БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ВЕ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ВЕ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ВЕ)" читать бесплатно онлайн.
С конца 1860-х гг. ведущую роль начинает играть реалистическая жанровая живопись, откликающаяся на социальные конфликты эпохи. Произведениям крупнейшего венгерского художника-демократа М. Мункачи свойственны психологизм и драматизм образов, эмоциональная напряжённость цветовой гаммы. Социально-критические тенденции проявляются также в картинах Ш. Бихари и И. Ревеса. Реалистические искания характерны и для пейзажа (близкие к живописи барбизонской школы работы Л. Паала, Г. Месёя; произведения Л. Меднянского; пленэрные жанрово-пейзажные композиции П. Синьеи-Мерше).
В конце 19 в. развёртывается строительство Будапешта, складываются характерные черты его планировки и архитектурного облика — широкие магистрали и импозантные здания в духе неоготики, необарокко и неоренессанса (парламент, 1884—1904, архитектор И. Штейндль; Оперный театр, 1875—84, архитектор М. Ибль). На рубеже 19—20 вв. появляются тенденции стиля «модерн» (Музей прикладного искусства в Будапеште, 1893—96, архитектор Э. Лехнер). На площадях и скверах Будапешта сооружаются парадные монументы (архитектурно-скульптурный ансамбль памятника 1000-летию Венгрии, скульптор Д. Зала; памятники в академическом духе А. Штробля, И. Роны, И. Фадруса и др.).
Демократические традиции национальной культуры продолжает венгерское искусство 1900—1910-х гг. — использующие приёмы пленэрной живописи художники группы Надьбаньи (Ш. Холлоши, К. Ференци, Я. Topma, И. Рети и др.), опирающиеся на наследие Мункачи мастера альфёльдской школы (Я. Торняи, И. Коста, И. Надь, Д. Руднаи), которым свойственно вместе с тем стремление к повышенной живописной экспрессии. Глубокое внимание к внутреннему миру человека из народа отличает жанровые композиции А. Феньеша и Л. Меднянского. Социальная острота видения присуща и близкому к французской группе «Наби» портретисту и жанристу И. Риплю-Ронаи. Особняком стоит творчество живописца Т. Костки-Чонтвари, красочные примитивистские пейзажные композиции которого проникнуты атмосферой таинственной сказочности. Художники авангардистской группы «Восемь» в поисках эмоциональной остроты и действенности искусства обращаются к приёмам экспрессионизма и сезаннизма (К. Керншток, Б. Пор, Р. Берень). В 1915—16 начинает свою деятельность группа художников-антимилитаристов — «венгерских активистов» (Б. Уитц, Ш. Бортник, И. Немеш-Ламперт, Я. Кметти и др.). Мастера обеих групп в период Венгерской советской республики (1919) участвовали в оформлении народных празднеств, создавали революционные плакаты. Советская республика сыграла важную роль в художественной жизни В., укрепив связь прогрессивных художников с демократическими массами.
После установления в В. фашистской диктатуры многие венгерские художники работают в эмиграции (Б. Уитц, Ш. Бортник, Ш. Эк, Л. Мохой-Надь и др.). Оставшийся в В. живописец и график Д. Деркович, отразивший в своих беспощадно правдивых, экспрессивных, гротескно-острых произведениях драматические противоречия эпохи, подвергался преследованиям и умер в нищете. Традиции социально заострённого искусства развивали в этот период также живописец И. Деши-Хубер, скульпторы Д. Гольдман, Л. Месарош, а также созданная в 1934 «Группа социалистических художников» (А. Э. Феньё, А. Шугар и др.). Официально господствовавшими направлениями в венгерском искусстве были натурализм, академизм и необарокко. Прогрессивное направление в архитектуре было представлено функционалистскими постройками Б. Лайты. В скульптуре выделялись работы Ф. Меддьеши, Б. Ференци и Д. Бокроша-Бирмана, отличавшиеся реалистической выразительностью обобщенных форм и живописной свободой лепки, в живописи — композиции В. Аба-Новака с красочным, порой гротескным изображением харчевен, ярмарок и балаганов, а также исполненные внутренней экспрессии пейзажи и жанровые сцены А. Берната, И. Эгри, И. Сёньи.
После установления в В. народно-демократического строя искусство вошло в повседневную жизнь народа. В связи с размахом строительства получило развитие монументальное искусство. Для современной архитектуры В. характерны целесообразность планировки, сочетание простых, ясных объёмов, многообразная ритмическая организация оконных проёмов и лоджий, высокое качество декоративной отделки. Применение фресок, мозаик, росписей, сграффито, скульптуры малых форм повышает художественную выразительность зданий. Среди лучших построек: Народный стадион (1948—53 архитектор К. Давид и др.), поликлиника на улице Фехервари (1949, архитекторы Е. Сендрёи, А. Леваи), Дом профсоюза работников строительной промышленности (1948—49, архитектор Л. Гадорош и др.), мост Эржебет (1965, архитектор П. Шали) — в Будапеште; промышленные здания в Ньиредьхазе, Береттьоуйфалу и др.; гостиницы в Дебрецене, Шальготарьяне, Кечкемете, Хайдусобосло и др. Значительное строительство ведётся в старых (Мишкольц, Дьёр) и новых (Дунауйварош, Комло, Тисапальконья и др.) городах, на курортах озера Балатон. На индустриальной базе развивается типовое проектирование. Новые города имеют рациональную свободную планировку; жилую застройку отличает выразительное ритмическое сочетание многоэтажных башенных домов со зданиями горизонтальной протяжённости. Современные постройки в старых городах удачно сочетаются с историческими ансамблями. Осуществляются реконструкция Будапешта, благоустройство старых и строительство новых районов города (район Атилла Йожеф и др.).
В развитии изобразительного искусства ВНР значительную роль сыграли мастера старшего поколения — хранители национальных реалистических традиций (группа альфёльдских художников; живописцы И. Сёньи, А. Бернат, скульпторы Ф. Меддьеши, Ж. Кишфалуди-Штробль, П. Пацаи, Ш. Микуш, Б. Ференци и др.). Широкое распространение в конце 40 — начале 50-х гг. получила живопись на историко-революционные сюжеты и темы социалистической индустриализации. Заметные успехи были достигнуты в монументальном искусстве (монумент Освобождения на горе Геллерт в Будапеште, 1947, Ж. Кишфалуди-Штробль; фрески Э. Домановского в металлургическом комбинате г. Дунауйварош, 1955). Для искусства 60-х гг. характерно многообразие художественных исканий при общности идейных устремлений, направленных на создание произведений, близких народу. Для живописцев ходмезёвашархейской группы и близких к ним мастеров (И. Д. Куруц, И. Немет, М. Шомош, Я. Сурчик) свойственно стремление к обобщению реальных впечатлений. Их картинам на темы жизни современной деревни присущи лаконизм языка, чёткая построенность, сдержанная гамма. К этому направлению в графике близки Д. Феледи и З. Макрис. Вместе с тем в искусстве последних лет усилился интерес к эмоционально-экспрессивным решениям (живопись Т. Дураи, Ф. Салаи, И. Кокаша; скульптура И. Шомодьи, А. Макриса, Т. Вильта; графика Б. Кондора, А. Вюрца), часто осложнённым чертами символизма и сюрреализма (живопись Т. Чернуша; скульптура И. Варги; графика А. Гроша, Д. Хинца). Декоративно-абстрактные и конструктивистские искания характерны для живописи Ф. Мартина, монументальных мозаик И. Барчаи. Успешно развивается скульптура (исполненные динамики и жизнерадостной романтики, юношески угловатые образы И. Кереньи; обобщённые, пластически выразительные портреты М. Боршоша; полные мужественной героики монументальные памятники И. Киша). Большие успехи достигнуты в декоративном искусстве (керамика М. Ковача и И. Гадора, гобелены Н. Ференцп, Д. Хинца и др.).
Лит.: Гараш К., Живопись Венгрии в XVIII веке, Будапешт, 1957; Погань Г. Э., Венгерская живопись XIX века. [Альбом, Будапешт, 1957]; его же, Венгерская живопись ХХ века. [Альбом], Будапешт, 1959; Губер А. А. [Вступит, ст.], Изобразительное искусство Венгрии. [Альбом], М., 1961; Тихомиров А., Искусство Венгрии IX—XX вв., М., 1961; Народное искусство Венгрии, Будапешт, 1964; Светлев И., Современная венгерская скульптура, М., 1968; Magyarország müvészeti emiékei, 1—3 köt, Bdpst, 1959—61; Rados J., Magyar épitészettörténet, Bdpst. 1961; Magyarország müvészet története, 1—2köt., 3 kiad., Bdpst, 1964; Kampis A., The history of art in Hungary, Bdpst, 1966; Neméth L., Modern magyar müvészet (на венг., англ. и нем. яз., Bdpst, 1969).
Л. С. Алешина.
XV. Музыка
Истоки музыкальной культуры В. — в её богатом музыкальном фольклоре. Развитие венгерского музыкального искусства определила противоречивая взаимосвязь древней восточной основы и позднейших западных влияний. Первые сведения о венгерских народных музыкантах-сказителях, так называемых игрицах, относятся к 10 в. Они исполняли эпические песни и баллады под аккомпанемент кобоза (народный струнный щипковый инструмент) и лютни. В 10 в., когда христианство стало официальной религией, определенное влияние на развитие венгерской музыки оказали григорианский хорал и поэзия латинских гимнов.
В 13 в. стало развиваться профессиональное музыкальное искусство, носителями которого были придворные музыканты. В 15 в. в Буде и при наиболее крупных епископских дворах существовали капеллы, привлекавшие музыкантов из др. стран. Развитию национальной музыкальной культуры В. препятствовало османское завоевание, тем не менее в этот период появились первые светские музыкальные произведения — сборники с венгерскими текстами (сказания и исторические песни), изданные в 1536—38 А. Фаркашем, в 1554 — лютнистом и певцом Ш. Тиноди, в 1553 и 1565 — композитором и лютнистом Б. Бакфарком. Песни на венгерском языке получили распространение и в церковном богослужении, когда в период Реформации, санкционировавшей пение на родном языке, под влиянием западной религиозной песенной культуры сформировалась венгерская духовная народная песня.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ВЕ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ВЕ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ВЕ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ВЕ)", комментарии и мнения людей о произведении.