)

Здесь можно скачать бесплатно "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (БЕ)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Энциклопедии. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (БЕ)
Рейтинг:
Название:
Большая Советская Энциклопедия (БЕ)
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (БЕ)"

Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (БЕ)" читать бесплатно онлайн.








  Н. А. Борисевич.

  2. Общественные науки

  Философская и общественная мысль . В период существования Древнерусского государства и феодальной раздробленности философская и общественная мысль западных земель Руси развивалась в рамках господствующего религиозного мировоззрения. Длительное время шла борьба между христианством и языческим мировоззрением. Утверждение христианства в конце 10 в. способствовало распространению переводных произведений античных и византийских философов. Самобытными памятниками религиозно-философской литературы 12 в. были «Слова» и «Поучения» Кирилла Туровского, «Послание» Климента Смолятича. Фольклор, литературные произведения и летописи пронизывает идея сохранения и единства русских земель, необходимости борьбы с иноземными врагами. Феодальная раздробленность порождает также и сепаратистские настроения.

С 14 в. складывается взаимодействие философской и общественной мысли Б., Литвы и Польши в связи с включением Б. в состав Великого княжества Литовского, которое в 16 в. соединилось с Польшей в одно государство — Речь Посполитую. Одновременно продолжали развиваться идейно-философские связи белорусского народа с русским и украинским народами. Процесс формирования белорусской народности совпадает с распространением гуманистических идей в культуре и развитием реформационного движения. В начале 16 в. белорусский первопечатник Франциск (Георгий) Скорина пропагандирует идеи гуманизма, утверждает права разума в познании мира, стремится использовать Библию в целях просвещения. Идеологическая оппозиция господствующей религиозно-философской доктрине находит выражение в реформационных учениях 16—17 вв. Последователи антитринитаризма и родственных ему еретических течений с позиций гуманистического мировоззрения защищают достоинство и свободу личности (Симон Будный, Василий Тяпинский, братья Лаврентий и Стефан Зизании и др.); они обличают католическую церковь, критикуют ортодоксальные религиозно-философские понятия и церковные авторитеты, религиозный фанатизм и нетерпимость, поднимаются от религиозного скептицизма к рационалистичным взглядам на мир. Идеологами плебейско-крестьянского крыла реформационного движения были Пётр из Гонёндза, М. Чеховиц, Якуб из Калиновки, разделявшие представления раннехристианского уравнительного коммунизма, бежавший из России вольнодумец Феодосии Косой и др. Сторонники естественного права (Л. Сапега, А. А. Олизаровский и др.) в противовес средневековым традициям, феодально-теологическим теориям о государстве и праве рассматривали явления общественной жизни с точки зрения природы человека и требований человеческого разума. Схоластике (М. Смиглецкий, И. Кимбар и др.), которая постепенно завоёвывала всё более прочные позиции в учебных заведениях после открытия в 1579 в Вильно иезуитской академии, противостояло материалистическо-атеистическое направление в философии, представленное С. Лованом и К. Бекешем во 2-й половине 16 в., К. Лыщинским — во 2-й пол. 17 в. В трактате «О несуществовании бога» К. Лыщинский признавал единственной реальностью материальную природу и объявлял бога плодом фантазии людей. Развитие национально-освободительного движения в конце 16 — середине 17 вв. порождает полемическую литературу (Мелетий Смотрицкий, Афанасий Филиппович), направленную против политики окатоличения и полонизации, церковной унии, подавления культуры белорусского народа. Идею объединения России, Украины и Б. в одно государство отстаивал Симеон Полоцкий.

  Торжество феодально-католической реакции привело к засилию средневековой схоластики в кон. 17 — первых десятилетиях 18 вв. Развитие философской и общественной мысли резко замедлилось. Социально-экономическое оживление в середине 18 в. способствует распространению идей западно-европейской науки и философии. Складывается эклектическая философия (А. Скорульский, С. Шадурский, Б. Добшевич), соединявшая элементы схоластики и новой рационалистической мысли и постепенно подрывавшая господство схоластики. В шляхетской публицистике конца 17 — середины 18 вв., направленной против феодальной анархии в Речи Посполитой, выдвигаются проекты политических реформ и укрепления государственной власти.

  В последние трети 18 — начале 19 вв. получает развитие идеология Просвещения, испытавшая влияние французских и польских просветителей. После воссоединения Б. с Россией распространяются произведения русских естествоиспытателей и философов. Представители естественных наук, опираясь в основном на принципы деизма, обосновывают роль эксперимента в познании и утверждают мысль о безграничных возможностях человеческого разума (М. Почобут, В. Карчевский). Деист К. Нарбут высоко оценивает значение освобождения философии от схоластики и богословия. Дуалист А. Довгирд критикует априоризм и агностицизм И. Канта, скептицизм Д. Юма, защищает материалистический сенсуализм Ф. Бэкона, Дж. Локка и Э. Кондильяка. Противникам французского Просвещения (М. Богуш, М. Кадлубовский) противостояли защитники его идей (И. Быковский). Физиократы (И. Стройновский, К. Богуславский) развивали идеи естественного права, исследовали вопросы о происхождении общества, государства, места и роли науки в обществе и др. Острая идейная борьба развернулась по крестьянскому вопросу между крепостниками (И. Грабовский) и сторонниками отмены крепостного права (М. Карпович, Д. Пильховский и др.). Идею объединения Б. с Россией пропагандировал Г. Конисский. Либерально-просветительская организация «Общество шубравцев» требовала политико-правового уравнения людей перед законом, вела борьбу с обскурантизмом и мракобесием иезуитов из Полоцкой иезуитской академии. Члены шляхетско-революционного «Общества филоматов» и декабристской организации «Общество военных друзей» обосновывали необходимость свержения самодержавия и уничтожения крепостничества.

  В середине 19 в. возникает революционно-демократическое направление в философской и общественной мысли. Ранними представителями этого направления были Ф. Савич и Ю. Бокшанский. Революционно-демократические идеи во 2-й половине 19 в. распространяли К. Калиновский, Ф. Богушевич, А. Гуринович, Я. Лучина. Они критиковали антинародный характер реформы 1861, пропагандировали необходимость восстания против царизма, призывали к революционному союзу русских и белорусских народов, отстаивали идеи «общинного социализма» и народовластия, выступали в защиту преследуемых царизмом белорусской культуры и белорусского языка. Революционерам-демократам противостояло дворянско-буржуазное направление в общественной мысли (А. Ельский, И. Орловский, А. Пщелка), которое эволюционировало в сторону национализма и пропагандировало идеи классового мира. В 70—80-х гг. 19 в. революционные народники (Гриневецкий, Богданович, Судзиловский, Ивановский), «Белорусское социально-революционное обозрение», журнал «Гомон» (вышло 2 номера в 1884) выступали за свержение царизма и установление демократической республики, отстаивали идею национального освобождения и необходимости союза равноправных народов России. Во 2-й половине 19 в. материалистические взгляды в области естествознания защищали преподаватели Горы-Горецкого земледельческого института А. В. Советов, И. А. Стебут и др.

  Середина 80-х гг. 19 в. — начало распространения марксистских идей в Б., произведений К. Маркса и Ф. Энгельса. Первые революционные кружки, пропагандирующие марксистские идеи, связаны с плехановской группой «Освобождение труда». В марте 1898 в Минске состоялся 1-й съезд РСДРП. С 90-х гг. в Б. проникают работы В. И. Ленина. Марксистско-ленинские взгляды распространяются среди рабочих ленинской «Искрой», большевистскими газетами «Вперёд», «Пролетарий», «Новая жизнь».

  Революционно-демократические идеи нашли широкое выражение в творчестве писателей Янки Купалы и Якуба Колоса и многих других деятелей культуры Б.

  В период Революции 1905—07 большевики использовали для пропаганды ленинских идей минскую легальную газету «Северо-Западный край». Большая заслуга в распространении марксистско-ленинского мировоззрения и организации большевистских групп в Б. принадлежит газете «Правда» и деятелям партии Ф. Э. Дзержинскому, И. В. Бабушкину, П. Н. Лепешинскому, В. Н. Залежскому, М. В. Фрунзе, А. Ф. Мясникову.

  С победой Октябрьской революции и образованием БССР (1919) закладываются основы систематической научно-исследовательской, пропагандистской и педагогической работы по марксистско-ленинской философии. Создаются философские кафедры в Белорусском университете (1921), Коммунистическом университете (1924); философская секция Научного общества марксистов Б. (1923—24, 1927), на основе которой возникло Общество воинствующих материалистов-диалектиков (1929). В 1922 в Минске был издан 1-й в СССР учебник по марксистской философии (С. Я. Вольфсона). Начинается издание на белорусском языке важнейших работ К. Маркса, Ф. Энгельса, сочинений В. И. Ленина (в 1929—33 вышло 6 тт.; в 1948 начато новое издание, на 1968 вышел 41 т.). Среди публикаций 20-х гг. выступления против «механицизма» (работы С. З. Каценбогена), «теории равновесия», критика философских основ «левого» и правого оппортунизма, защита теории социалистической революции и диктатуры пролетариата. В работах П. Я. Панкевича, Р. М. Выдры, И. В. Герчикова и других критиковались буржуазные и ревизионистские социологические концепции. Многие работы были посвящены критике позитивизма, прагматизма, фрейдизма и др. Исследовались также вопросы истории религии (Н. М. Никольский), причины существования религиозных пережитков.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (БЕ)"

Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (БЕ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора БСЭ БСЭ

БСЭ БСЭ - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (БЕ)"

Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (БЕ)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.