БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (БУ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (БУ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (БУ)" читать бесплатно онлайн.
В области детской литературы работают писатели Д. Хилтухин, Ц. Номтоев, Ш. Нимбуев, Ц. Бадмаев, Г. Чимитов. Книги бурятских писателей издаются на многих языках народов СССР и за рубежом.
Значительное развитие получили критика и литературоведение. Событием в научной жизни Б. является издание коллективного труда «История бурятской советской литературы» (1967).
Г. Туденов.
Архитектура и изобразительное искусство. В Б. сохранились остатки поселений эпохи палеолита и неолита, многочисленные наскальные изображения животных, людей и сцен охоты, нанесённые охрой (так называемые писаницы), памятники бронзового века — камни с высеченными фигурками бегущих оленей, плиточные могилы, ножи и кинжалы со скульптурными изображениями животных. К эпохе гуннов относится Иволгинское городище близ Улан-Удэ (1 в. до н. э. — 1 в. н. э.) со следами валов и рвов, остатками сырцовых и глинобитных жилищ; к 6—10 вв. — городища, ирригационные сооружения, могильники и писаницы Курумчинской культуры . Жилищем бурят издавна служили юрты из войлока. В Прибайкалье строились 6- и 8-угольные деревянные юрты с покатой крышей, поддерживаемой в центре 4 столбами. С вхождением в состав России началось сооружение деревянных крепостей, каменных церквей и монастырей, усилился рост городов. В 1-й половине 19 в. в Троицкосавске (ныне Кяхта) и Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ) был возведён ряд классицистических зданий (Троицкий собор в Кяхте, гостиный двор в Улан-Удэ и др.). Проникновение ламаизма вызвало в 18—19 вв. строительство дацанов (монастырей), в формах которых переплетались центрально-азиатские и местные традиции. Храмы завершались 1—2 ярусами лёгких павильонов с крытыми галереями и изогнутыми крышами. Для отделки применялись резьба по дереву, яркая раскраска и роспись.
В народном декоративно-прикладном искусстве бурят развиты вышивка и аппликация по бархату, коже и сукну, резьба по кости и дереву. Разнообразна и виртуозна техника обработки металла (насечка, чеканка, чернь, гравировка). В орнаменте сочетаются криволинейные геометрические и стилизованные растительные узоры. В 19 в. в дацанах были распространены иконописание, литьё и чеканка культовых предметов, книгопечатание (с деревянных матриц).
В советское время выросли новые города и посёлки. В Улан-Удэ в 30—40-е гг. были сооружены крупные общественные здания (Дом Советов, 1928—31, архитектор А. А. Оль; Обком КПСС, 1939—43, архитектор В. А. Сидоров: и др.). В оформлении Бурятской театра оперы и балета (1947—52, архитектор А. Н. Федоров) использованы традиции национальной орнаментики. Жилищное строительство в городах и колхозах, широко развернувшееся с конца 50-х гг., ведётся по типовым и индивидуальным проектам. В современных по формам постройках 60-х гг. (кинотеатры «Прогресс», 1963—66, архитекторы А. Р. Вампилов, М. Н. Меньшиков, и «Дружба», 1966—67, новое здание Совета Министров, 1965— 1968, архитектор А. Р. Вампилов, А. Я. Галяутдинов, — в Улан-Удэ) используются железобетон, стекло, алюминий, пластики.
Современное изобразительное искусство получило развитие в советское время. Основоположником станковой живописи в Б. был Ц. С. Сампилов . Пейзажи бурятских художников со сценами труда и быта лиричны, проникнуты радостным мироощущением (работы Ц. С. Сампилова, А. Е. Хангалова, Р. С. Мэрдыгеева, К. И. Сергеева и др.). Выразительны портреты А. И. Тимина, Г. Е. Павлова, Д. Д. Тудупова, Ю. А. Чиркова и др. Над историческими и жанровыми картинами работают А. А. Окладников, Д. Д. Дугаров, А. В. Казанский. Театрально-декорационное искусство представлено работами А. И. Тимина, М. Е. Шестаковой. С конца 50-х гг. развивается станковая и иллюстрационная графика. В традиционных видах декоративно-прикладного искусства появляются новые сюжеты. Резные деревянные панно со сценами колхозной жизни создают С. Бодиев, Ш. Дашиев, Б. Зодбоев и др., оригинальные образцы чеканки по серебру — Г. Базаров, Д. Бадмаев, Д. Логинова, Ц. Нимаев, С. Санжиев, Г. Тубчинов, Д. Цыренов.
Музыка. Бурятский народ на протяжении многих веков создавал песни различных жанров — трудовые, свадебные, игровые, исторические, лирические, застольные, хвалебные, а также инструментальные наигрыши. Среди улигерных (эпических) напевов центральное место занимает героико-патриотический эпос «Гэсэр». Большим разнообразием отличаются хороводные, игровые песни. Народные песни подразделяются на два вида: ута-дун — протяжные песни импровизационно-вариационного характера со сложным ритмом, обилием орнаментики в мелодии, и богони-дун — короткие песни куплетной формы с чётким ритмом. Ладовая основа народных песен — пентатоника. Носителями народной музыкальной культуры были сказители-улигершины и народные певцы — душа-хунуд. Наиболее распространённые народные музыкальные инструменты — сур, лимба (духовые) и хур (смычковый).
В годы Советской власти большой вклад в собирание народных песен и развитие бурятской музыкальной культуры внесли русские советские композиторы. П. М. Берлинский на материале фольклора создал первую бурятскую музыкальную драму «Баир» (3-й акт написал Б. Б. Ямпилов, постановка 1940), М. П. Фролов — первую бурятскую оперу «Энхэ — Булат-батор» (постановка 1940), В. И. Морошкин — первую симфоническую сюиту на бурятские темы (1936), С. Н. Ряузов — первый бурятский балет «Свет над долиной» (постановка 1956). Выдающуюся роль в развитии бурятского музыкально-театрального искусства сыграл народный артист СССР Г. Ц. Цыдынжапов. Постепенно в Б. сложилась национальная профессиональная культура. Много сделали для её развития композиторы Б. Б. Ямпилов, Ж. А. Батуев, Д. Д. Аюшеев, С. С. Манжигеев, Ч. Е. Павлов, Б. О. Цырендашиев и др. Выдвинулась плеяда оперных и балетных артистов, дирижёров, хормейстеров, балетмейстеров, музыкантов. В их числе: оперные певцы — народный артист СССР Л. Л. Линховоин, народные артисты РСФСР Б. М. Балдаков и Н. К. Петрова, заслуженные артисты РСФСР В. П. Манкетов и В. Д. Лыгденова, заслуженный артист Бурятской АССР К. М. Базарсадаев; танцовщики — народная артистка СССР Л. П. Сахьянова, народный артист РСФСР П. Т. Абашеев, заслуженная артистка РСФСР Т. Е. Гергесова, заслуженный артист Бурятской АССР Ц. Е. Бадмаев и ф. С. Иванов.
В республике имеются Бурятский театр оперы и балета (основан в 1948), филармония, ансамбль песни и танца «Байкал», Дом народного творчества, музыкальное и хореографическое училища, культпросвет училище (Улан-Удэ), сеть музыкальных школ.
Б. В. Олзоев.
Драматический театр. Истоки бурятского театра — в народных песнях, плясках, играх, обрядах. В дореволюционное время в Б. существовал любительский театр, в развитии которого большую роль сыграли русские политические ссыльные, местная интеллигенция. В 1908—14 появились первые произведения бурятятской драматургии, ставившиеся учащимися духовной и учительской семинарий, городских училищ и школ. После Октябрьской революции распространение получила театральная армейская и улусная (сельская) самодеятельность. Среди авторов первых бурятских пьес — С. П. Балдаев, И. Г. Дадуев, Х. Н. Намсараев, А. И. Шадаев. В 1928 организована бурятская театральная студия, в 1930 на её основе — техникум искусств. В 1932 в Улан-Удэ создан Бурятский музыкально-драматический театр, в труппу которого вошли выпускники техникума. На базе драматического коллектива этого театра в 1950 создан Бурятский театр драмы им. Х. Намсараева. На сцене театра ставились пьесы национальных драматургов, посвященных вопросам современности: «Кто он?» (1933), «Рыбаки Байкала» (1942) Н. Г. Балдано, «Мэргэн» А. И. Шалаева (1937), «Снайпер» Г. Ц. Цыдынжапова (1942), «Весенняя песня» Ц. Г. Шагжина (1957), «Доверие» Б. Г. Галсанова (1968); борьбе против угнетателей — кулаков, лам — посвящены спектакли «Один из многих» Н. Г. Балдано (1937), «Цыремпил» по повести Х. Н. Намсараева (1968). Революционное прошлое бурятского народа нашло отражение в спектаклях: «Сын народа» Г. Ц. Цыдынжапова (1943), «Пламя» Н. Г. Балдано (1953), «Барометр показывает бурю» (1957) и «Огненные годы» (1969) Д. О. Батожабая, «В зареве революции» А. А. Бальбурова (1966). Поставлены пьесы «Энхэ — Булат-батор» Н. Г. Балдано (1940), «Будамшу» Ц. Г. Шагжина (1954), основанные на национальном эпосе, народных бурятских сказках. Образ В. И. Ленина воссоздан в спектакле «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина (1947, 1957). Среди постановок классической русской и иностранной драматургии: «Гроза» А. Н. Островского (1945), «Горе от ума» А. С. Грибоедова (1958), «Женитьба» Н. В. Гоголя (1960), «Егор Булычев и другие» (1946) и «Враги» (1955) М. Горького, «Отелло» (1938, 1947), «Король Лир» (1967) У. Шекспира. Ставятся произведения советских драматургов: «Платон Кречет» А. Е. Корнейчука (1937), «Извините, пожалуйста!» А. Е. Макаёнка (1954), «Честь семьи» Г. Мухтарова (1954), «Портрет» А. Тажибаева (1961), «В день свадьбы» В. С. Розова (1966) и др.
В 1958 и 1969 труппа театра пополнилась актёрами — выпускниками бурятской студии при Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии. Театр показывает спектакли для сельского зрителя, выезжает в бурятские округа Читинской и Иркутской областей, в промышленные центры Сибири (Братск, Ангарск, Тайшет и др.); успешно выступал в Улан-Баторе и аймаках МНР.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (БУ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (БУ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (БУ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (БУ)", комментарии и мнения людей о произведении.