» » » » БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (БО)


Авторские права

БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (БО)

Здесь можно скачать бесплатно "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (БО)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Энциклопедии. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (БО)
Рейтинг:
Название:
Большая Советская Энциклопедия (БО)
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (БО)"

Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (БО)" читать бесплатно онлайн.








  Вопросами истории литературы в Б. занимаются П. Динеков, Г. Цанев, теории литературы — П. Зарев, Г. Димитров-Гошкин, проблемами западноевропейских литератур — М. Минков, К. Гылыбов. Проблемы литературных связей разрабатывают Е. Георгиев, В. Велчев, С. Русакиев, Г. Константинов. Вклад в развитие литературоведения вносят также современные критики (Б. Делчев, П. Данчев, С. Каролев, Е. Каранфилов, Л. Тенев и др.).

  Д. Ф. Марков.

  XIV. Архитектура и изобразительное искусство

  На территории Б. найдены глиняные сосуды с прочерченным и лепным геометрическим орнаментом, фигурки людей и животных из глины (неолит, энеолит и эпоха бронзы — 4—2-е тыс. до н. э.). К раннему железному веку относятся дольмены в горах Странджа, Сакар и Восточные Родопы, наскальные рисунки с изображением животных и людей (около 8—7 вв. до н. э.) близ г. Белоградчик. На побережье Чёрного моря сохранились остатки древнегреческих колоний — Аполлонии, Месембрии и др. — с многочисленными памятниками античной скульптуры. О высоком уровне культуры фракийцев свидетельствуют остатки г. Севтополиса (близ Казанлыка) со следами богато декорированных общественных и жилых зданий, купольная гробница близ Казанлыка с уникальной античной стенописью, отражающей фракийский быт (4 в. до н. э.). Среди античных кладов выделяется клад из г. Панагюриште с отличающимися совершенством чеканки золотыми ритонами в форме голов животных и сосудами с рельефными сюжетными изображениями (4 в. до н. э.). От эпохи римского владычества остались руины городов 1—2 вв. н. э. (Рациария, Видинский округ; Эскус, Плевенский округ; Никополис-ад-Иструм, Великотырновский округ; и др.), крепостей (Хисар, Пловдивский округ; Абритус, близ г. Разград), церковь св. Георгия в Софии (4 в.) и гробница в Силистре (4 в.; с прекрасно сохранившейся стенописью). В развалинах римских вилл близ Ивайловграда обнаружены мозаичные полы с мифологическими и жанровыми изображениями. В период византийского господства начинается сооружение христианских храмов (3-нефная базилика, т. н. Старая митрополия, в Несебыре, 5 в.; купольная базилика св. Софии в г. София, 5—6 вв.; центрическая церковь в с. Перуштица, 6 в.; и др.). С созданием Первого Болгарского царства (680—1018) формируется собственно болгарское искусство, складывающееся на основе культуры заселивших Б. в 6—7 вв. славян и протоболгар. В своём развитии оно впитывает богатые античные и византийские художественные традиции. Первым памятникам болгарского зодчества (остатки крепостных стен и прямоугольных в плане дворцов в Плиске и Преславе, 9—10 вв.), сложенным из массивных каменных блоков, свойственна торжественная тяжеловесность форм. Интерьеры дворцов с мраморными колоннадами были украшены плитами и карнизами с резным геометрическим орнаментом, а также скульптурой из меди и камня. Величествен уникальный памятник скульптуры этого времени — т. н. Мадарский всадник — высеченный на скале близ с. Мадара барельеф с обобщенным изображением всадника с собакой и льва, пронзенного копьем. Церковная архитектура 9 10 вв., исходившая из византийских прототипов (3-нефная базилика с обширным атриумом и нартексом, т. н. Большая базилика, в Плиске; т. н. Круглая церковь в Преславе), отличалась красочностью декоративного убранства, в котором применялись глазурованные керамические плитки с многообразными растительными и геометрическими узорами (пальметты, ромбы, круги) и изображениями святых. Оригинальным видом архитектурного декора были инкрустированные многоцветными стеклами каменные плиты и блоки. В период византийского владычества (1018—1187) художественная жизнь замирает. Строятся главным образом укрепления и замки (крепость Баба Вида в Видине, Асенова крепость близ Асеновграда и др.). В эпоху Второго Болгарского царства (1187—1396) главным художественным центром становится Тырново (современный Велико-Тырново). Для тырновской художественной школы характерны относительно меньшие, чем в 9—10 вв., размеры построек, стремление к декоративному изяществу. Традиции византийского искусства получают в ней свободное и оригинальное истолкование. Стены 4-столпных и 1-нефных купольных храмов, сложенных из камня и кирпича, расчленены ступенчатыми арочными нишами, глухими аркадами и украшены зубчатыми карнизами, керамическими глазурованными плитками с многоцветным геометрическим орнаментом. Наружные членения часто не связаны с внутренней структурой зданий (церкви в районе Трапезица в г. Велико-Тырнове, 12—14 вв.; церкви Вседержителя и Иоанна Неосвященного в Несебыре, обе — 13—14 вв.). 13—14 вв. были временем расцвета болгарской средневековой живописи и миниатюры. Выдающийся памятник тырновской школы — стенопись (1259) церкви с. Бояна (ныне в черте Софии), отличающаяся свежестью реалистических деталей, живой непосредственностью портретных образов, изысканностью сдержанного, мерцающего колорита. Усиливающееся внимание к реальному миру проявляется в исполненных наивной выразительности миниатюрах «Хроники Манасия» (середина 14 в., Ватиканская библиотека, Рим) и «Евангелия Ивана Александра» (1356, Британский музей, Лондон), в которых наряду со сценами болгарской истории и портретами исторических лиц находит отражение современный быт (одежда, вооружение, архитектура). В 12—14 вв. развиваются ювелирное искусство, резьба по дереву и другие художественные ремёсла. Завоевание Б. турками-османами (конец 14 в.) положило конец расцвету древнеболгарского искусства. Многие памятники болгарской культуры были уничтожены. В 15—16 вв. завоеватели вели строительство мечетей, мостов и бань (мечеть Буюк-джамия в Софии, 1474; Кадин мост близ Кюстендила, 1470). Несмотря на иноземный гнёт, традиции болгарской культуры продолжают сохраняться в 15—17 вв. в декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Суровым по колориту фрескам Б. 15—17 вв. — в церкви Петра и Павла в Велико-Тырнове, 15 в., в Драгалевском, 1476, Кремиковском, 1493, и Бачковском, 1643, монастырях — при известном схематизме и канонической отвлечённости образов нередко свойственны драматическая экспрессия и наивно-реалистические черты. В архитектуре этого времени преобладают скромные однонефные сельские церкви с цилиндрическими сводами, покрытыми двускатной крышей.

  В период Болгарского возрождения (2-я половина 18 в. — 1878) наступает новый подъём искусства. Расширяется светское и церковное строительство. В городах сооружаются часовые башни, мосты, постоялые дворы, в сельской местности — монастыри с живописными внутренними дворами, окруженными арочными галереями. Декоративной красочностью отличаются монастырские церкви с западными притворами, украшенными арочными галереями, с мягкими волнистыми очертаниями карнизов и рядами двухцветной каменной кладки. Среди строителей этого периода появляются крупные национальные мастера — Алекси Рилец, построивший три корпуса Рильского монастыря (1816—19), Н. Фичев, соорудивший мост через р. Янтра у г. Бяла (1865—67), ряд постоялых дворов и церквей, а также П. Йованович, автор церкви Богородицы (1834— 1860) в Рильском монастыре. В 18 в. окончательно складываются характерные национальные типы жилых домов с каменным цокольным этажом, фахверковой конструкцией 2-го этажа, с обилием галерей, эркеров, балконов, с росписями на фасадах и в интерьерах и с нарядными резными деревянными потолками (Дом Ламартина в Пловдиве, Дом Лютова в Копривштице). В изобразительном искусстве складывается ряд местных художественных школ — тревненская, самоковская и др., представители которых (резчики и иконописцы) создают иконостасы с многообразным резным орнаментом. В живописи проявляется стремление освободиться от религиозных канонов. Крупнейший живописец Болгарского возрождения Захарий Зограф вводил в свои фрески изображения современников и сцены реальной жизни. Ему же принадлежат и первые светские портреты. Светское реалистическое искусство складывается в Б. в 60—70-х гг. 19 в. (портреты живописцев С. Доспевского, X. Цокева, Н. Павловича; последний был автором и первых болгарских исторических композиций). Появляется патриотическая революционная графика (Г. Данчов, Х. Дембицкий).

  После освобождения Б. от османского ига (1878) её искусство переживает новый подъём. Начинаются большие градостроительные работы. В Софии, Варне, Пловдиве и других городах запутанная система кривых улиц отчасти сменяется сетью прямолинейных магистралей. В Софии сооружается ряд общественных зданий (Народное собрание, 1885, архитектор К. Йованович; Народный театр им. И. Вазова, 1904, архитекторы Ф. Фельнер и Г. Хельмер; храм-памятник Александра Невского, 1904—12, русский архитектор Н. Померанцев; и др.). Наряду с тенденциями эклектики в 1-м десятилетии 20 в. возникают поиски национального архитектурного стиля (Синодальная палата в Софии, 1908, архитектор П. Момчилов). В период между двумя мировыми войнами проявляется влияние функционализма и конструктивизма (Министерство внутренних дел в Софии, 1939, архитектор Г. Овчаров). В изобразительном искусстве в 80-х гг. 19 в. складывается демократическое реалистическое направление. Живописцы А. Митов, И. Ангелов, И. Мырквичка и др. изображают в своих картинах жизнь крестьян, их национальные обычаи и обряды. Расцвет реалистической батальной живописи связан с именем Я. Вешина. На рубеже 19 и 20 вв. в творчестве ряда художников проявляется влияние импрессионизма. Реалистические традиции 19 в. сохраняются в пейзажной и портретной живописи (С. Иванов, Н. Петров, Ц. Тодоров), а также в портретной скульптуре (А. Николов). В 20—30-е гг. 20 в. искусство Б. вступает в период противоречивых творческих исканий. Ряд мастеров искусства обращается к опыту европейского постимпрессионизма, сезаннизма и экспрессионизма. В обстановке острой идейной борьбы постепенно выковываются прогрессивные художественные тенденции. Демократические традиции национальной культуры получают многообразное развитие в проникнутых суровой правдой сценах крестьянской жизни Х. Станчева, в исходящих от народного искусства декоративно-красочных композициях В. Димитрова-Майсторы и полных грубоватого жизнерадостного юмора сельских сценах С. Венева, в исполненных яркой поэтической фантазии композициях на темы народных сказаний и пейзажах И. Милева, П. Георгиева, Ц. Лавренова, гравюрах с изображением национальных памятников архитектуры В. Захариева, В. Стайкова и др. Развивается портретная (И. Петров, Д. Узунов) и пейзажная живопись (Х. Станчев, П. Младенов и др.). Особой остроты достигает революционная журнальная графика (антимонархические и антифашистские сатирические рисунки и гравюры А. Жендова, С. Венева, И. Петрова, И. Бешкова, Б. Ангелушева и др.). В 30-е гг. пролетариату посвящают свои произведения живописцы Н. Балкански, С. Сотиров и скульпторы М. Марков, И. Фунев, И. Лазаров, В. Емануилова и др., во многом создавая предпосылки для формирования искусства социалистического реализма.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (БО)"

Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (БО)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора БСЭ БСЭ

БСЭ БСЭ - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (БО)"

Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (БО)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.