БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (БО)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (БО)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (БО)" читать бесплатно онлайн.
2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Философия. Философская и общественная мысль в Б. зародилась в конце 9 — начале 10 вв. Её начало связано с именем Иоанна Экзарха (10 в.), который создал философскую терминологию на староболгарском языке. Он отстаивал тезис о сотворении мира богом, дал религиозную интерпретацию сочинений Аристотеля. Идеологической формой борьбы болгарских крестьян было еретическое движение богомильство (1-я половина 10 в.), оказавшее влияние на западноевропейские ереси (катары, альбигойцы, патарены и т.п.). В 13—14 вв. в Б. развернулась острая борьба между различными течениями внутри болгарского христианства (исихазм , варлаамиты) и ересями (адамиты, богомилы и др.). Исихазм, став в Б. господствующим, получил развитие в произведениях представителей т. н. Тырновской школы во главе с патриархом Евфимием Тырновским. Завоевание Б. турками (конец 14 в.) приостановило развитие болгарской общественной мысли вплоть до 18 в.
Важную роль в становлении национального самосознания болгарского народа, в развёртывании борьбы за национальную независимость и самобытность болгарской культуры в 18 в. сыграла деятельность Паисия Хилендарского, идеолога Болгарского национального возрождения. Интерес к естественным наукам способствовал распространению в Б. в 1-й четверти 19 в. материалистических взглядов. Развитие материалистической традиции в болгарской философии связано с И. Г. Селиминским. Видным представителем философской мысли Болгарского национального возрождения был П. Берон, создавший натурфилософскую систему «Панэпистемия» («Panépistème», P., 1861—70).
С ростом национально-освободительного и революционного движения с начала 60-х гг. 19 в. связано возникновение двух основных направлений в общественной мысли — эволюционистского (реформистского) и революционно-демократического, между которыми разгорелась острая идейная борьба. В 60—70-х гг. в реформистской печати («Читалище», «Прогрес», «Век» и др.) усилился интерес к идеалистической философии, представителями которой в Б. были В. Хаджистоянов Берон, Л. Йовчев, М. Балабанов и др.; она развивалась в русле кантианства и других течений идеализма. Революционно-демократическая мысль, освобождаясь от идеалистических представлений, постепенно приобретала материалистический характер. Идеологи революционной демократии Л. Каравелов, В. Левский и в особенности Х. Ботев утвердили материалистическое направление в болгарской философии. Освобождение страны от османского ига (1878) способствовало развитию философской и общественной мысли в Б.
В конце 19 — начале 20 вв. болгарские марксисты во главе с Д. Благоевым выступили с критикой народничества, неокантианства, бернштейнианства и других буржуазных и мелкобуржуазных философско-социологических концепций, пропагандировали идеи научного социализма в Б. Труды Д. Благоева, его критика идеалистических теорий (в т. ч. К. Крыстева и Д. Михалчева) способствовали распространению и развитию в Б. марксистской философии, эстетики и литературной критики. Д. Благоев, Г. Кирков, Г. Георгиев, Т. Петров, Г. Димитров, В. Коларов, развивая марксистское учение об общественных отношениях и классовой борьбе, подвергли критике получившую распространение в конце 19 — начале 20 вв. реформистскую теорию Я. Сакызова о классовом сотрудничестве и другие антимарксистские концепции.
В Б. в этот период распространяются идеалистические философские концепции, которые были представлены И. Гюзелевым (берклианство), К. Крыстевым, И. Георговым, А. Недялковым (неокантианство), Н. Алексиевым (последователь В. Вундта и И. Тэна), Д. Михалчевым (последователь немецкого философа И. Ремке) и др. С начала 20 в. болгарские марксисты стали систематически выступать с критикой взглядов идеалистов в Б.
Оформление в 1903 революционной марксистской партии — Болгарской рабочей социал-демократической партии (тесных социалистов) — БРСДП (т. с.) имело важное значение для укрепления позиций марксистской идеологии. Огромную роль в развитии общественной мысли и революционного движения в Б. сыграло Сентябрьское антифашистское восстание 1923, явившееся переломным моментом в развитии болгарской компартии на основе принципов ленинизма.
Марксистскую философию в 20— 30-х гг. 20 в. разрабатывали Т. Павлов (проблемы диалектико-материалистической теории познания, особенно теории отражения, эстетики, теории реализма в литературе и др.), С. Гановский, Г. Бакалов, А. Киселинчев и др. В этот период болгарские марксисты вели борьбу против последователей идеалистических философских концепций А. Бергсона (И. Сарыилиева), В. Вундта (С. Казанджиева), З. Фрейда (С. Консулова) и др. Важную роль сыграли исследования М. Димитрова по проблемам психологии, критике буржуазной философии и др. В области социологии работал И. Хаджийский.
После установления народно-демократического строя (1944) были созданы широкие возможности для развития марксистско-ленинской философии в Б. В центре внимания болгарских марксистов стала проблема строительства социализма в НРБ. В решениях партии, в докладах Г. Димитрова, Т. Живкова были проанализированы проблемы социалистической революции в Б., индустриализации страны и перестройки сельского хозяйства на основе ленинского кооперативного плана, вопросы построения развитого социалистического общества и др. Болгарские философы во главе с Т. Павловым исследовали ряд важных проблем теории отражения на основе достижений современной науки (совместный болгаро-советский труд «Ленинская теория отражения и современность», 1969), методологии научного познания. В своих трудах С. Гановский разрабатывает проблемы общественно-экономической формации в условиях существования и борьбы двух мировых систем, истории философии, культуры и воспитания. Болгарские философы исследуют также проблемы логики, философские вопросы естествознания, вопросы исторического материализма и социологии, истории философии и критики современной буржуазной философии, эстетики, этики и научного атеизма (А. Бынков, Т. Вылов, П. Гиндев, Н. Ирибаджаков, Ж. Ошавков, А. Поликаров и др.; см. Бычваров М. Д., Развитие философской мысли в Болгарии, «Вопросы философии», 1969, № 9).
Центрами изучения философии и социологии в Б. являются Институт философии (основан в 1948) и Институт социологии Болгарской АН (1968). Статьи по вопросам философии и социологии публикуют журналы «Философска мисъл» (с 1945), «Ново време» (с 1947), «Социологически проблеми» (с 1969), «Известия на Института по философия» (с 1954).
Историческая наука. Возникновение болгарской историографии связано с Болгарским возрождением, которое началось со 2-й половине 18 в. Характерной чертой историографии этого периода было стремление возвеличить историческое прошлое болгарского народа, вселить в него веру в свои силы и вдохновить на борьбу за национальную независимость (Паисий Хилендарский, В. Априлов, Г. С. Раковский и др.). Позднее обособилось направление, для которого характерно было критическое отношение к источникам, фактам и хронологии. Видным представителем этого направления, заложившим основы национальной исторической науки, был М. Дринов. Работая в России, он глубоко исследовал наиболее важные периоды болгарской истории, создал ряд капитальных трудов по средневековой и античной истории Б. В 1869 Дринов основал и возглавил научно-литературное общество «Българско книжовно дружество» (в г. Браила, Румыния), сыгравшее важную роль в развитии исторической науки в Б.
После освобождения Б. от османского ига (1878) в центре внимания болгарской исторической науки становятся проблемы национально-освободительной борьбы и истории Болгарского возрождения (З. Стоянов, Д. Страшимиров, И. Шишманов и др.). Появляются основополагающие исследования в области истории и археологии работавших в Б. славянских учёных — К. Иречека, братьев Х. и К. Шкорпил, В. Добруского, Ф. И. Успенского.
Большое значение в развитии исторической науки в Б. имело создание Софийского университета. В первые десятилетия 20 в. видное место в историографии занял В. Златарский; ему принадлежит капитальный труд по истории средневековой Б. Исторические исследования вели Г. Кацаров, автор трудов и по археологии, П. Ников, П. Мутафчиев, И. Дуйчев и др. В области археологии работали также Р. Попов, Н. Мушмов, Д. Дечев, А. Протич и др. С конца 19 в. в Б. началось развитие марксистской историографии. Главные её представители — Д. Благоев, В. Коларов, Г. Димитров, Г. Бакалов, Х. Кабакчиев, Ж. Натан. Они положили начало изучению вопросов общественно-экономического развития, классов и классовой борьбы, истории национально-освободительного, рабочего и революционного движения в Б. Марксистская историография окончательно утвердилась после установления в Б. народно-демократической власти (1944).
В 1954—55 вышел 2-томный обобщающий труд «История Болгарии» (в 1961—1964 — второе переработанное и дополненное издание в трёх томах), в котором дана целостная марксистская история Б. с древнейших времён до наших дней.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (БО)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (БО)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (БО)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (БО)", комментарии и мнения людей о произведении.