БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ГА)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ГА)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ГА)" читать бесплатно онлайн.
В Порт-о-Пренсе находятся Национальная библиотека (основана в 1940; 19 тыс. тт.); Национальный музей (основан в 1938), Музей народов Г. (1949), Художественный центр (1944).
Е. Б. Лысова.
Печать, радиовещание, телевидение. В 1970 издавалось около 10 газет и журналов общим тиражом до 25 тыс. экз. Наиболее влиятельная правительств, газета «Нуво монд» («Le nouveau Monde»), с 1956, тираж 7—8 тыс. экз. Др. крупные газеты: «Матен» («Le Matin»), с 1910, тираж 2,5 тыс. экз.; «Нувеллист» («Le Nouvel-liste»), с 1896, тираж 3 тыс. экз.; «Жур» («Le Jour»), с 1948, тираж 2,6 тыс. экз.;«Аити журналь» («Haiti Journal»), с 1930, тираж 2 тыс. экз.; «Букан» («Bou-can») — печатный орган Объединённой партии гаитянских коммунистов.
Начало радиопередач в Г. относится к 30-м гг. 20 в. В 1970 действовали 22 станции, крупнейшие из них в Порт-о-Пренсе: правительственная — «Вуа де ла революсьон дювальерист» и проправительственные «Радио тропик», «Радио Кариб», «Радио эндепанданс», «Радио Порт-о-Пренс», а также «Радио Люмьер» и «Вуа эванжелик», связанные с американскими монополиями и ведущие антикоммунистические и религиозные передачи на французском, испанском и английском языках для Г., бассейна Карибского моря и Центральной Америки. На С. страны работают радиостанции: «Вуа дю нор» и «Радио ситадель». Единственная в Г. телекомпания «Радио-телевизьон-аитьен» ведёт передачи по одному каналу на французском и английском языках.
В. Е. Тихменев.
Литература . В основу литературного развития Г. легли традиции культуры индейцев таино, населявших о. Гаити до его захвата европейцами, культуры негров Западной Африки, ввезённых во времена работорговли, и европейской, преимущественно французской, культуры. Литературный язык — главным образом французский. В фольклоре сохранились африканские, частью индейские элементы. Победоносная борьба за независимость на рубеже 18—19 вв. оставила глубокий след в литературе Г., неоднократно возвращавшейся к образам и героям освободительной войны. После провозглашения независимости (1804) получили развитие поэзия и драматургия, позже — роман, испытавшие в 19 в. сильное влияние французских литературных течений.
Угроза колонизации Г. европейскими государствами и США во 2-й половине 19 в. породила патриотические настроения в публицистике (Л. Жанвье; А. Фирмин «О равенстве человеческих рас», 1884) и в художественной литературе (М. Куаку, 1867—1908; Т. Гильбо, 1856—1937; И. Вьё, 1865—1941). Патриотической поэзии О. Дюрана (1840—1906) свойственны уже национальные краски и образы. Первые, ещё слабые романы — «Стелла» (1859) Э. Бержо, «Франческа» (1872) Д. Делорма, «Искательница» (1889) Л. Жанвье. На рубеже 20 в. заметно оживление журналистики (журналы «Жён Аити» — «La jeune Haiti» и «Ронд» — «La Ronde»). В это время не без влияния французского натурализма развивался социальный роман. Реалистические картины гаитянских нравов и быта возникли в романах Ф. Марселена (1848—1917), особенно в его романе «Фемистокл Эпаминонд Лабастер» (1901), а также в прозе Ж. Лериссона (1873—1907). Ф. Ибер (1873—1928) дал острую сатиру на высшие классы Г. Выступая под лозунгом «национальной литературы», они внесли в роман критику политической коррупции, сатиру, народный юмор, разговорную речь. Патриотизм их выражался в критическом и правдивом изображении жизни Г. С журналом «Ронд» на рубеже и в начале 20 в. связана противоположная литературная линия, подражающая французской поэзии, главным образом парнасцам (поэты Ж. Сильвен, 1866—1925; Э. Вилер, 1872—1951; Э. Лафоре, 1876—1915).
Подъём национально-освободительного движения против американской оккупации (1915—34) оказал решающее влияние на литературу Г. Возникло литературное движение «эндиженизм» (журнал «Ревю эндижен» — «La Revue indigene», 1926—27), утверждавшее национальное самосознание через новые социальные темы, образы героического прошлого и национальные фольклорные формы. Эта тенденция негризма, или африканизма, у одних (Ж. Румен и др.) была связана с социальным протестом, у других переходила в этнографическую экзотику (К. Бруар и др.). Поэты этого поколения — Ж. Бриер (р. 1909), Э. Румер (р. 1903), Р. Камиль (1915—61). Крупнейшей фигурой был Ж. Румен (1907—44), основатель компартии Г. (1934), поэт и прозаик. Его проза — сборник рассказов «Добыча и тень» (1930), повести «Заколдованная гора» (1931) и «Марионетки» (1931) оказали значительное влияние на литературу Г. Крестьянская тема развита в романах Ж. Синеаса 30-х гг., в романе «Канапе вер» (1944) братьев Филиппа Т. и Пьера Марселенов. К. Сент-Од Маглуар (р. 1912) написал роман из жизни низов «Парии» (1949). Общественный подъём в конце 2-й мировой войны пробудил новые силы в литературе Г. Молодая поэзия развивалась под знаменем социализма. Выступил Р. Депестр (р. 1926; сборникн «Чёрная руда», 1956, «Дневник морского животного», 1964). Социалистические идеи выразились в романе 40—50-х гг., показывающем трагедию нищего крестьянства: роман Ж. Румена «Хозяева росы» (1944), где впервые дан образ героя-революционера; «Господь-бог смеется» (1952) Э. Сент-Амана, «Семена гнева» (1949) А. Леспеса, «Жатва» (1946) Ф. Мориссо-Леруа (р. 1912). Ж. С. Алексис (1922—61) стремился отразить социальные проблемы страны; его романы «Добрый генерал Солнце» (1955), «Деревья-музыканты» (1957), «В мгновенье ока» (1959) получили международную известность.
В начале 60-х гг. в условиях реакционного террора выступили прогрессивные поэты — Р. Филоктет (р. 1932; поэма «Барабаны солнца», 1962. и др.). Давертиж (р. 1940; сб. «Idem»), Ж. Р. Лафоре (р. 1940) и др. А. фелпс (р. 1928) — автор сборников стихов и поэм (сборник «Ты, страна моя», 1968). В 60-х — начале 70-х гг. большинство прогрессивных писателей Г. вынуждено жить в эмиграции (Ж- Бриер, Р. Депестр и многие др.).
Поэзия и театр частично развиваются на креольском языке. Успехом пользовались постановки на креольском языке писателя и театрального деятеля Ф. Мориссо-Леруа.
Е. Л. Гальперина.
Архитектура и изобразительное искусство . От древней культуры индейцев Г. сохранились орнаментированная керамика, примитивные изображения людей и животных, деревянные изделия. Архитектура пережила известный подъём после установления независимости Г., когда между 1808—16 близ г. Кап-Антьен были построены крепость Ла-Ферьер с циклопическими стенами и дворец Сан-Суси в духе французских дворцов 18 в. В 19—20 вв. построены собор и Национальный дворец в Порт-о-Пренсе. Народное творчество негров и мулатов, представленное деревянными масками и росписями стен, послужило основой для живописи художников-самоучек (Ф. Обен, Э. Ипполит, Л. Пуассон), наивной и яркой по цвету, любовно передающей черты быта и природы Г.; развита и деревянная скульптура (Ш. Нормиль, А. Лафонтан — автор жанровых сцен из жизни негров, и др.). Современная архитектура представлена постройками А. Мангоне, Р. Боссана и др.
Лит.: Народы Америки, т. 2, М., 1959: Томас А. Б., История Латинской Америки, пер. с англ., М., 1960; Слезкин Л. Ю., Революция негров-рабов на острове Сан-Доминго в 1791—1803, «Уч. зап. по новой и новейшей истории», в. 2, М.. 1956; Гонионский С. А., Очерки новейшей истории стран Латинской Америки, М., 1964; Мартынов М. В., Гаити, М., 1969; Madion Th., Histoire d'Haiti, v. 1—3, Port-au-Prince, 1847—48; Davis H. P., Black democracy. The story of Haiti, N. Y.,_ 1928; Pierre-Audain J. J., Espanola, Saint-Domingue. Haiti, Мех., 1961; Vera P. J., Haiti, La Habana, 1967; Logan Rayford W., Haiti and the Dominican Republic, L., — La. o.], 1968 (bibi., p. 205—13); Historiade la Revolucion de Haiti, Habana, 1966: PierreCharles G.. Haiti. Radiografia de una dictadura, Мех., 1969: Мартынов М. В., Аграрные проблемы Гаити, в сборнике: Аграрный вопрос и проблемы освободительного движения в странах Латинской Америки, М., 1968, с.164—69; P. i. erre-Charles G,, L'economie haitienne et sa voie de developpement, P., 1.1967] (bibl.); Алексис Ж. С., Современные проблемы гаитянской литературы, «Иностранная литература», 1960..№ 2: его же, Дорогой живых традиций, там же, 1961, № 2: Время пламенеющих деревьев. Поэты Антильских островов. [Предисл. Е. Гальпериной], М., 1961; Взорванное молчание. Современная поэзия Гаити. [Сост. и послесл. Е, Гальпериной, М., 1968]; Lubin М., Poesies haitiennes, Rio de J., 1956; Morisseau-Leroy F., La litterature haitienne d'expression Creole, «Presence africaine», 1958, № 17; Gouraige G., Histoire de la litterature haitienne (de l'independance a. nos jours), Port-au-Prince, 1960; его же, Les meilleurs poetes et romanciers haitiens (Pages choisies), Port-au-Prince, 1963; Manuel illustre d'histoire de la litterature haitienne, Port-au-Prince, 1.1961]: Trouillot H., Les origines sociales de la litterature haitienne, v. I, Port-au-Prince, 1962; Sylvain G., A travers la poesie haitienne, «Conjonction», 1965, № 99; Selden Rodman. Renaissance in Haiti, N. Y., 1948.
Л. Пуассон. «Туалет крестьянки». 1940-е гг. Музей Художественного центра. Порт-о-Пренс.
Казнь Анакаоны, предводительницы одного из племён острова Гаити. Гравюра Теодора де Бри. 16 в.
Э. Ипполит. «Загородный дом». 1940-е гг. Американо-английский художественный центр. Нью-Йорк.
Национальный дворец и памятник Ф. Д. Туссен-Лувертюру (скульптор Э. Лафорестьер) в Порт-о-Пренсе.
Дворец Анри Кристофа Сан-Суси близ г. Кап-Аитьен. 1811—12.
Государственный герб Гаити.
Порт-о-Пренс. Вид части города.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ГА)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ГА)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ГА)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ГА)", комментарии и мнения людей о произведении.