» » » » БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (БУ)


Авторские права

БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (БУ)

Здесь можно скачать бесплатно "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (БУ)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Энциклопедии. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (БУ)
Рейтинг:
Название:
Большая Советская Энциклопедия (БУ)
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (БУ)"

Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (БУ)" читать бесплатно онлайн.








Бугурусланская операция 1919

Бугурусла'нская опера'ция 1919, см. Контрнаступление Восточного фронта 1919 .

Будагов Рубен Александрович

Буда'гов Рубен Александрович [р. 23.8(5.9).1910, Ростов-на-Дону], советский языковед, специалист в области общего и романского языкознания и филологии. Член-корреспондент АН СССР (1970). Окончил Ростовский педагогический институт (1933). Профессор Ленинградского (1947—52) и Московского (с 1952) университетов. Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

  Соч.: Этюды по синтаксису румынского языка, М., 1958; Введение в науку о языке, 2 изд., М., 1965; Проблемы изучения романских литературных языков, М., 1961; Сравнительно-семасиологические исследования. Романские языки, М., 1963; Литературные языки и языковые стили, М., 1967; Проблемы развития языка, М. — Л., 1965.

  Лит.: Степанов Г. В., Р. А. Будагов (60-летие со дня рождения), «Научные доклады высшей школы. Филологические науки», 1970, № 5.

Будай-Деляну Йон

Бу'дай-Деля'ну (Budai-Deleanu) Йон (около 1760, с. Чигмэу, Трансильвания, — 24.8.1820, Львов), румынский поэт. Творчество Б. связано с так называемой латинской, или трансильванской, школой, выражавшей в 1-й период своего развития стремление румын к национальному самоутверждению в условиях Австрийской империи. В 1875—76 в журнале «Бучумул ромын» («Buciumul Român») опубликовано его основное произведение — «героико-комико-сатирическая» поэма «Цыганиада», главная идея которой — утверждение равенства всех людей независимо от происхождения.

  Соч.: Ţiganiada (cu studiu de P. Cornea), 2 ed., v. 1—2, [Buc., 1958]; в рус. пер, — Цыганиада [отрывок], в кн.: Антология румынской поэзии, М., 1958.

  Лит.: Protopopescu L., Noi contribuţii la biografia lui 1. Budai-Deleanu. Do-cumente inedite, Buc., 1967.

  Ю. А. Кожевников.

Будакалас

Бу'дакалас (Budakalász), грунтовой могильник баденской, или печельской, культуры (см. Баденская культура ), открытый в 1952 близ Будапешта. Вскрыто более 550 могил. Преобладают трупоположения, но есть трупосожжения и кенотафы . Инвентарь: миски с 2 отделениями, кувшинчики, челнообразные каменные топоры, медные шилья, бусы и раковины Dentalia. Уникален 4-угольный сосуд, который вместо обычных 4 ножек имеет 4 колеса (древнейшее свидетельство о существовании повозки в Средней Европе). Датируется 3-м тыс. до н. э.

  Лит.: Banner J., Die Péceler Kultur, в сборнике: Archaeologia Hungarica, series nova, t. 35, Bdpst, 1956.

Будакалас. Глиняный сосуд в виде повозки.

Буда-Кошелёво

Бу'да-Кошелёво, посёлок городского типа, центр Буда-Кошелёвского района Гомельской области БССР. Железнодорожная станция (Буда-Кошелёвская), на линии Гомель — Жлобин. 7,2 тыс. жителей (1969). Плодоовощной, маслосыродельный, хлебный заводы. Техникум механизации сельского хозяйства.

Будапешт

Будапе'шт (Budapest), столица, политический, экономический и культурный центр Венгерской Народной Республики (ВНР). Б. занимает центральное ключевое географическое положение в стране — на обоих берегах Дуная в том месте, где река вырывается из гор на Среднедунайскую низменность. Климат умеренный континентальный. Средняя температура января от 0 до —3°С, абсолютный минимум до —30°С; температура июля 21°С, 22°С, абсолютный максимум до 37°C. Б. — крупнейший город в социалистических странах зарубежной Европы. Площадь 525 км2 . Население около 2 млн. чел. (1970; около 200 тыс. чел. в 1850, 861 тыс. в 1900, 1712 тыс. в 1961).

  Городское управление. Б. — административный центр медье Пешт, выделен в самостоятельную административную единицу. Город республиканского подчинения. Органом власти является городской совет, избираемый депутатами районных советов сроком на 4 года. Исполнительный орган совета — исполнительный комитет, избираемый городским советом. Б. разделён на городские районы, органы власти в которых — районные советы, избираемые населением на 4 года. Каждый районный совет избирает исполнительный комитет.

   Историческая справка. Б. состоит из 3 исторически сложившихся частей — Пешта, Буды и Обуды, в январе 1872 объединённых в один город. На месте Буды и Обуды, которые, как и Пешт, впервые упоминаются в 1148, в древности было поселение кельтов, затем в 1—4 вв. римское поселение Аквинкум. Ко времени появления венгров (около 895) на территории Пешта существовали (до 10 в.) славянские поселения. В 11—13 вв. Пешт был значительным торговым центром. В 1241 Буда, Обуда и Пешт были разрушены монголо-татарскими завоевателями. С 1242 Буда — столица, с 1350 постоянная резиденция венгерских королей. В 1541—1686 Буда, Обуда и Пешт находились под властью турок, с начала 18 в. под властью Габсбургов. Население Буды и Пешта сыграло большую роль в Венгерской революции 1848—49. После образования в 1867 на основе соглашения между Габсбургской династией и венгерскими магнатами Австро-Венгерской монархии Б. стал столицей Венгрии. С конца 19 в. Б. — центр рабочего революционного движения. Был столицей Венгерской советской республики 1919 . В марте 1944 оккупирован немецко-фашистскими войсками, освобожден Советской Армией 13 февраля 1945. Б. подвергся сильным разрушениям в годы 2-й мировой войны и частично во время контрреволюционного мятежа 1956. К 1960 полностью восстановлен. В состав Б. в 1949 были включены пригороды: Чепель, Уйпешт, Кишпешт, Будафок и др.

  Экономика. По совокупности железнодорожных (10 лучей), автомобильных (8 шоссе), водных и воздушных (аэропорт Ферихедь) коммуникаций Б. — один из крупнейших европейских транспортных узлов. Б. — важнейшая база социалистической индустриализации страны. Здесь сосредоточено примерно 600 тыс. рабочих, занятых на 1700 предприятиях. За 1950—65 абсолютное число промышленных рабочих увеличилось, хотя всё более снижается чрезмерно большая доля столицы в промышленности страны (55% всех занятых в 1950, 45% в 1960, 41% в 1965, около 40% в 1969). В Б., наряду с преобладанием высококвалифицированных, главным образом новых, отраслей промышленности (электротехника, приборостроение, тонкое и среднее машиностроение, тонкая химия, конфекционное дело, полиграфия и т.д.), развиты так называемые старые отрасли (пищевая промышленность, чёрная металлургия, основная химия, а также текстильная промышленность). Особенно значителен удельный вес Б. в машиностроении (почти 60% всех занятых в этой отрасли в целом по стране; св. 80% занятых в приборостроении и более 70% занятых в электротехнике и электронике), в текстильной и химической промышленности (около 60% всех занятых в этих отраслях в стране). В металлопромышленности города, дающей около всей его промышленной продукции, преобладают транспортное машиностроение (комбинат «Ганц-Маваг» выпускает дизельные поезда, суда, автобусы марки «Икарус», грузовики и мотоциклы) и электротехника как слабых токов (особенно выпуск телефонно-телеграфного оборудования, радиоламп и электровакуумных аппаратов на заводе «Эдьешюльт-Иззо»), так и сильных токов (трансформаторы, генераторы, моторы и т.д.). Характерно быстрорастущее приборостроение; сильно расширено станкостроение. В текстильной (прежде всего хлопчатобумажной) и швейной промышленности занято около 17% индустриальных рабочих Б. Весьма разнообразен состав пищевой (мукомольной, мясоконсервной, плодоконсервной) индустрии (7% всех занятых). Имеется производство фармацевтических, резиновых изделий, кислот, минеральных удобрений и т.д. Завершено (1970) строительство линии метро Восток — Запад.

  И. М. Маергойз.

  Планировка и архитектура. Дунай делит Будапешт на две части. Часть столицы, расположенная по правому берегу Дуная, — холмистая Буда. Здесь находятся самая высокая точка города — гора Яношхедь (529 м ). Крепостная гора, гора Геллерт. Увенчивающий гору Геллерт памятник Освобождения (высота 36 м ; 1947, скульптор Ж. Кишфалуди-Штробль) доминирует в силуэте столицы. Левобережная часть Б. — равнинный Пешт. Воды Дуная в пределах городской черты омывают несколько островов: на С. — остров Сентэндре, далее к Ю. — группу мелких островов, в числе которых остров Маргит (с парком, гостиницей, плавательным бассейном) — излюбленное место отдыха горожан; на крайнем Ю. — остров Чепель.

  Берега Дуная соединены 8 мостами (в том числе «Цепной», 1839—49, инженер У. Т. и А. Кларк, скульптор Я. Маршалько: «Эржебет», 1897—1903, разрушен в 1944—45, восстановлен в 1955—65, архитектор П. Шали). Буда с узкими улицами сохраняет черты средневекового города; в основе плана более позднего Пешта — 3 полукольца улиц, пересечённых радиальными магистралями. Среди архитектурных памятников Буды — остатки римского поселения Аквинкума (1—4 вв., ныне музей), стен и башен крепости 13—17 вв., готические жилые дома (14 в.) и церковь Богоматери (Матьяша; 13—15 вв.), королевский дворец (13—18 вв., разрушен во время 2-й мировой войны, восстановлен в 1967), церковь св. Анны (1740—62, архитектор К. Хамон, М. Непауэр, барокко), мавзолей Гюль-Баба и несколько турецких бань (16 в.); в Пеште — Национальный музей (1837—47, архитектор М. Поллак, классицизм), Оперный театр (1875—84, архитектор М. Ибль), парламент (1884—1904, архитектор И. Штейндль, неоготика). Многочисленные памятники, в том числе Тысячелетию Венгрии (1894—1929, скульптор Д. Зала). Для массовой застройки Б. конца 19 — начала 20 вв. характерны жилые дома галерейного типа. После 1945 осуществляется реконструкция Б., ведётся строительство жилых и общественных сооружений (Народный стадион, 1948—53, архитектор К. Давид; гостиницы «Будапешт», 1968, архитектор Д. Срог, «Интерконтиненталь», 1970, архитектор Я. Финта; и др.).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (БУ)"

Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (БУ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора БСЭ БСЭ

БСЭ БСЭ - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (БУ)"

Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (БУ)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.